Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности
Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения — что получится в результате) и проверять их.
Возраст: 12—13 лет.
Учебная дисциплина: математика.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 460): дан квадрат со стороной 5x5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел.
Инструкция: учащимся предлагается найти в таблице последовательно все числа от 1 до 25 (кто быстрее?). Для этого необходимо:
1) сравнить между собой время, затраченное каждым учени
ком на выполнение задания;
2) описать способы выстраивания последовательности
(движение по горизонтали, вертикали, наличие системы при
поиске или поиск с опорой на запоминание рядом стоящих
чисел), используемые каждым учеником;
3) найти оптимальную стратегию выстраивания последова
тельности по затрачиваемому времени;
4) проверить эту стратегию на представленных ниже
заданиях;
Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.
Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.
5) сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел по таблице.
Задание «Найти правило»
Цель: формирование умения выделять закономерность в построении серии.
Возраст: 12—13 лет.
Учебные дисциплины: математика.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 673): учащимся предъявляется круг, в полукругах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа. Для организации выполнения задания предлагается ориентироваться на вопросы и задания, приведённые на карточке:
1. В каких сегментах нужно сравнивать числа между собой (расположенные рядом, через один или др., в одном полукруге или разных)? (Ответ: находящиеся в разных полукругах, поскольку нужно определить правило размещения чисел в полукругах.)
2. Опишите последовательность действий (алгоритм) для выведения правила размещения чисел.
3. Можно ли сформулировать общее правило для решения такого типа задач?
Задание «Работа с метафорами»
(А. Е. Падалко, 1985)
I Цель: формирование умения работать с метафорами (воз-! можность понимать переносный смысл выражений, понимать
и строить обороты речи на основе скрытого уподобления,
образного сближения слов).
95)
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.
Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие пословицы, справа — русские.
Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Материал: карточка с пословицами.
Немецкие пословицы | Русские пословицы | |
1. Не ленись, ясли сами | 1. | Язык до Киева доведёт. |
ко рту не пойдут. | ||
2. Кто много начинает, | 2. | Один в поле не воин. |
очень мало осуществляет. | ||
3. Ошибки других — | 3. | Овёс к лошади не ходит. |
хорошие учителя. | ||
4. Совершённые поступки | 4. | Семь раз отмерь, |
в советах не нуждаются. | один — отрежь. | |
5. С красноречивым | 5. | Дело мастера боится. |
языком не пропадёшь. | ||
6. Лицо выдаёт негодяя. | 6. | Кончил дело, гуляй смело. |
7. Один всё равно что | 7. | С миру по нитке — |
никто. | голому рубашка. | |
8. Тухлое яйцо портит | 8. | Дуракам закон не писан. |
всю кашу. | ||
9. Сначала подумай, | 9. | После драки кулаками |
потом начинай. | не машут. | |
10. Сначала ноша, | 10. | Молчание — |
потом отдых. | знак согласия. | |
11. В беде сотня друзей | 11. | На голове густо, |
весят очень мало. | да в голове пусто. | |
12. Свежая рыба — | 12. | Истинные друзья |
хорошая рыба. | познаются в беде. |
Продолжение
Немецкие пословицы | Русские пословицы |
13. Дожди образуют реки. 14. Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы. 15. Отсутствие ответа тоже ответ. 16. Любить и петь заставить нельзя. 17. Любовь к делу делает труд лёгким. 18. Глупые руки марают стол и стены. | 13. Насильно мил не будешь. 14. На воре шапка горит. 15. Куй железо, пока горячо. 16. Ложка дёгтя в бочке меда. 17. На ошибках учатся. 18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
Кому принадлежит выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Как его нужно понимать? Имеет ли оно только исторический смысл?
Задание «Составление слоп из элементов по правилу»
(А.Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.
Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить
такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.
1. В, Г, Д (выгода).
2. С, К, Р, Т (секрет).
3. Ж, К, Л (ложка).
4. Н, Л, С, К (носилки).
5. Ж, Ц (жнец).
6. Б, Р, Щ (борщ).
Задание «Отсутствующая буква»
{А. Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность.
Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач.
Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, ко-идо, инг, штоа, пата, кышка.
Задание «Робинюн и Анртоп»
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
^1
Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.
Материал: текст на карточке.
Текст.
Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.
«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги».
Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».
• Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что
Айртон сможет, «работая, переродиться»?
Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все восхищаются.
• Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более
сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и
человеческое достоинство?
Формирование умения проводить эмпирическое исследование
Запамие «Эмпирическое исследование»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: эмпирическое исследование — это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает
99,
не только освоение умений, непосредственно связанных с ис
следованием, но и ориентировку в предметно-специфических
областях, а также развитие регулятивных действий, т. е.
умения организовать совместную работу (распределение
функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е.
умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка,
принятие других точек зрения, других способов решения).
Этапы проведения исследования\
■1. Создание проблемной ситуации, формулирование проб- |
лемы, гипотезы. I
2. Подготовка к проведению исследования:
— выделение материала, который будет использован в исследовании;
— параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). '
3. Поиск решения проблемы.
4. Проведение исследования.
5. Изложение результатов исследования, их представление.
6. Обсуждение, оценка полученных результатов.
По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.
Задание «Любимые передачи»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).
Возраст: 13—15 лет.
Учебные дисциплины: литература (другие предметы социально-гуманитарного цикла).
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи. После этого учащиеся переходят к подготовительномуэтапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:
— определение функций каждого участника (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);
— решение вопросов о том, как будет осуществляться отбор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности;
— формулирование вопросов (содержание и форма), которые будут предложены участникам;
— кто формулирует вопросы, обсуждает их;
— формы представления вопросов (анкета, устное сообщение и др.);
— планирование дальнейших этапов исследования;
—- проведение исследования — сбор информации, её анализ, представление результатов, выводы.
Задание «Выбор транспорта»
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: география (и другие предметы гуманитарного цикла).
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предлагается выбрать транспорт для экскурсионной поездки класса (группы).
Проблема — выбор удобного во всех отношениях транспорта для поездки учащихся на экскурсию в другой город.
Подготовительный этап — организация сбора информации, выбор основных источников информации о том или ином транспортном средстве, показателей их оценки.
Основной этап— сбор информации о разных видах транспорта для путешествия с разных позиций (стоимость, время поездки, расписание — время отъезда, приезда, удобства и др.). Сравнение видов транспорта по разным показателям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.
Задание «Жильцы твоего дома»
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом.
Возраст: 12—13 лет.
Учебные дисциплины: география.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюдова. «География», учебник для 6 класса): в учебнике рассказывается о том, каковы занятия населения в различных городах и
сельских населённых пунктах. В качестве задания там предлагается, «расспрашивая родителей, используя собственные наблюдения, собрать сведения о своём населённом пункте» (название, географическое положение, когда возник и т. д.).
Подобное задание предлагается учащимся, но оно относится к сбору сведений о жильцах их дома (подъезда). Учащимся следует выяснить, сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей (технические специальности, медицина, образование и др.).
Набор вопросов можно продолжить самостоятельно или использовать вопросы из вышеназванного учебника (предлагаемые для характеристики населённого пункта). Интересно соотнести полученные данные в разных группах и определить сходство и различия в возрастном, профессиональном и других составах.
На подготовительномэтапе определяются вопросы, способы получения информации, место проведения исследования.
На основномэтапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.
Формирование умения проводить теоретическое исследование
Задание «Сказочные герои»
Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование — это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.