Четыре вида проявления у ребенка страха совершить ошибку.
00:04:13 Итак, какие же эти четыре способа, или четыре проявления поведения ребенка. Ребенка, который является следствием страха совершить ошибку вследствие напряжения. Первое – это скрывать свои ошибки и врать. То есть, скрытность и вранье. Второй способ избежать ошибок – это научиться обходиться не очень высокими целями и устанавливать в своей жизни не очень высокие стандарты, для того чтобы риск к ошибке свести до минимума, или по крайней мере, болезненные последствия совершения ошибки. Третий типичный вид поведения у детей, которые не имеют этого допуска, не имеют эту лицензию на ошибки – это склонность защищаться, как бы занимать оборонительную позицию, оправдывать свои ошибки, или обвинять в том, что я что-то сделал не так других людей. То есть, находить внешние какие-то объективные и субъективные обстоятельства, которые бы оправдывали мою ошибку, мой поступок, или проступок. И четвертый способ – это не внешний способ, это скорее психическая, психологическая реакция, это занижение самооценки и самонаказание, склонность наказывать себя.
00:06:08 Избежать этих четырех проявлений можно только в том случае, если ребенок получает четкое, как бы послание от своих родителей, или эмоционально, словесно, что нет ничего дурного в том, что ты, время от времени, совершаешь ошибки. Дети приходят в этот мир с естественной способностью любить своих родителей. Но они не умеют любить, или прощать самих себя. То есть, тот механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать – это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но самооценки, собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они приходят без них. Поэтому дети могут научиться любить себя, только благодаря тому, как к ним относятся их родители. В частности, как их родители реагируют на совершение детьми ошибок. Когда детей не посрамляют, не наказывают за совершение ошибок, они учатся тому, что на самом деле нет необходимости быть безупречным, быть совершенным, для того чтобы тебя любили. В конце-концов, они обретают самый важный навык принимать самих себя и принимать свои собственные несовершенства.
00:07:55 Когда родители, например, извиняются за свои собственные ошибки, дети автоматически их прощают. Когда-то считалось, и до сих пор может быть, есть люди, которые считают, что родители не должны признавать свои ошибки, что это не педагогично, они не должны просить прощения у ребенка, ребенок должен чувствовать сильную руку, он должен видеть, он должен с открытым ртом смотреть на своего родителя. Родитель безупречный. Но чаще всего, мы, как родители, далеко не безупречны, но из-за того, что мы пытаемся поддерживать этот ложный стандарт, мы портим отношения с детьми во-первых, а во-вторых этот страх, что мы потеряем родительский авторитет, или другими словами, потеряем уважение и любовь детей, он передается детям и они начинают действовать в этом же ключе, они не боятся терять любовь и авторитет окружающих, близких людей, и совершенно не склонны правильно относиться к совершению ошибок, как самим, так и теми людьми, которые их окружают, с которыми они общаются. Если родители не совершают ошибок, и стало быть, им не за что просить прощения, действуют безупречно, или стремятся к этому, то возникает вопрос: каким образом дети могут научиться прощать? Говорили, что главный механизм совершенствования обучения, механизм для развития ребенка – это склонность его, естественная способность подражать родителям. Но если он никогда в жизни не видел, чтобы родитель, который совершил ту или иную ошибку, тем не менее, как бы дает шанс любить себя, несмотря на эту ошибку, то практически невозможен опыт, как способность прощать.
00:10:13 Если же родители решают ошибки, и при этом не просят прощения, то дети будут слишком сильно упрекать. В психике ребенка, мы уже говорили, существует механизм чрезмерного чувства вины. И часто проявление такой наглости, в виде прямого отрицания, которое мы будем говорить вот эти, это защитная реакция именно против этого тягостного чувства чрезмерной вины, за то что… не только из-за того, что я сам сделал, но и из-за того, что произошло с людьми, которые мне дороги. Эта способность прощать себя, она развивает темную пелену брачного чувства вины. И приобретается эта способность, избавляться от тягостного чувства вины тем, что многократно ребенок видит, что его родители, которые в некоторых вещах совершают ошибки, тем не менее по-прежнему достойны любви, и он чувствует эту любовь по отношению к своим родителям. Когда ребенок видит, что родители, несмотря на свое несовершенство, тем не менее, достойны любви, и он чувствует эту любовь, то он примерно в возрасте 10ти лет, дети становятся, своего рода, более себя осознающими. То есть, самоосознающими. И потихонечку начинает понимать также, что у них есть свои несовершенства и свои ограничения, естественные для каждого человека. Поэтому они никогда не будут так жестко, эмоционально жестко относиться к самим себе.
00:12:16 Примерно в возрасте где-то 9ти лет, дети начинают чувствовать стыд за поведение родителей, кода оно им кажется нелепым и странным. Например, когда мама начинает петь, проходя мимо полок овощного магазина, или выбирая товар в магазине. И по мере того, как дети больше осознают себя, они больше начинают осознавать то, что окружающие люди могут о них что-то думать. Когда детей воспитывают в настроении прощения, они становятся сами более снисходительными по отношению к своим несовершенствам.