Слуховой анализатор левого полушария
2) существует общий (для разных форм выражения) стиль всей графики индивида. С теоретической точки зрения это означает, что возможна и разрешима проблема психологической идентификации личности человека по результатам анализа его графического продукта. Это позволяет рассматривать два различных варианта методов психодиагностики соответственно видам графического продукта:
— методы психографического анализа текста,
— психодиагностические рисуночные тесты.
Изобразительная деятельность поначалу была необходима для передачи сообщений другим людям, фиксации опыта. Считается, что таким образом охотники предупреждали товарищей о передвижениях, количестве и породах зверей — с помощью различных примитивных знаков, основным назначением которых было сообщить об определенном факте. История письма отражена в фундаментальном труде ЧЛоукотки (71).
Предполагается, что первоначально все эти знаки были независимы от языка, так как они действительно являлись только сигналами, простыми знаками, часто заранее установленными, но всегда понятными. В первую очередь сюда можно отнести знаки, столь необходимые в тех случаях, когда охотник шел по следам стаи. Одним из таких сигналов (приемов их очень много, особенно в этнографии) служит ветвь; положенная концом в нужную сторону. В дальнейшем в подобных случаях стали размещать негодные для охоты стрелы остриями в нужном направлении.
Изображения, содержащие сообщение, выполненное рисунками, называется пиктограммой. Различают пиктограммы и петроглифы. Их различие состоит в том, что пиктограммы — это исключительно рисунки, а петроглифы включают в себя также геометрические и другие элементы.
У всех пиктограмм есть одна общая особенность: они знакомят нас лишь с одним определенным событием, по большей части бытового характера, иногда разбитым на отдельные моменты, но всегда с легко обнаруживаемой цело-, стностью. Таким образом, можно сказать, что каждый рисунок как бы соответствует одному предложению.
Значительный прогресс, по сравнению с неопределенными неясными пиктограммами, представляет следующая ступень |развития письменности, так называемая идеографическая, ло-'гически развивающаяся из пиктографической. Поскольку слово и рисунок представляют собой два возможных способа выражения одного и того же объекта, то люди уже на раннем этапе стали отождествлять определенные рисунки с определенными словами. Они начинают пользоваться символами, знаками, приобретающими условный характер. При этом мы видим, что °чень многие знаки и символы происходят от так называемой кинетической речи. Это чисто графический наглядный эквивалент определенного жеста, уже вошедшего в обиход. Он внедряется в письмо главным образом там, где кинетическая речь оперирует символическими движениями (часто заимствованными из магии).
Например: у нас палец, приложенный к губам, означает "молчи!", а у североамериканских индейцев этот жест означает "дитя", указывая на то, что дитя не умеет говорить. Из этого жеста впоследствии возник знак "дитя", графически изображавшийся двумя параллельными черточками, пересекаемыми вертикальной третьей чертой.
В связи с этим интересны заметки СМ. Эйзенштейна о своем рисовании, о рисунках детей в творчестве У. Диснея (с которым он был в дружеских отношениях и много анализировал особенности его творчества и, в частности, изобразительные приемы). Автор "теории интеллектуального кино" предпринимает с этой целью экскурсы в область психологии, этнографии, лингвистики, биологии, эстетики, философии и т. д. Наблюдая собственные изобразительные работы, Эйзенштейн пытается понять природу искусства, особенности своей индивидуальности и собственного творческого метода (рис. 14).
"Почему в моих рисунках, несмотря на полное отсутствие анатомичности, есть человечески-физиологическое волнение для смотрящих?" — спрашивает себя великий режиссер и отвечает на свой вопрос: "Дело в том, что рисунки — протоплазменны прежде всего и стихийны от того, что покрывают процесс между первичной протополазмой и оформленным человеком. В моих рисунках истинно привлекающей темой является становление из плазмы в оформляющегося человека" (III. С. 269 — 270).
Для С. Эйзенштейна изобразительная деятельность имела важнейшее значение. Его ранние рисунки отличаются выразительностью движения. Он любил чертить и рисовать на доске в° время лекций; изобразительная деятельность во многом
В творчестве Эйзенштейна реализуется композиционная формула, по которой осуществляется единство содержания, доведенного до предела обобщения, и лаконичность изобразительного решения, сводящегося буквально к нескольким штрихам. Это единство и создает образное, истинно хУДожественное произведение.
По общепринятому определению, рисунок — изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Рисунок лежит в основе всех видов изображения на плоскости (живописи, графики, рельефа и т.д.) и как сокупность линейно-пластических элементов определяет структуру и пространственное соотношение форм. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам Рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и ха-Рактеру исполнения.
Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов, складывающихся у ребенка. Согласно Ж.Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка взамен смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ, который представляет собой частный случай этого символа. Символическая игра постепенно переходит в конструирование макета, как можно более точно соответствующего предмету. В развитии символа автор усматривает двоякую тенденцию: с одной стороны, в своем развитии символ все более приближается к адекватному отражению, с другой—символ есть ступень развития "знакового сознания", которая подготавливает высшие формы знаков — условные знаки. В понимании Пиаже индивидуальные символы возникают раньше условных (языковых) знаков.
Л.С. Выготский считает, что детский рисунок — это своеобразная "графическая речь", и раннюю мнемотехниче-скую стадию этой "речи" можно считать предвестницей будущего письма. Но при этом он находит, что такая речь — символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия. Ребенок на этой ступени не доходит до символизма второго порядка, заключающегося в том, что создаются письменные знаки для устных символов-слов.
Интерпретанция рисунков
Юнг и Фрейд по разному трактовали термин «либидо». Фрейд Определял Либидо как химическую и эмоциональную энергию, связанную с инструктивными биологическими влечениями, проявлениями сексуальности. Юнг – подразумевал «психическую энергию» - «интенсивность психологического процесса и его психическую значимость. В основе концепции либидо по Юнгу лежат энергетические явления прогрессии и регрессии. Энергия течет как вода. Если поставить на пути преграду – образуется запруда – регрессия. В идеале д.б. равновесие. Общее количество энергии остается константным. Для достижения душевного равновесия необходимо перераспределение энергии.
Юнг считал, что Психика – саморегулирующаяся система и что без противостояния противоположностей не может быть ни равновесия, ни системы регулирования. Чем сильнее противостояние – тем больше напряжение, тем большее к-во энергии человек имеет для свершений. Речь идет о свершениях психических. Они могут или не могут стать физическими. Не смогут – если вытеснены в бессознательное.