Основные методы арт-терапевтического тренинга

В таблице 3 представлены общепринятые методы арт-терапевтического тренинга[3, 8, 9, 15, и др.].

Таблица 3. Методы, используемые в арт-терапевтическом тренинге

Метод Описание Направленность, цель
Групповая дискуссия Совместное обсуждение вопроса, позволяющее прояснить (изменить) мнения, позиции и установки участников группы. Взгляд на проблемы с разных сторон Тематической дискуссии — обсуждение тем, значимых для всей группы
Биографической дискуссии — ориентация на прошлый опыт участников
Интеракционной дискуссии — ориентация на улучшение взаимоотношений между участниками группы
Обсуждение в группе Групповая рефлексия через анализ индивидуальных переживаний Облегчение самораскрытия участников. Усиление сплоченности группы
Мини-лекция Устное представление конкретной темы Получение новой информации
Психогимнастика Упражнения, направленные на коррекцию состояния группы Повышение работоспособности группы. Получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга
Арт-терапевтическое упражнение Упражнения, основанные на изобразительной деятельности и художественных приемах Достижение целей и задач тренинга
Метафорическая игра Игра с использованием сказок, притч, легенд Активизация творческих способностей, снятие стереотипов, препятствующих решению проблем на практике
Медитативная техника Релаксация Снятие напряжения, стрессовых состояний.Развитие и закрепление навыков саморегуляции
Рабочая тетрадь Работа с раздаточными методическими материалами Посттренинговая поддержка. Запись индивидуальных переживаний, закрепление знаний и опыта, полученных в ходе тренинга

В следующей главе будут более подробно рассмотрены различные художественные формы, техники, тематически ориентированные арт-терапевтические упражнения, которые можно использовать для достижения различных психокоррекционных, развивающих целей в психологическом обеспечении профессиональной деятельности.

Литература

1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с.

2. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. 380 с.

3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2001. 224 с.

4. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2005. 160 с.

5. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005. 101 с.

6. Глухова Т. Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья средствами арт-терапии: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2003. 25 с.

7. Гройсман А. Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.

8. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с.

9. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1989. 55 с.

10. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. Т. 2. 1989, № 1. С. 127–136.

11. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с.

12. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. 320 с.

13. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с.

14. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: Дисс. … д-ра психол. наук. СПб., 1998. С. 43.

15. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. С. 7–27.

16. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности СПб.: СПбГУ, 1996. 176 с.

17. Рожкова А. П. Развитие личностных профессиональных качеств студентов-психологов средствами тренинга: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 20 с.

18. Соловьева Е. А. Исследование роли предметно-пространственного компонента в формировании образовательной среды вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 5 (12): Психолого-педагогические науки: научный журнал. СПб.: РГПУ, 2005. С. 83–95.

19. Соловьева Е. А. Семиотические механизмы воздействия музыки как компонента среды // Ананьевские чтения-2004. Материалы науч.-практич. конференции 26–28 октября 2004 г. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 620–622.

20. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга // Психологический журнал. 1984, № 4. С. 57–64.

Наши рекомендации