Деятельностный подход как методологическая основа разработки ПРЛ
В качестве наиболее часто используемых методологических оснований при разработке психологических технологий в отечественной высшей школе используются: деятельностный подход, актуализирующий целенаправленную активность субъектов образовательной среды, предполагающий формирование личности в специально организованной деятельности, выполнение которой имеет выраженную обучающую и развивающую направленность; экопсихологический подход, который предполагает установление взаимоотношений студентов и преподавателей, способствующих взаимной психологической безопасности партнеров по взаимодействию, что обеспечивает эффективную жизнедеятельность систем социальных отношений в вузе. Еще одной методологической концепцией выступают положения гуманистической психологии, провозгласившей постулат свободы и бесконечных возможностей реализации потенциала личности.
Характеристиками психологических технологий деятельностного подхода являются: формулирование и достижение посредством социально-психологических воздействий определенных целей и задач, обязательное выделение этапов реализации, которые представляют структуру разрабатываемой или используемой психологической технологии, а также наличие определенной логической последовательности, в которую соединены этапы ее реализации.
Методические подходы к реализации вводной фазы и фазы контакта, содержание, упражнения.
Вводная фаза На этой стадии осуществляется ознакомление участников с правилами, целями и задачами тренинга. Ведущий(е) информирует участников о понятии роли, трансакции, механизмах установления эффективного взаимодействия в контексте трансактного анализа Э. Берна. Происходит знакомство участников группы друг с другом и ведущим(и).
Фаза контакта Основной целью является создание благоприятного психологического климата в группе, снижение ситуативной тревожности, принятие групповых норм и правил, активизация способности к рефлексии, создание условий для проявления искренности участников взаимодействия. Для создания атмосферы открытости и доброжелательности, увеличения степени контакта между участниками предлагаются групповые игры и упражнения. Упражнение «Мое настроение...» Участникам предлагается сесть в большой круг и по очереди рассказать о своем настроении, называя при этом свое имя, причем то, которым участнику хочется, чтобы его называли. Настроение, эмоциональное состояние предлагается выразить с помощью сравнения с погодой, климатическими явлениями и др. Например: «Мое настроение похоже на чистое, чистое небо с легкими перистыми облаками». Психологический комментарий: упражнение настраивает на доброжелательное отношение друг к другу, создает особую атмосферу открытости и искренности.
Методологические подходы фазы лабилизации, содержание, упражнения
На этом этапе формируется активный рабочий настрой участников тренинга. Осознаются трудности в установлении контактов с позиции занимаемых ролей во взаимодействии.
Упражнение «Карусель ситуаций» Участники становятся в два круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу; ведущий задает ситуации для участников, стоящих во внутреннем круге, а внешний круг должен их поддержать. Затем участники меняются местами. Примеры ситуаций: перед вами начальник, а вы в третий раз опоздали на работу; вы столкнулись с иностранцем, которому нужно объяснить дорогу до гостиницы; перед вами партнер по бизнесу, вы только что заключили успешный контракт, попрощайтесь; ваша дочь сказала, что не будет поступать в институт и выходит замуж; попросите вашего начальника поднять вам заработную плату и др. После проигрывания каждой ситуации внешний круг сдвигается по часовой стрелке на одного человека. Психологический комментарий: упражнение мобилизует членов группы, позволяет проиграть различные ситуации с предполагаемыми ролями. После завершения упражнения участники вербализуют чувства, эмоции и состояния, которые у них возникли. Упражнение «Взгляд» Участники стоят в круге с закрытыми глазами. По сигналу ведущего все поднимают голову и открывают глаза; участникам необходимо установить контакт глаз. Пары, у которых это получилось, выходят из круга, остальные продолжают упражнение до тех пор, пока все не установят визуальный контакт. Психологический комментарий: упражнение способствует формированию сплоченности группы, атмосферы искренности и доверия.
14Методологические подходы реализации фазы обучения, содержание. упражнения.
Фаза обучения. На этом этапе у участников тренинга есть возможность проработать основные роли, скорректировать негативные моменты на основе обратной связи от группы, актуализировать навыки вербального и невербального взаимодействия.
Упражнение «Балда и черти» Группа делится на три подгруппы: команда Балды (сам Балда и 2-3 представителя), черти (4-5 человек) и наблюдатели за обеими командами. Участникам игры задается общая ситуация: Балда чертям сдал в аренду болото на 5 лет с условием, что за каждый год с каждого черта причитается по 2 мешка золота. Чертей тогда было шестеро. Пять лет Балда не трогал чертей и вот, поистратившись, решил забрать ему причитающееся. Он вызывает на переговоры чертей. Участники должны прийти к разрешению ситуации с максимальным удовлетворением своих требований. Позиция Балды: продлить контракт, собрать весь оброк в зависимости от реального количества чертей; черти должны вычистить болото. Позиция чертей: остаться в болоте, сохранить целостность стада (среди чертей прошел слух, что если их больше 15, то их расселят, а их 18), поменьше заплатить. В ходе переговоров обе команды должны прийти к какому-либо решению, время - 20 минут. Игра имеет свою ловушку - слух, пущенный среди чертей. Балда об этом ничего не знает, а черти не догадываются, что это недостоверная информация. Наблюдатели на протяжении всего хода обсуждения фиксируют позиции сторон, роли, которые они занимают, приемы, которые используют и др. Психологический комментарий: в заключение игры состоится обсуждение и подведение итогов переговоров. Участники должны проанализировать каждую из продемонстрированных позиций с точки зрения эффективности для достижения поставленных целей.