Особенности межгруппового взаимодействия и восприятия.
Особенностью межгруппового взаимодействия является его причинная обусловленность. Это означает, что каждая из взаимодействующих сторон (групп) выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Повседневная жизнь богата как сотрудничеством и солидарностью групп, так и межгрупповыми конфликтами.
Особенности межгрупповой перцепции (восприятия) обусловлены пониманием группы как целости. Группа как субъект и объект социальной перцепции является новым качеством, новым групповым образованием, которое имеет следующие характеристики: для группы-субъекта восприятия групповое образование есть "цельности", которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе; для группы-объекта восприятия — "унифицированность", то есть степенью распространения представлений о другой группе на отдельных ее индивидов. Следовательно, целостность и унифицированность — специфические структурные характеристики межгруппового восприятия.
51.Личность как предмет исследования в социальной психологии.
Все разделы психологии рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности.
Проблема личности в социальной психологии является одной из центральных проблем.
Но длительное время в процессе определения предмета исследования социальной психологии считалось общение, общности, группы, а исследованием личности занималась общая психология. Так или иначе акцент был сделан именно на личность (К.К. Платонов, 1979), ибо любой микро- и макросоциум состоит из личностей и процесс общения осуществляется через личности. Кроме того общая и возрастная психология не могут дать полное понимание личности, так как многие ее черты имеют социальную обусловленность.
Социальная психология не исследует специальный вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что этот вопрос не является для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой, в первую очередь общей психологией.
Социальная психология, пользуясь определением, личности, которое дает общая психология, выясняет:
- в каких конкретных группах, личность усваивает социальные влияния,
- каким образом, и в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.
Для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты.
Личность с позиций социологического подхода рассматривается преимущественно как объект социальных отношений.
В общепсихологическом подходе – сделан акцент лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида.
Социально-психологический подход в исследовании личности отличается от общепсихологического тем, что в первом изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей – нет.
Социальная психология личности рассматривает:
1. Социальная детерминация психического склада личности. Поведение и деятельность социально-детерминированной личности в конкурентных (семья и неформальная группа, школьный класс и группа по интересам…) реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, и то, от чего зависит величина этого вклада. Это и проблема лидерства и влияния личности на микро- и макросоциум.
2. Социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях. Выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.
3. Классовые, национальные, профессиональные особенности личности.
4. Закономерности формования и проявления общественной активности, пути и средства повышения этой активности.
5. Проблемы социализации и социальной адаптации личности.
6. Проблемы формирования социальных установок.
7. Вопросы исследования социально-психологических качеств личности и закономерности их развития (Г.М. Андреева, 1998).
8. Проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления.
9. Самовоспитание личности и др.