Психология больших социальных групп
1) Основные разновидности больших, временных социальных групп;
2) Психология толпы и массы;
3) Паника как социально психологическое явление;
4) УСРС – распространение сплетен и слухов (Андреева, Альшанский «психология масс)
Разновидности больших групп:
1) Толпа – как правило образуется стихийно по поводу различных событий, случайная самозараждающееся неорганизованное скопление людей, которое имеет тенденцию к самопроизвольном росту, каждый человек в толпе находится на близком расстоянии от другого человека вступая в непосредственное взаимодействие. Толпа – кратковременное образование, длительность существования зависит от значимости инцидента. Цементирующим фактором выступают эмоционально устойчивые связи. Толпа действует эмоционально и единодушно. Эмоциональные связи в толпе имеют свою динамику, порождая различные типы толпы и различные типы социального поведения: от пассивного «глазения» на инцидент до открытой агрессии и паники. Приемущественную роль в толпе играют социально психологические механизмы как заражение и подражание. Все процессы происходящие в толпе раскручиваются по закону «циркуляционной реакции». Церкуляционная реакция обеспечивает эмоциональное кружение, т.е. постоянное самозарожение членами массы одной и той же эмоции по отношению к друг другу. В толпе могут возникнуть элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Основной характеристикой поведения толпы являются: стихийность, повышенный динамизм, резкий переход от одного состояния к другому. Виды толпы: конвенциональная, созидательная, агрессивная, пассивная, стяжательная, паническая;
2) Масса – является более упорядоченным образованием, чем толпа и эта упорядоченность основывается на единстве целей, интересов, убеждений. Примером массы могут быть разнообразные митинги, демонстрации, манифестации. Есть вероятность превращения массы в толпу;
3) Публика (аудитория) – 2 варианта: собранная и не собранная публика. Собранная публика – скопление людей на ограниченной территории для совместного времяприповождения или совместной деятельности, важно наличие непосредственного контакта участников друг с другом ( зрители в кино, в концертном зале). Участники всегдя имеют сходные ожидания и сходны переживания. Присутствует эмоциональное единство, ощущение солидарности и утрачивание рефлексивности, осознание приходит позже. Определяющими социально-психологическими механизмами выступают – убеждение и внушение.
Не собранная публика – большая группа людей, мышление, интересы, которых ориентированы определенным образом и которые ведут себя сходным образом, отличительной особенностью является отсутствие непосредственного контакта (постоянные читатели определенных газет, журналов). Определяющий социально – психологический механизм - убеждение;
4) Социальные движения (проведение разнообразных акций, временных мероприятий) – достаточно организованное единство людей ставящее перед собой четкие цели, как правило связанные с изменением социальной действительности, организованность предполагает наличие управляющих и координирующих органов, наличие четкой программы действий, где определенный цели и средства их достижения. Формальная организация в таких группах отсутствует. Главным объединяющим фактором здесь выступает общее действие. Социальные движения возникают в ответ на социальные потребности. Социальным движением называется разновидность больших временных групп характеризующихся свободной организацией, добровольностью членства, имеющих общие цели и обладающих эмоционально психологическим единством. Определяющий социально психологический механизм - подражание;
Паника – массовое эмоциональное состояние страха возникающее в условиях угрозы биологическому или социальному существованию человека и выражающееся в не контролируемом стремлении избежать опасной ситуации.
Факторы благоприятствующие зарождению паники:
1) Социальные ситуативные условия связанные с обострением ситуации;
2) Общие психологические условия – неожиданность, испуг, сильное возбуждение, недостаток информации, недостаток времени;
3) Общие физиологические – усталость, голод, алкогольное опьянение;
4) Информационный голод;
5) Персональный состав большой группы – паникеры;
6) Уровень развития самой группы;