Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ТОМ, КАК БЫВАЕТ.
Как живет современный человек? Где живет современный человек? Все живут по-разному, в разных точках на шаре земном. На шаре много точек и много людей. Кто-то живет тесно контактируя с природой в избушке на курьих ножках, кто-то живет в вигваме, кто-то встречает звездные ночи в бамбуковом бунгало. Каждый человек получает свой собственный опыт и ощущения, имеет определенные взгляды на жизнь, проблемы и жизненные задачи, сформированные средой обитания и индивидуальной данностью. Близкие взаимоотношения с природой естественны для человека. Они развивают гармоничное умонастроение, чувство покоя и полноты жизни. Вы когда-нибудь слышали, чтобы пигмей племени «Бамбути» страдал депрессией? Или чтобы бабе Шуре, уроженке Рязанской области, поселка «Сараи» было скучно лузгать семечки? Депрессия и скука –болезнь мегаполисов. Какие условия, такие и ощущения.
Не все просыпаются утром от пения петухов, некоторых будит скрежет мусороуборочных машин. Доброе утро! Вы готовы реализовать отработанную схему: «метро- толпа или машина –пробка -жалко время; потом работа-зарабатывать деньги- зарабатывать деньги-думать о том как бы заработать- думать о том, что не заработал; а дома-дети; а завтра работа; а утром будильник-мусороуборочная машина». Доброе утро! Вы готовы реализовать отработанную схему? И так изо дня в день. Мы все разные, мы все уникальные, но так или иначе как хомяки попадаем в свое же собственное колесо ритмично повторяющихся монотонных действий, называющихся буднями. Людям свойственно находиться в прошлом, вспоминая и прокручивая в уме свои проблемы. Либо сразу в будущем, представляя какие проблемы могут нарисоваться на горизонте, чтобы всегда быть на чеку, готовым к труду и обороне. Каждый думает, что именно сейчас, в данный момент, он делает все для обеспечения своего будущего счастья. Но время идет, будущее становится настоящим и человек опять продолжает откладывать свою жизнь на потом. Таким образом, теряется осознание себя в конкретный момент времени. Пропадает ощущение «здесь и сейчас». Динамичный и многоцветный жизненный поток начинает замечаться как серый асфальт и дискомфортная слякоть. Продолжая свой внутренний монолог, мы серьезно смотрит себе под ноги и обходим лужи, в которые с диким восторгом и удовольствием прыгали будучи детьми. Вот так происходит потеря настоящего. А ведь если, тебя нет в настоящем моменте, то где ты? Тебя нет.
От реального и очень конкретного чувства собственной потери, иногда сознательно, иногда бессознательно начинается поиск себя через ощущения. Естественным образом хочется заполнить внутреннюю пустотность, чтобы почувствовать трепет, волнение, легкое и динамичное дыхание жизни. И тут начинается «креатив» и «перфоманс», кто на что горазд. Кто-то заводит любовницу, кто-то две, кто-то прыгает с парашюта, кто-то продает косметику «Эвон», кто-то с корнями переезжает жить в Гоа, меняя пресловутую трешку в Бибирево, на бамбуковое бунгало. Совсем продвинутые идут к психологу, чтобы услышать универсальную истину: «все проблемы от того, что тебя мало любили» (а не проще любить самому, чтобы не быть зависимым от чьей-то любви ?) и получить дорогостоящий рецепт : «позволь своей индивидуальности раскрыться». (Автор хочет выразить искреннее уважение ко всем писихологам и консультантам компании «Эвон» и надеется что никто из них не был обижен или оскорблен). Вообщем ,чем бы дитя не тешилось – лишь бы не вешалось. А ведь всякое бывает…
На этой оптимистичной ноте, заканчивая долгое предисловие, со здоровой долей юмора, перейдем к следующей части - ТЕАТР. Да, это не просто слово, ошибочно набранное автором в текст. Сейчас станет понятно какое именно отношение ко всему вышеперечисленному оно имеет.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О ТОМ, КАК НАДО.
То, что к искусству давно относятся как к средству душевной терапии – далеко не секрет. Еще глубокоуважаемый дедушка З. Фрейд отметил, что значительную часть энергии человека можно успешно сублимировать с помощью искусства. Создавая что-то в процессе творчества, человек избавляется от негативных чувств, раскрывает свой индивидуальный потенциал и получает удовлетворение как от самого процесса, так и от конечного результата. Современная психология давно взяла этот факт себе на вооружение. Например, изобразительное искусство: живопись, рисунок, как метод достижения душевного равновесия активно практикуется психологами. А вот, несмотря на то, что философы и эстетики всегда признавали «театр», как нравственного учителя и возможного духовного целителя, в контексте данного разговора, он остался несколько в стороне. И зря. Давайте изнутри посмотрим, как театр может стать панацеей от затянувшейся скуки и инструментом для сохранения душевного равновесия на пути к гармонии с собой.
Для этого представим, чисто технически, без лишней патетики, что есть театр? Если схематично, театр – это место существования актерской игры. С этой точки зрения, уместно процитировать великого У. Шекспира: «Весь мир театр, а мы в нем – актеры». Ведь каждый человек играет в своей жизни множество ролей: роль матери или отца, сына или дочери, ученика или старшего наставника, прохожего на улице, контролера и безбилетника, роль обманутого, роль обманывающего, роль любимого и любящего - продолжать можно до бесконечности. Разница лишь в том, что в жизни человек, как правило, не выбирает себе роль, а принимает как данность и костно срастается с нею. Вот сейчас, я нежный любящий сын – окей, а потом я пойду на работу и буду строгим и требовательным начальником – окей. И все бы ничего, да только кем же будет человек, если окажется, к примеру, один -одинешенек на необитаемом острове?! Наверное просто человеком, чистым листом. Самим собой. Все остальное – роли и ярлыки.
Постоянно играя одни и те же роли в своей жизни и выполняя ряд действий доведенных до автоматизма, мы теряем чувство новизны. На физическом уровне человеческий организм устроен таким образом, что не получая новых впечатлений, активность работы головного мозга снижается, появляется чувство притупленности ощущений и как следствие – скука, имеющая тенденцию переростать в депрессию. Вот тут и приходит на помощь театр, грамотно пользуясь возможностями которого, можно вернуть краску привычным-монотонным будням и заставить себя работать в активном режиме. Театр дает возможность ощутить себя в самых невероятных, волшебных и захватывающих ситуациях. Раз, два… и вот вы шпионка, которая не просто моет посуду, с виду, а пытается подслушать важные сведения, звучащие из телевизора в соседней комнате. Вы не хотите быть замеченной, меееееедленно пытаетесь подойти ближе к объекту и… задеваете ногой горшок с геранью…поймали ощущение? И даже если подобный пример покажется пустой игрой воображения, реальный психотерапевтический эффект будет, так как мозг зафиксирует новое впечатление и пополнит карту-меню ощущений. Находясь в моменте здесь и сейчас, с полной верой, что вы другой человек или даже животное, а может и инопланетное существо (фантазии ничем не ограничены), вы получаете реальный опыт проживания образа, реализуя весь свой потенциал и эмоциональный спектр. И тогда открывается подлинное пространство внутреннего мира , суть которого выражена бесконечностью. Вы можете быть кем угодно. Вы и есть тот, кто захотите. Вот к примеру, застенчивый, робкий юноша, играя роль Одессита –Остапа, будет проявлять качества не свойственные ему в повседневности и сбалансирует, таким образом свое внутреннее самоощущение и характер поведения с людьми. Раз, Два…Переносим полученные навыки за кулисы, в реальную жизнь. Юноша едет в трамвае и малоприятный тип, явно пытается его задеть. Но он уже, владея своим состоянием, не просто реактивно пугается хама в трамвае, а вполне убедительно ему отвечает, просто подыгрывая, не растворяясь в чувстве страха, несправедливости к себе и раздражении. Навык подобного варьирования состоянием, помогает контролировать поступление негативной информации извне и сохранять самообладание. Помимо прочего, являясь синтетическим видом искусства театр развивает воображение, внимание, чувство контроля, голос, а также помогает научиться лучше чувствовать свое тело (главный инструмент актера). Что заметно прибавляет уверенности в себе и дает большую свободу для самовыражения. И это лишь малая часть достоинств «театра» как к средству и методу саморазвития.
Впрочем, это как в том анекдоте про море: «Сын с отцом приехали на море. Отец: - Сынку. Вот море. Сын, что всю жизнь в степи прожил и даже речки не видел: - Де-е-е? Отец: - Вот, сынку, вся эта влага - это море! - Де-е-е-е? Зашли по колено в воду. Отец: - Сынку, гляди! Вот небосвод, вот почва, а вот синее - это море! - Де-е-е-е? Зашли по шею. Отец: - Сынку! Вот ты в воде стоишь - это все море! - Де-е-е-е? Отец его берет за шею, и окунает в воду. Через минуту вытаскивает Сын: - Батько! Шо это было?! - Море, сынку, море.
Думаю, аллегория, ясна. И на последок, даже если вы не стремитесь завоевать лавры народного артиста России, лучшего актера театра и кино, попробуйте себя в актерском мастерстве. Вы удивитесь, сколько полярных качеств, талантов, возможностей в вас хранится. И это только первая ступень на лестнице открытий.
Ольга Анаденкова.