Психологическая готовность к шк. обучению.
Понятие «психологическая готовность к шк обучению». Психологическая гоотовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационую) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспектва важны для того, чтобы учебная Д реб была успешной и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Личностная готовность. -Всем известно как трудно научить реб чему-то, если он этого не хочет. Чтобы реб хорошо учился он должен стремиться к новой шк жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение взр к учению как к важной содержательной Д, гораздо более значимой чем игры дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у реб формируется внутренняя позиция школьника. Л.И.Божович, изучавшая псих готовность детей к шк, отмечала, что вначале детей привлекают лишь внешние атрибуты шк жизни. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь позже появляется желание учиться. Узнавать что-то новое. Из стремления реб к новому соц положениею вырастает ответственное отношение к шк обязанностям. Дети готовые к шк обучению способны подчиняться шк правилам, адекватно ведут себя на занятиях. Поскольку учебная Д -это Д коллективная, ученик должен быть готовым к отношениям с учителем и др детьми. Личностная готовность включает и определеное отношение к самому себе.Самооценка шк не должна быть завышенной и недифиренцированной. О личностной готовности судят по преобладанию у него познавательного над игровым мотивом при выборе Д (послушать сказку или поиграть). Необходимо выявить и спейцифику развития сферы произвольности. Она проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов -способность обобщать,сравнивать объекты классифицировать их , выделять существенные признаки, определять причинно-следственые зависимости, делать выводы. Реб должен обладать определеной широтой представлений (образных, пространственных), иметь соответствующее речевое развитие, познавательную активность.
Психолог готовность детей 6-7 летнего возраста:сходство и различия. 6-ти летний первокласник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Сохраняет особенности мышления присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (не то. что нужно, а то, что интересно); специфика внимания такова, что реб может заниматься одним делом не более 10-15 минут. Особенности Л 6-тилеток создают особые трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения еще неустойчивы и ситуативны. Завышенная самооценка не дает понимать критику педогогической оценки. Они воспринимают ее как оценку личности. Неустойчивость поведения зависящая от эмоц состояния реб, осложняет его отношения и с учителем и с др детьми. Что включает в себя щадящий режим, сокращение продолжительности урока, физкультурные разминки, игры, прогулки, дневной сон,отсутствие дом задания и т.д. Обучение 6-тилеток надо строить с учетом специфики их развития. Комплексное исследование показало. Что им психологически более комфортно при обучении в подготовительных группах детского сада. Эта обстановка им более привычна и облегчает адаптацию к новой учебной Д. Эльконин писал, что переход на более высокий уровень развития, определяется тем, насколькро успешно пройден предшествующий период, насколько созрели внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода. И если такой переход искусственно форсирован без учета объективных факторов, до того, как эти противоречия созрели - то существенно пострадает фолрмирование Л ребенка. Учебу таких детей надо проводить в наглядно-действенном и наглядно-образном планах, много времени отводить практическим занятиям с предметами. 6-ти летка лучше усваивает программу в игровой форме, проводить специальные дидактические и развивающие игры. В 6 лет произвольность еще только формируется, конечно реб уже может управлять своим поведением, добиваться поставленной цели. Но он легко отвлекается от своих намерений, переключается на что-то новое, более для него привлекательное. У него еще не сформирован механизм регуляции Д , опирающийся на соц нормы и правила. Авторитарный стиль обения с 6-тилеткой недопустим. Иследования Эльконина показали, что у 6-тилеток в школе быстрее формируется умение подчиняться правилам поведения, но при этом дети испытывают не удовольствие, а боязнь их нарушить. Все 6-тилетки испытывают трудности адаптации, Они напряжены не только физически, но и психологически. Одни становятся вялыми, плаксивыми, нарушается сон, аппетит, другие становятся раздражительными, вспыльчивыми. Утомление приводит к срывам в поведении капризам и т.д.
Психологическая готовность к школе - это целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажения в развитии других. Комплексная псих готовность может быть высокой , но в силу личностных особенностей реб может испытывать значительные трудности в обучении. Например тревожность - она может быть ситуативной. Но может быть и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве взрослых, или реб предъявляют завышенные требования. Нарастающая тревожность снижает самооценку, неуверенность вызывает желание бездумно следовать указаниям взр., боязнь проявить инициативу, приводит к формальному усвоению знаний. Демонстративностъ - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Реб ведет себя нарочито манерно, пытается обратить на себя внимание и получить одобрение. Если для реб с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых. То для лдемонстративного реб - недостаток похвалы. И третиф* факор неблагоприятного развития - «уход от реальности» - это сочетание тревожности с демонстративностью. Такие дети не нарушают дисциплину.не мешают на уроках, но при этом выпадают из процесса обучения.
Методики диагностики психологич готовности к шк обучению. Методика Гуткиной определяет преобладание у реб познавательного или игрового мотива по выбору Д. Ребенок играет с игрушками, затем ему начинают читать сказку и на интересном месте спрашивают чего ему больше хочется- слушать дальше или играть. При личностной готовности доминирует познавательныйинтерес. Детей мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра. Исследование аффективно-потребностной сферы.
Исследование интеллектуальной и речевой сферы. Методика Лурии позволяет определить уровень развития опосредованной памяти. С ее помощью выявляют общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. Ребенку предлагают запомнить слова с помощью рисунков, (грузовик, умная кошка, темный лес и т.д.). Кроме принятия или непринятия такой задачи, у 6-ти леток встречается частичное принятие - по ходу рисования реб помнит слово а при воспроизведении заменяет конкретным описанием своего рисунка. Общий уровень умственного развития реб прослеживается и при анализе др. особенностей выполнения задания - адекватности рисунков, степени их лаконичности, условности (или конкретности, детализированности), расположения рисунка на листе (что свидетельствует об уровне планирования, организованности) и т.д. Мышление реб образно и конкретно. Уровень развития наглядно-образного мышления можно определить методикой разрезных картинок. Уровень пространственного мышления определяется методикой Вагнера «лабиринт». Уровень развития понятийного или словесно-логического мышления можно выяснить методикой «объснения сюжетных картинок» - определяем насколько верно реб понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в деталях, насколько развита его речь. Иногда предлагает реб придумать название к рисунку. Методика «последовательности событий». Это серия сюжетных картинок знакомого реб действия. - позволяет выявить понимание реб причинно-следственные связи. Обобщение и абстрагирование можно выявить методикой предметной классификации.Простейшие обобщения видны при работе с методикой «исключение предметов».
Диагностика произвольности. Определяя готовность реб к шк, необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Она проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Широко известен ориентировочный тест шк зрелости Керна- Йирасека - два задания -срисовать по памятьи муж фигуру и письменные букв. Аналогичная методика Гуткиной «Домик». Дети срисовывают картинку составленную из элементов прописных букв. Дорисовать хвосты мышкам, ручки от зонтиков и т.д. Методика Эльконина - графический диктант. Позволяет насколько точно реб может выполнить требования взр , данные в устной форме.
Исследование коммуникативной готовности. Проводила Кравцова. :-тилеткам давали игровую панель с лабиринтами, в противоположных концах, которого стояли гаражи. В них стояли машинки по цвету подходившему к др гаражу, принадлежащему др реб. задание заключалось в том, что нужно было провести свои машики через лабиринты и поставить в гараж соответствующего типа. Это можно было сделать только при согласованности действий. В эксперименте лишь в редких случаяж наблюдалось полное сотрудничество, когда дети вместе планировали свои действия. Психолог помощь детям, недостаточно готовым к школьному обучению. Сотрудничество психолога с педагогами и родит-ми детей неготовых к шк. обучению.