Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 7 страница
М. Гонейм (М. Ghoneim), анестезиолог из университета штата Айова, провел следующий эксперимент: пациентам, находившимся под наркозом, был прочитан перечень слов. На следующий день после операции им были выданы листы бумаги с фрагментами этих слов. Более половины участников опыта смогли дополнить фрагменты до целых слов, хотя и не помнили о том, что слышали эти слова, находясь под наркозом. Кроме того, тем же пациентам во время операции были даны указания прикоснуться к своему носу или уху. После пробуждения от наркоза они продолжали ощупывать части тела, указанные хирургом, но не помнили, что их просили об этом. По мнению Гонейма, эти факты свидетельствуют о том, что, «когда пациент находится под общей анестезией, некоторые из зон головного мозга, ответственные за переработку информации, продолжают функционировать».
В Великобритании анестезиологи из лондонской клиники Святого Томаса Карлтон Эванс и П. X. Ричардсон (Carlton Evans and P. H. Richardson) доказали, что внушения, сделанные пациентам, находящимся под общим наркозом, могут ускорить процесс выздоровления после операции. Больные, которым внушали положительные мысли, например «вам не будет больно», поправлялись быстрее тех, кто не получал подобной поддержки.
Каков же механизм восприятия этих внушений и как они могут влиять на процесс выздоровления?
Достоверного ответа на этот вопрос пока нет, но, как пишет Эванс в журнале Lanceе, «наши опыты доказывают, что эти внушения каким-то образом дошли до пациентов и облегчили течение послеоперационного периода».
Источник: Gurney, О. (1990, March). Hear no evil. Omni.
Подпороговые раздражители: раздражители, уровень интенсивности которых ниже индивидуального порога ощущений.
Даже находясь под общим наркозом, люди в какой-то мере продолжают отдавать себе отчет в происходящем. Как указано в Приложении 2.1, в ряде случаев люди, находясь в состоянии общей анестезии,* слышат определенные слова, и затем, когда они находятся уже во вполне сознательном состоянии, эти слова вызывают у них специфическую реакцию. Поэтому вполне возможно, что и подпороговая информация оказывает на нас определенное влияние. Вулф (Wolfe, 1983) обнаружил, что мы можем видеть некоторые вещи, не осознавая этого. Но могут ли подпороговые раздражители ощутимо влиять на наше поведение, пока неясно.
* Анестезия — потеря чувствительности. (Прим. науч. ред.)
Результаты некоторых исследований, проведенных в пятидесятые годы, позволили предположить, что люди порой очень легко подпадают под влияние подпорогового внушения, совершенно не осознавая этого. На одной из киностудий проводились эксперименты по включению в фильмы кадров, восприятие которых происходило неосознанно, с призывом «Покупайте попкорн»; некоторые потом утверждали, что после этого спрос на воздушную кукурузу заметно возрастал. Такие открытия вызвали в обществе тревогу. Однако подобные эксперименты проводились недостаточно корректно. Возрастание спроса могло быть обусловлено погодой, типом зрительской аудитории, привлеченной тем или иным фильмом, появлением новой рекламы этого товара в масс-медиа и многими другими факторами. Читая о результатах экспериментов по изучению влияния подпороговых раздражителей, прежде всего убедитесь в том, что эти эксперименты были поставлены вполне корректно. На сегодняшний день ни одно из корректно проведенных лабораторных исследований не представило явных доказательств эффективности сублиминальной (основанной на влиянии подпороговых раздражителей) рекламы.
Озабоченность тем, что подпороговые раздражители могут использоваться в качестве средства внушения, сохраняется и по сей день. В восьмидесятые годы возникло подозрение, что в некоторые музыкальные альбомы включены сатанистские высказывания, записанные задом наперед. Многие боялись, что такого рода подпороговая информация способна вызвать изменения в психике слушателей. Однако Воуки и Рид (Vokey and Reed, 1985), проведя специальное исследование, не обнаружили фактов, однозначно свидетельствующих о влиянии подобных сообщений на установки и поведение людей.
Несколько лет спустя еще одна группа психологов проводила аналогичные опыты, однако на этот раз в записи, которые прослушивали испытуемые (студенты колледжа), были включены подпороговые раздражители следующих двух типов: одни из них были направлены на улучшение памяти, другие — на повышение самооценки (Greenwald, 1991). И тем не менее, когда после пятинедельного прослушивания этих записей было проведено тестирование испытуемых, их показатели не свидетельствовали ни об улучшении памяти, ни о повышении самооценки. Однако в результате этого эксперимента обнаружилась другая любопытная закономерность. Поскольку ученые преднамеренно «перепутали» половину пленок, половина тех студентов, которые прослушивали записи, направленные на повышение самооценки, считали, что им «улучшают» память, и наоборот, половина тех, что прослушивали записи, предназначенные для улучшения памяти, считали, что после эксперимента у них должна повыситься самооценка. Хотя на самом деле прослушивание записей не повлияло ни на память, ни на самооценку студентов, они «думали», что у них происходят положительные сдвиги именно в указанных на этикетках пленки областях. Студенты, прослушавшие записи, направленные на улучшение памяти, воспринимали свою самооценку как повысившуюся, а те, кто прослушал пленки, предназначенные для повышения самооценки, находили, что у них улучшилась память. Испытуемые были убеждены, что находятся под влиянием подпороговых раздражителей, чего в действительности не было. Что же касается вопроса о том, действительно ли есть возможность подпорогового воздействия на человеческое сознание, в настоящее время еще недостаточно данных ни для положительного, ни для отрицательного ответа.
Упражнение 2.2
Весьма недалекий преподаватель психологии хочет выяснить, прореагируют ли студенты на подпороговое внушение. В конце длинной монотонной лекции он пишет на доске крошечными буквами: «Который час?» Заметив, что некоторые студенты поглядывают на часы, лектор торжествует: «Ага! Вы прореагировали на подпороговое сообщение!»
а. Основываясь на своем понимании значения слова «подпороговый», объясните, почему опыт поставлен некорректно, то есть неправильно.
_____________________________ _____
б. Что еще заставляет вас усомниться в справедливости вывода, сделанного преподавателем? _________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Интероцептивные ощущения
Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также и ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Хотите познакомиться с некоторыми из своих интероцептивных ощущения? Для этого надо отключить часть экстероцептивных. Закройте глаза и заткните уши. Погуляйте несколько минут по комнате. (Если в данный момент вы находитесь на улице с оживленным движением, на вершине скалы или в толпе, то вам лучше повременить с проведением такого эксперимента). Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны будете положиться на интероцептивные ощущения. Сделайте небольшой перерыв. Еще раз пройдитесь по комнате вслепую и заткнув уши, а затем выполните следующие два упражнения.
Упражнение 2.3
Опишите свои впечатления от такой «перцептивной» прогулки по комнате, ответив на следующие вопросы, касающиеся ваших интероцептивных ощущений:
а. Осознавали ли вы каждый свой шаг и каждое движение острее, чем обычно? ________________
б. Случалось ли вам терять направление и уклоняться вправо или влево при попытке идти прямо? ______________________________
в. Было ли вам трудно сохранять равновесие? _________________
г. Чувствовали ли вы, что перед вами препятствие или что вы проходите через дверной проем или оказываетесь в более тесном помещении? _______
д. Какова была продолжительность вашего опыта? Как для вас протекало при этом время — быстро или медленно? _____________________
Упражнение 2.4
Каждый вопрос в упражнении 2.3 касался одного из интероцептивных ощущения. На основе своих впечатлений и ответов на вопросы перечислите пять примеров интероцептивных ощущений.
а. ___________________________________________
б. ___________________________________________
в. _____________________________________________
г. _____________________________________________
д. ___________________________,_____________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Восприятие и внимание
На восприятие в большой мере влияет активность внимания. Если, сидя на лекции, вы находитесь в полудреме, то, к сожалению, до вашего сознания из услышанного дойдет очень мало или вообще ничего. Находиться в постоянном сосредоточении весьма непросто, поэтому поэтому всегда лучше вести конспект и сознательно прилагать усилия к тому, чтобы слушать внимательно. Вы заметили ошибку в последнем предложении? Вероятно, вы сконцентрировались на содержании, и, хотя ваши глаза видели, что слово «поэтому» повторено дважды, вы не обратили на это внимания. Аналогичным образом, читая эту книгу, вы не обращали ни малейшего внимания на свой большой палец до тех пор, пока он не был упомянут в этом предложении. Человек просто не в силах удерживать в поле восприятия все окружающие его раздражители и поэтому реагирует лишь на некоторые из них. Приходилось ли вам ехать по шоссе в машине с почти пустым бензобаком, о чем вам настойчиво напоминала стрелка на приборной панели? Скорее всего, вас в тот момент интересовала только одна вещь: местонахождение ближайшей заправочной станции. В другой раз, когда бак был полон, зато пуст желудок, вы игнорировали заправочные станции, потому что ваше внимание было всецело сосредоточено на закусочных или ресторанах. Внимание человека обычно сфокусировано на том, что ему необходимо в данный момент. Если, например, вы сейчас голодны или хотите пить, то, возможно, вам трудно сосредоточиться на чтении — вас так и тянет к холодильнику.
Это свойство часто и эффективно используют для привлечения внимания аудитории рекламодатели — говоря о том или ином товаре, они стараются исходить из непосредственных нужд (потребностей) и интересов своего потенциального покупателя. Последнему стараются внушить, что он станет привлекательнее, если у него будут ослепительные зубы или если в его доме станет чище. Но поскольку далеко не всегда точно известно, что именно необходимо в данный момент этому самому потенциальному покупателю, рекламодатели вынуждены использовать и другие методы привлечения внимания. Ниже будут рассмотрены наиболее распространенные из них.
Приложение 2.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ОТТЕНКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ: ЗАБУДЬТЕ ПРО НЕБЕСНУЮ ЛАЗУРЬ
По мнению двух инженеров из университета штата Огайо, для того, чтобы привлечь внимание водителей, изготовителям дорожных знаков следует выбирать для своей продукции флюоресцентную желтую и оранжевую краску.
Хельмут Т. Цвален и Ума Д. Вель (Helmut Т. Zwahlen и Uma D. Vel), желая выяснить, как влияет цвет дорожного знака на его восприятие водителем, провели следующий эксперимент: четыре флюоресцентных и шесть обычных знаков размером 12 на 6 дюймов размещались поочередно на фоне цвета осенней листвы, на фоне цвета весенней зелени и на фоне, характерном для обычного городского пейзажа, при полном солнечном освещении. Эти знаки на мгновение показывали водителям-добровольцам, которых было двенадцать человек, предъявляя их под углом зрения 20 °, 30 ° и 40 ° с правой стороны, и испытуемые отмечали, какие цвета успели заметить.
Водители лучше всего распознавали флюоресцентные желтые знаки, а лучше всего отличали от других цветов флюоресцирующий оранжевый цвет.
Таким образом, результаты эксперимента указывают на то, что водители, бросающие быстрый взгляд на обочину дороги, гораздо лучше видят флюоресцирующие цвета.
Источник: Pennisi, p. (1992, July). Highway Hues: Forget the blues. Science News.
Контраст. Пожалуй, одним из основательнейших способов привлечения внимания является контраст. Быстрая смена цвета, очертаний, размеров, форм и т. п. зачастую оказывается чрезвычайно эффективной. Существует даже мнение, что контраст вообще является основой восприятия. Например, маленький красный домик, стоящий между белыми высотными зданиями, обязательно бросится вам в глаза. А для привлечения внимания к дорожным знакам их, возможно, скоро будут раскрашивать яркими флюоресцентными красками (см. Приложение 2.2). Если преподаватель, читая лекцию, будет энергично жестикулировать и ходить по аудитории, а не стоять неподвижно за кафедрой, то у него больше шансов удержать внимание. Контрасты широко использовались в старинных водевилях. Да и сегодня в хорошей развлекательной программе вы никогда не увидите комический монолог сразу же вслед за фарсом. Для того чтобы удержать внимание людей, необходимо использовать контрастные чередования жанров и настроений. Если хотите, проверьте, насколько часто в телевизионной рекламе для поддержания зрительского внимания применяется принцип разнообразия. Проследите за цветовыми контрастами, сменой декораций, настроений и характера движений. Неоновая реклама кинотеатров, с ее яркими вспышками бегущих огней, также рассчитана на импульсивное восприятие контраста.
Рис. 2.3. Человек с таким необычным значком несомненно привлечет больше внимания, чем Эд, Нэнси, Билл, Джон или Тэд.
Сюда же можно отнести и смену интенсивности (насыщенности) подаваемой информации. Замечали ли вы, что радио- и телерекламу обычно передают несколько громче, нежели все остальные программы?
Повтор. Еще один ключ к человеческому вниманию — повтор. Если приятель ответит на ваше приглашение, сказав «да, да, да», такой ответ привлечет больше внимания, чем просто «да». Кандидаты на политические посты раздают наклейки на бамперы автомобилей и нагрудные значки со своей фамилией, надеясь таким образом завоевать ваше внимание. Аналогичным образом рекламные лозунги и названия товаров часто многократно повторяются на страницах журналов и в телевизионных заставках. Но если рекламодатели переусердствуют, повторение станет монотонным, надоест зрителю, и последний переключит внимание на более интересные объекты.
Новизна. Новизна информации — залог вашего интереса к ней. Если в тот момент, когда вы читаете что-либо, по комнате покатится большой переливающийся фиолетовый шар, завывающий, как пожарная сирена, у вас наверняка пропадет интерес к чтению. В коммерческой рекламе часто используется привлекательность новизны. Вот только несколько примеров — бьющие в барабаны кролики; кошки, лакающие из изящных хрустальных бокалов, или эльфы, пекущие непревзойденные торты.
Массовое внушение. Массовое внушение также является одним из способов привлечения внимания. Мы склонны считать, что если какой-то факт интересует всех, то он достоин и нашего внимания. Возможно, в детстве вы со своими друзьями забавлялись тем, что прикладывали ухо к тротуару, притворяясь, будто из-под земли исходят какие-то необычные звуки. Вскоре к вам присоединялись прохожие, поверившие, что под тротуаром действительно происходит нечто, достойное внимания. В коммерческой рекламе также часто подчеркивают не только популярность данного товара, но и то, что он ценится и одобряется теми или иными знаменитыми людьми.
Упражнение 2.5
Предположим, вы руководитель избирательной кампании одного из кандидатов в мэры города, а ваш кандидат — женщина, которую горожане мало знают. Ваша главная цель на данном этапе — привлечь внимание избирателей к вашему кандидату. Основываясь на своих знаниях о методах привлечения внимания, укажите, какие из приведенных ниже вариантов действий будут наиболее предпочтительными и почему.
а. Вашему кандидату для привлечения внимания лучше всего появляться на публике в костюме: 1) классического покроя и нейтральных тонов; 2) экстравагантном и ярком.
Вариант: _____________________________________
Объяснение причины: ______________________________
б. Агитационные плакаты лучше 1) делать обычной прямоугольной формы и расклеивать на стенах; 2) делать шестиугольными и развешивать на проводах.
Вариант: _____________________________________
Объяснение причины: _______________________________
в. Рекламу в городской газете лучше 1) разместить в трех местах небольшими кусками; 2) дать одно объявление на целую полосу.
Вариант: _____________________________________
Объяснение причины: _______________________________
г. Вашему кандидату для привлечения внимания лучше выступить по местному телевидению с короткой агитационной речью 1) в музыкальной программе; 2) в ток-шоу.
Вариант: _______________________________________
Объяснение причины: ______________________________
д. Ей следует 1) окружить себя людьми, которые проявляют к ней живой интерес; 2) появляться всюду одной.
Вариант: _____________________________________
Объяснение причины: ______________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Переключение внимания и контроль над болевыми ощущениями
В некоторых случаях у многих из нас возникает желание отвлечься от того или иного раздражителя — например, от боли, несмотря на то что именно она оповещает о том, что в нашем организме что-то не в порядке. Психологические эксперименты показывают, что люди могут действительно испытать облегчение, переключив свое внимание на что-либо другое. Некоторые не лишенные воображения дантисты пользуются этой особенностью и устанавливают в своих кабинетах стереофонические наушники или маленькие телевизоры. Другие — приверженцы более традиционных методов — раздают больным журналы. Отвлекающие факторы играют важную роль и при родах. Некоторые роженицы, сосредоточившись на соблюдении правильного ритма дыхания и наблюдении за ходом родов, бывают настолько поглощены этим процессом, что просто-напросто забывают о боли. Более того, у некоторых народов женщины, по всей видимости, вообще не испытывают боли при родах, вместо них мужчины «ложатся в постель и стонут» (Rumpel, 1988).
Олшан, Бирс и Кароли (Olshan, 1980; Beers and Karoly, 1979) обнаружили, что можно облегчать боль и с помощью воображения. Допустим, у вас ужасно болит живот. Представьте, что боль вызвана тем, что вы совершили сверхскоростное восхождение на Эверест. Вообразите, какие почести, награды и толпы поклонников ожидают того, кто быстрее всех совершил восхождение на Эверест, — то есть вас! Этот способ, пожалуй, может показаться несколько странным, но иногда помогает. В следующий раз, когда у вас будут, например, страшно ныть все мышцы или раскалываться от боли голова, постарайтесь сосредоточиться на каких-нибудь захватывающих дух мыслях и проверьте, станет ли вам легче.
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
1. Какие два процесса включает в себя восприятие?
а. Активность внимания и подпороговые раздражители
б. Подпороговые раздражители и ощущения
в. Ощущения и интерпретацию
г. Внутренние ощущения и отвлечение внимания
2. Какие из следующих раздражителей находятся ниже вашего сенсорного порога?
а. Ослепительно яркая лампочка
б. Запах крупинки соли
в. Низкие ноты бас-гитары
г. Лекция, которая вас не интересует
3. Что делает восприятие состоявшимся?
а. Органы чувств
б. Подкорковые структуры мозга
в. Кора головного мозга
г. Внешнее окружение
4. Каковы современные научные представления о воздействии подпороговых раздражителей?
а. Подпороговые раздражители постоянно влияют на всех людей.
б. На человеческое поведение влияют только зрительные подпороговые раздражители.
в. Информация для определения степени влияния подпороговых раздражителей недостаточна.
г. Подпороговые раздражители не могут воздействовать на человека.
5. В какой из нижеследующих строк перечислены три вида интероцептивных ощущений?
а. Ощущение равновесия, присутствия и времени
б. Ощущение равновесия, осязание и зрение
в. Зрение,слух и осязание
г. Слух, чувство времени и вкус
6. Женщина увлечена работой. Вдруг она смотрит на часы и понимает, что пропустила обеденный перерыв. Какое из приведенных ниже объяснений кажется вам наиболее правдоподобным?
а. Она была полностью сосредоточена на работе и забыла о времени.
б. Тиканье часов являлось для нее подпороговым раздражителем.
в. Часто смотреть на часы во время работы считается неприличным.
г. Работа была очень трудной.
В левом столбце перечислены способы привлечения внимания, в правом — определенные действия. Составьте правильные пары.
7. ______ Повторение а. Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу
8. ______ Новизна б. Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!»
9. ______ Изменение в. У прилавка, где можно поторговаться, толпа постоянно растет
интенсивности
10. _____ Искусственное г. Мать постоянно пилит своего ребенка: «Не забудь убрать свою подогревание комнату»
общественного
интереса
11. _____ Контрастнее цвета, д. Человек поливает каждого встречного из водяного пистолета
формы или размеры
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ
Обсудив вопросы, касающиеся органов чувств и внимания, мы можем перейти к теме интерпретации воспринимаемой информации. Интерпретация — это наделение ощущений определенными значениями. Жизненный опыт, потребности и эмоции каждого человека уникальны, и потому во всем мире мы не найдем и двух человек, которые одинаково интерпретировали бы одно и то же событие. Приходилось ли вам при виде какого-нибудь бесценного шедевра современной живописи думать, что он абсурден и даже ужасен, хотя для многих других людей эта картина полна великого смысла. Индивидуальные различия в восприятии играют важную роль. Если бы все имели абсолютно одинаковые взгляды на действительность, наш мир был бы весьма скучным. Но иногда из-за этих различий возникают проблемы. Любой полицейский, которому приходилось заниматься выяснением обстоятельств транспортной аварии, скажет вам, что порой число абсолютно различных версий совпадает с числом очевидцев происшествия. В этой части главы будут исследованы некоторые из основных факторов, влияющих на интерпретацию воспринимаемой информации: ожидания, культурные предрассудки, насущные нужды (потребности), мотивации и эмоции. Будут также рассмотрены и некоторые распространенные иллюзии.
Ожидания
Ф. Скотт Фитцджеральд утверждал: «Мы не даем определение увиденному: напротив, сначала мы даем определение, а потом уже видим». Жизненный опыт и приобретенные знания часто подсказывают человеку, чего ему следует ожидать в дальнейшем. Если вы играете в карты с людьми, которые прежде вас уже обманывали, вы будете держать ухо востро и самое простое покашливание принимать за особый язык обмана. Предшествующий опыт сильно влияет на восприятие. В Приложении 2.3 говорится о том, что даже профессиональные судьи частенько, основываясь на своих ожиданиях, выносят необъективные суждения.
У людей обычно имеется некоторое, уже готовое представление о происходящем, и оно в какой-то мере предопределяет характер восприятия. Попробуйте как-нибудь подойти к своему преподавателю и попросить: «Примите, пожалуйста, почет». Основываясь на своем прежнем опыте, преподаватель, скорее всего, подумает, что вы сказали «зачет», ведь едва ли когда-либо прежде кто-то из его учащихся выказывал ему таким образом свое почтение.
Кроме того, предшествующий опыт задает своеобразные ориентиры оценки. Если начальник привык к тому, что его прежняя секретарша делала минимум пять ошибок на страницу, то машинистку, делающую только две, он будет считать вполне хорошей. Однако если сравнить эту новую секретаршу с более квалифицированными машинистками, ее рейтинг заметно снизится. При смене ориентиров меняется и оценка. Аналогичным образом ваше мнение о кинофильме будет зависеть от того, с чем вы его будете сравнивать — с картиной, только что завоевавшей Оскара, или со старым фильмом, идущим «вторым экраном». Смена ориентиров приводит порой к внушительной разнице в оценке.
Упражнение 2.6
Ирландка, привыкшая к простым блюдам, которые обычно готовят в ее семье, решила отведать мексиканской кухни. В ресторане официант предлагает ей маисовые лепешки с соусом салса. Она интересуется, не слишком ли острый этот соус, и официант-мексиканец уверяет ее, что соус вполне умеренного вкуса. Но едва лишь она проглатывает первый кусочек лепешки, во рту у нее начинается страшное жжение, и она спешить запить «умеренный соус» водой. Пользуясь понятием ориентиров, объясните возможные причины различного восприятия этого соуса ирландкой и мексиканцем.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Приложение 2.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
СПОРТСМЕНАМ ПОДЫГРЫВАЮТ... ВОСПОМИНАНИЯ СУДЕЙ
Вот какой совет дают канадские психологи гимнастам, стремящимся к высоким результатам: разминаясь перед началом соревнований, старайтесь выполнять все упражнения абсолютно безупречно, поскольку ошибки, сделанные во время разминки, могут повлечь за собой снижение баллов на соревнованиях. По утверждению Дайаны Ст.-Мари и Тимоти Ли (Diane M. Ste.-Marie and Timothy D. Lee) из университета Макмастер в Гамильтоне, Онтарио, дело в том, что судьи проявляют бессознательную склонность к завышению оценок выступлений тех гимнастов, которые разминались без малейшего сбоя.
По мнению психологов, судьи непреднамеренно вспоминают результаты разминки и на основании своих воспоминаний оптимально оценивают хорошее выступление и завышают оценки несмотря на промахи спортсмена, безупречно выполнившего все упражнения на разминке. Тому же, кто на тренировочном ковре выглядел не лучшим образом, уготованы минимальные оценки за выступление с ошибками и незаслуженно низкие — за безупречное.
«Хотя восьмипроцентный разброс в оценках судей на первый взгляд кажется относительно небольшим, он вполне может повлиять на распределение призовых мест», — добавляют ученые. Например, на Олимпийских играх в 1988 году гимнастка, завоевавшая золотую медаль, получила 79,675 балла из 80, а спортсменка, оказавшаяся на десятом месте — 78,550. Разница составляет менее 2%.
Источник: (1991, March 9). Memories trip up gymnastics scores. Science News.
Рис. 2.4. Профессор Ахман Орамыш.
Рис. 2.5. Предъявленное (а) и воспроизведенное (б) испытуемыми из разных групп изображение.
Иногда вас предупреждают, к чему следует приготовиться. Тогда ваш собственный предшествующий опыт и ваши ориентиры отступают на второй план. Посмотрите на профессора, изображенного на рис. 2.4. Поскольку вы ожидаете увидеть человека, то, скорее всего, вы и увидите человека. Теперь взгляните на рисунок еще раз. Не кажется ли вам, что это просто мышь? В зависимости от того, что вы ожидаете увидеть, изображение будет восприниматься то как человек, то как мышь.
Эту закономерность хорошо иллюстрирует следующий эксперимент. Двум группам испытуемых предъявили одну и ту же фигуру (см. рис. 2.5, а). Одной группе сказали, что это семерка, а другой — что четверка. Затем по просьбе экспериментаторов представители каждой из этих групп воспроизвели по памяти предъявленную им фигуру. То, что у них получилось, напоминало изображения на рис. 2.5, б. Внушенные испытуемым ожидания явно повлияли на их восприятие.
Во многие обряды инициации входит обязательное информирование о предстоящих испытаниях. В одном из таких обрядов посвящаемым завязывают глаза и подкидывают им на раскрытые ладони две очищенные от кожицы виноградины. При этом им говорят, что у них в руках глаза мертвеца. Даже если вы никогда не принимали участия в такого рода ритуалах, вам легко вообразить, какой ужас испытывают люди в этой ситуации. Хотя они и держат в руках лишь обычные виноградины, ожидания сильно искажают их восприятие.
Униформа также вызывает определенные ожидания и влияет на восприятие. Приложение 2.4 является хорошей иллюстрацией того, что люди в униформе вызывают у нас вполне определенные ожидания. Встретив женщину в монашеском облачении, вы, вероятно, будете полагать, что она набожна и несколько замкнута. В результате вы скорее представите ее себе весьма сдержанной и набожной особой, чем жизнерадостной материалисткой.
Приложение 2.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
О ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЕ
...Одна из функций форменной одежды — сообщить клиенту о сильных сторонах фирмы, будь то чистота, профессионализм, надежность или просто хороший вкус. Таким образом, униформа позволяет ее обладателю дать окружающим представление о ценностной ориентации фирмы или организации. Задача формы — произвести на окружающих желаемое впечатление, и если форма выбрана правильно, то она отлично выполняет свою роль: чистоплотная медсестра, храбрый солдат, неподкупный полицейский.