Кому и зачем нужна практическая психология
Активизация практической психологической работы в нашей стране началась в 80-е годы. Всего за десять лет значительно увеличилось количество практических психологов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели большую популярность психологические тренинга. Однако этот процесс протекал чаще всего стихийно (Радзиховский, 1987).
Социальный заказ на профессию практического психолога формировался, прежде всего, в публицистической и научно-популярной литературе. О необходимости практических психологических знаний говорили представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. С помощью этих знаний они надеялись решить одну из главных задач своей профессии – целенаправленно воздействовать на человека. В настоящее время у нас в стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Как же работают практические психологи?
Заказчиками психологической работы могут выступать организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности психолога, очерченную его нормативными требованиями. Часто психологическая проблема предстает в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при содействии психолога.
Людям, непосредственно не связанным с профессиональной психологией, она часто кажется чрезвычайно полезной и необходимой. Однако представления о возможностях психологической науки могут быть неконкретны и не соответствовать реальности. От психологии ждут большего, чем она может дать. Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в их приложении к практике. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека «насквозь». Порой ожидается, что психолог найдет или поможет найти ту «кнопку», которая позволит успешно разрешить проблему.
В сознании родителей, учителей, предпринимателей, государственных служащих укрепилось магическое слово «психология». Компетенции психолога стали адресовать все те проблемы, с которыми родитель, педагог или руководитель не могут справиться самостоятельно. Ребенок не хочет учиться, не усваивает программу? К психологу его! Пусть сделает так, чтобы захотел и усвоил. Предприятие не получает прибылей? Нужно дать психологу задание спланировать развитие организации, рекламную кампанию и пусть наберет новых сотрудников. Или порой, не разбираясь в конкретных проблемах и не ставя определенных задач, психолога берут на штатную должность, чтобы он сделал «что-нибудь», от чего всем станет хорошо.
Когда же эти завышенные ожидания и требования к психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам проделанной психологом работы.
Но психолог – не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку. Для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на его профессию и свои реальные профессиональные возможности. Причем социальные заказы для научной и практической психологии существенно различаются в соответствии с теми задачами, которые они призваны решать. В научной психологии – это поиск общих психологических закономерностей. В практической психологии – психологическая работа с индивидуальностью. Формирование и изменение общественного статуса профессии психолога будет зависеть от того, насколько сами психологи смогут влиять на формирование социального заказа, а также от того, насколько психология сумеет выйти за пределы своих узкопрофессиональных проблем.
К сфере практической психологии относятся профессиональные психологи-практики. Основная цель их работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, которые возникают в области образования, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.