Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей

Для исследования познавательных процессов в студенческом и более старшем возрасте можно использовать те же самые ме­тодики, которые были подробно описаны в предыдущей главе. Однако число их в данном случае можно существенно сократить за счет исключения, например, тех методик, с помощью которых оценивается объем зрительной и слуховой кратковременной и оперативной памяти. Указанные особенности данных видов па­мяти у взрослых людей, как правило, изменяются мало, во вся­ком случае — не улучшаются, если для этого не проводится спе­циальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшать или долгое время поддержи­вать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых — потому, что они, как не­продуктивные (имеется в виду непроизвольная, непосредствен­ная и механическая кратковременная и оперативная память) мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая на­грузка приходится на долговременную память, а также на про­извольную, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память.

В связи со сказанным для оценки состояния памяти взрос­лого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в который фактически одновременно вклю­чены все основные виды памяти и ее процессы.

Примерно то же самое можно сказать и о внимании. В сту­денческом и в более старшем возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагности­ке объема внимания и отдельно оценивать такие свойства вни­мания, как распределение и переключение. Гораздо важнее иметь интегральные характеристики внимания и портативную мето­дику, которая позволяет их оценивать. Желательно, в частности, иметь два комплексных показателя внимания: продуктивность и устойчивость, распределение и переключение. Кроме того, це­лесообразно в методике, оценивающей эти свойства внимания,

НемовКн. 3 417

Часть I. Психологическая диагностика

заменить стимульный материал, например кольца Ландольта, на буквенный текст, используемый в методике «Корректурная про­ба». Взрослым людям по роду профессиональной деятельности — там, где их внимание играет существенную роль, — чаще всего приходится иметь дело с разного рода буквенными тестами и поч­ти никогда — с кольцами того типа, которые применяются в ме­тодике Ландольта.

Что касается мышления, то для психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне достаточно, на наш взгляд, применить, например, тест Айзенка, фрагменты (подшкалы) которого были описаны в предыдущей главе. Этот тест включает в себя, кроме двух специальных подшкал, представленных в данной книге в комплексе методик для подростков и старших школьников, пять подшкал общего назначения. Поэтому при проведении психо­диагностики интеллекта взрослых людей вполне можно ограни­читься двумя-тремя наугад выбранными общими подшкалами, в частности — теми, которые не вошли в содержание тестирова­ния подростков и старших школьников.

Выбор методов психодиагностики способностей, а также зна­ний, умений и навыков взрослых людей зависит от рода их дея­тельности. Поскольку в данной учебной книге речь идет о педа­гогической деятельности, то мы сочли целесообразным включить в систему психологического тестирования способностей специ­альную методику под названием «Педагогические ситуации». Она позволяет оценивать умение студента, учителя или родите­ля находить педагогически правильные выходы из сложных си­туаций общения с детьми.

Как и во всех предыдущих случаях (психодиагностика до­школьников, младших школьников, подростков и старших школьников), результаты обследования студентов, учителей и родителей рекомендуется систематически вносить в Индивиду­альную карту психологического самоконтроля взрослого чело­века, форма которой приводится в конце этой главы. Порядко­вые номера описываемых далее психодиагностических методик соответствуют порядковым номерам граф в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

Методика «Корректурная проба»

По процедуре своего применения данная методика мало чем отличается от методики «Кольца Ландольта». Разница между ними состоит лишь в том, что вместо матрицы с кольцами в методике «Корректурная проба» в качестве стимульного материала ис­пользуется лист бумаги среднего книжного формата с рядами строчных букв, расположенных в случайном порядке без интер­валов (табл. 25).

При оценке продуктивности и устойчивости внимания ис­пытуемый получает задание искать и вычеркивать из текста ка­кую-либо букву. Все остальное, включая анализ, оценку и ин­терпретацию результатов, такое же, как в методике Ландольта.

При оценивании с помощью этой методики распределения и переключения внимания испытуемый получает более сложное задание: работая 5 минут, в течение первой минуты искать и за­черкивать две разные буквы, в течение следующей минуты — две другие буквы, в течение третьей минуты — снова две первые, и так далее, чередуясь, вплоть до конца пятой минуты. Таким об­разом, в процессе работы ему постоянно приходится распреде­лять внимание между двумя буквами и, кроме того, через каж­дую минуту переключать его на поиск двух других букв.

Все остальное в этой методике остается таким же, как и в ме­тодике «Кольца Ландольта», за исключением того, что в резуль­тате проведенного обследования вычисляются два показателя, продуктивности и устойчивости внимания, с одной стороны, рас­пределения и переключения внимания, с другой стороны.

Наши рекомендации