Существуют две основные классификации восприятия: по видам анализаторов (органов чувств) и по категориям воспринимаемых объектов
Введение.
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при
непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как
ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который
мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность
ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко,
человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость,
его гладкую поверхность.
Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета.
Воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный
вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда
обозначает определенным словом – «яблоко», которым обозначен не какой-либо
определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое.
«Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», -
писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер,
- это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать
объект, в который можно войти»[1].
Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно
постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.
Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции
коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для
этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна
определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть
известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь
названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он
воспринимает.
Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что
и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько
иначе, чем развитие чувствительности и моторики.
Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка
воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его
мозга. Восприятие – это процесс, связанные по своему происхождению с внешним
практическим действием (А.В. Запорожец). Причем это практическое действие не
исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек
совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые
служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа,
возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на
соответствующий орган чувств.
В основе восприятии лежит физиологический процесс передачи нервных импульсов от рецепторов в кору головного мозга и возникновение временных связей между ними. В процессе восприятия выделяют следующие этапы: поиск объекта, определение его отличительных признаков и опознание объекта, т.е. соотнесение его с какой-либо категорией вещей или явлений.
Существуют две основные классификации восприятия: по видам анализаторов (органов чувств) и по категориям воспринимаемых объектов.
Согласно первой классификации, восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным, вкусовым, обонятельным и кинестетическим (двигательным).
Вторая классификация включает в себя следующие виды восприятия: движения, пространства, времени, человека.
К свойствам восприятия относят:
1. Константность – постоянство воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто неизменное.
2. Предметность – приобретенное свойство, которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает возможность выделения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.
3. Целостность – свойство, при котором предметы и явления воспринимаются как нечто целое. Отсутствие какой-либо детали не мешает целостному восприятию.
4. Избирательность – одно из свойств восприятия, которое состоит в выделении из общего пространства каких-либо объектов или их признаков. Избирательность осуществляется посредством внимания.
5. Осмысленность – восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, которое связано с его употреблением.
6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.
Восприятие определяет дальнейшую деятельность человека. Следует помнить, что это активный процесс и им можно управлять.
Заключение.1. Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторогоопыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятиеформируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствованиевосприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка.2. В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме(контуру), вне которой не может существовать предмет. Наиболее рано ребеноквоспринимает предмет при следующих условиях:¨ при его подвижности на фоне неподвижных вещей;¨ при действиях ребенка с предметом (манипулятивные, предметныедействия, ощупывание предмета, затем лепка, моделирование, конструирование,изображение);¨ при выработке специального условного дифференцировочного рефлекса наформу, величину, местоположение в пространстве;¨ при обозначении предмета (чайник, мяч) или геометрической формы словами;Цвет становится акцентированным компонентом воспринимаемого предмета тогда,когда он:¨ стал сигналом в результате выработанного рефлекса;¨ является характерным признаком предмета;¨ обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;¨ конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой(геометрической).3. Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого вовзаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и частиизменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требуетвычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей междуними (синтез). Так мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает ввосприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требуетпонимания, т.е. является формой сложной умственной деятельности.4. Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня:перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различнойстепени понимания ребенком данного ему содержания и зависят:¨ от структуры картины;¨ от степени близости ее сюжета опыту ребенка;¨ от формы поставленного вопроса;¨ от общей культуры ребенка, умения наблюдать;¨ от развития его речи.Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин.Иначе говоря, уровни могут сосуществовать.5. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную рольиграют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенокпознает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного созерцания,движений, различных практических действий. Включение знаний о пространстве ивремени, их вычленение, осмысливание и обобщение в разных видах деятельностиобеспечивают раннее выделение ребенком этих сторон действительности и ихосмысливание. Так совершенствуется познавательная деятельность детей.6. Научившись осмыслено воспринимать окружающее, школьники получаютвозможность непосредственно связывать теоретические знания со своейпрактической (внеучебной, общественной, юннатской, спортивной и т.д.)деятельностью. Дети осваивают умение произвольно и последовательно наблюдатьокружающее, связывать подмеченные в жизни факты со сведениями, полученными изкниг и объяснений учителя. Теоретическое осмысливание изучаемого новогоматериала побуждает ученика вновь проверить на практике сделанные им«открытия». Ученики приобретают прочные, осмысленные знания и овладеваютнаблюдением. Культура восприятия – это совершенствование всей познавательнойдеятельности ребенка.7. Развитие восприятия есть переход от слитного, синкретичного,фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному икатегориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных,временных, причинных связях. С развитием восприятия изменяется и егоструктура, его механизм. У малышей глаз следует за движением руки. У старшихдетей работа глаза освобождается от необходимости опоры на осязание идвижение руки. Все большую роль начинает играть слово как средство анализа иобобщения воспринимаемого содержания. [1] Ж.Пиаже, Б.Инельдер «Генезисэлементарных логических структур», М., 1963 г., стр.27 [2] Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959, стр. 275 [3] Лаврентьева Т.В. Развитие линейного глазомера у дошкольников. М., 1968. [4] Запорожец В.А. Избранные психологические труды. М., 1986, Т. 1., Стр. 71. [5] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, Стр. 79. [6] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, Стр. 79. [7] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, Стр. 147. [8] Теплов Б.М. Психологические вопросыхудожественного воспитания. 1947 г., Вып. 2, Стр.15.