Russian-language adaptation of temperament and character inventory by r. Cloninger 4 страница
Таким образом, И. И. Мечников остро ставит проблему соотношения биологического и социального в человеке, показывает необходимость устранения дисгармоний в природе человека. Он считает, что именно этот путь позволяет решить задачу человеческого существования, понять его смысл и цели, а также разъясняет значение истинной культуры и истинного прогресса. При этом только активность и сознательное стремление человека к своему совершенствованию, опирающиеся на открытия науки, позволят достигнуть гармонизации его природы.
Не останавливаясь более подробно на рассмотрении теории дисгармоний, укажем лишь, что сам Мечников осознавал неразработанность многих ее положений, отмечал их гипотетический характер и высказывал надежду, что дальнейший прогресс науки принесет новые убедительные факты, уточняющие его выводы. Он верил, что "более молодые силы займутся их проверкой и дальнейшим развитием", рассматривал свой вклад в решение данной проблемы как своеобразное завещание "отживающего поколения новому" [16, с. 3].
Логическим продолжением теории дисгармонии стала разработанная Мечниковым теория ортобиоза, или "нормального цикла жизни человека". Стремление к продлению жизни, сохранению здоровья и обеспечению активной старости - первостепенная потребность и мечта человечества. Являясь сторонником гуманистического и оптимистического мировоззрения, Мечников был абсолютно убежден в возможности науки усовершенствовать природу человека и приблизиться к разрешению этой проблемы. Неслучайно его труд, в котором созданная им теория ортобиоза получила наиболее полное воплощение, называется "Этюды оптимизма" [14].
Ключевым положением теории ортобиоза является вывод о том, что настоящая цель человеческого существования заключается в деятельной жизни, соответствующей личным способностям, длящейся по появления "инстинкта смерти", т.е. до тех пор, когда человек чувствует себя уже удовлетворенным продолжительностью своей жизни и начинает желать небытия [15, с. 283]. Анализируя имеющиеся научные данные (работы Галлера, Бюффона, Флуранса), а также опираясь на собственные выводы и наблюдения, Мечников приходит к заключению, что естественная продолжительность жизни человека должна составлять 150 лет. По достижении этого возраста у человека возникает чувство жизненной завершенности, удовлетворенность и спокойное, радостное восприятие окончания своего жизненного пути. И наоборот, осознание дисгармоний своей биологической природы, переживание неотвратимости, а главное преждевременности смерти, краткости своего бытия, по мнению Мечникова, рождает чувства пессимизма и безвыходности. В связи с этим цель науки он видит в вооружении человека разумной программой изменения человеческой природы, преодоления трудностей бытия,
стр. 105
продления активной творческой деятельной жизни и тем самым в возвращении ему веры, оптимизма и счастья. "Человек способен на великие дела; вот почему следует желать, чтобы он видоизменил человеческую природу и превратил ее дисгармонии в гармонии. Одна только воля человека может достичь этого идеала" [14, с. 293].
С целью изучения поставленной проблемы Мечников приступает к исследованию феномена долгожительства и получает обширный научно значимый материал в этой области. Представляет интерес данное Мечниковым объяснение причин старения, которые он видит в механизме межклеточных и межтканевых взаимоотношений в организме, во влиянии фагоцитоза на старческую атрофию ("борьбе макрофагов"2 и "благородных элементов тканей"), развивая тем самым цитогеронтологическое направление в геронтологии.
В работе "Этюды оптимизма" Мечников предлагает широкую конкретную программу мер, направленных на борьбу со старением, за продление человеческой жизни, реализацию биологических ресурсов организма в полном объеме. Особое внимание им уделяется при этом вопросам гигиены, включая психогигиену. К последней он относит формирование у человека потребности и активного стремления к здоровому образу жизни.
Следует отметить, что сколь бы важным, по мнению Мечникова, не являлось удовлетворение естественных базовых потребностей, обеспечение нормальных условий существования человека не выступало у него в качестве самоцели, а рассматривалось как основа и условие "удовлетворения высших потребностей душевной жизни" [9, с. 10].
Конечно, не все поставленные проблемы могли быть решены ученым, опирающимся на научные достижения своего времени и ограниченным уровнем развития науки, недооценивающим роль социальных факторов в борьбе за здоровье и жизнь человечества. Но уже сам факт обращения к ключевой экзистенциальной проблеме человеческого бытия - вопросу жизни и смерти, попытка ее научного решения стали важным стимулирующим фактором для развития дальнейших поисков в этом направлении. В связи с этим работы Мечникова по праву считаются одним из источников развития современной геронтологии.
Постановка этой проблемы как научной имела большой социальный смысл, особенно в России, которая по уровню смертности (в первую очередь детской) и низкой продолжительности жизни во второй половине XIX века занимала одно из первых мест в Европе [18]. Очевидна актуальность данной проблемы и для современной России, переживающей сегодня беспрецедентно острый демографический кризис, поставивший под угрозу сохранение титульной нации и выдвинувший вопросы сохранения численности населения страны в число первоочередных государственных проблем. И это побуждает нас вновь обратиться к научному наследию И. И. Мечникова, посвятившего решению это вопроса все свое богатое и многогранное творчество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мечников И. И. Антропология и дарвинизм // Вестник Европы. М., 1875. Кн. 1.
2. Мечников И. И. Антропологический очерк калмыков как представителей монгольской расы // Известия Московского общества любителей естествознания, этнографии и антропологии. Труды антропологического отдела. 1876. Т. 20. Кн. 2. С. 205 - 209.
3. Мечников И. И. Возраст вступления в брак. Антропологический очерк // Вестник Европы. 1874. Кн. 1. С. 232 - 283.
4. Мечников И. И. Воспитание с антропологической точки зрения // Вестник Европы. 1871. Кн. 1. С. 205 - 232.
5. Мечников И. И. Мадейра. Воспоминания и заметки // Вестник Европы. 1873. Кн. 9. С. 212 - 239.
6. Мечников И. И. Докладная записка в Географическое общество: Акад. собр. Соч. М.: 1964. Т. 16. С. 366 - 367.
7. Мечников И. И. Закон жизни. По поводу некоторых произведений графа Л. Толстого // Вестник Европы. 1891. Кн. 9. С. 228 - 260.
8. Мечников И. И. Очерк воззрений на человеческую природу // Вестник Европы. 1877. Кн. 3 - 4. С. 537 - 560.
9. Мечников И. И. Предисловие по второму изданию книги "Этюды оптимизма" 1908 г. // Мечников И. И. "Этюды оптимизма". М., 1987. С. 8 - 14.
10. Мечников И. И. Рудименты человеческой психики в некоторых физиологических и психологических актах//Мир божий. 1904. N 11. С. 1 - 17.
11. Мечников И. И. Сорок лет искания рационального мировоззрения. М., 1913.
12. Мечников И. И. Флора нашего тела // Вестник воспитания. 1901. N 5. С. 1 - 34.
13. Мечников И. И. Экскурсия на острове Тенерифе // Вестник Европы. 1872. Кн. 5. С. 254 - 295.
14. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964.
2 Макрофаги определяются Мечниковым как элементы соединительных тканей, возникающие под влиянием продуктов гниения в кишечнике человека и противостоящие "благородным тканям" - нервным, мышечным, что в итоге приводит к прекращению их нормального развития. В связи с этим защиту организма от преждевременного старения он видел в обеспечении способов усиления благородных тканей и их способности противостоять воздействию макрофагов, а также в ослаблении функций последних. Развивая указанные идеи Мечникова, академик А. А. Богомолец, наоборот, ставит вопрос о важности соединительных тканей для деятельности организма и необходимости стимулирования их функций в старческом возрасте как условии продления активной жизни до 120 - 150 лет [25, с. 307].
стр. 106
15. Мечников И. И. Этюды о половом вопросе: Акад. собр. соч. М.: 1964. С. 283 - 290.
16. Мечников И. И. Этюды о природе человека. М., 1917. С. 282.
17. Анугин Д. Н. Мечников и его антропологические статьи // Русск. антрополог, журн. 1916. Т. 20. С. 129 - 138.
18. Берви-Флеровский В. В. Избр. экономические произведения. М., 1959. Т. 2.
19. Вайндрайх Т. М. Учение Мечникова о воспалении и иммунитете // Журн. микробиол., эпид., иммун. 1941. N 8. С. 1929.
20. Зенкевич Л. А. Мечников как биолог-эволюционист // Успехи современной биологии. 1945. Т. XX. С. 20 - 26.
21. Зильбер Л. А. Теория фагоцитоза Мечникова в свете современных экспериментальных данных // Успехи современной биологии. 1945. Т. XX. С. 6 - 20.
22. Кулагин Н. М. Мечников как зоолог // Природа. 1915. N 5. С. 703 - 706.
23. Нагорный А. В. И. И. Мечников и проблема удлинения жизни // Учен. зап. Харьковского ун-та. 1940. Т. VX. С. 145 - 156.
24. Сахаров Г. П. Мечников как патолог // Медиц. обозр. 1916. Т. 86. С. 507 - 523.
25. Тишкова А. А. У истоков геронтологии // И. И. Мечников. Этюды оптимизма. М., 1987. С. 277 - 313.
I. I. MECHNIKOV'S PSYCHOLOGICAL VIEWS (to 160-th scientist's birthday)
V. A. Koltcova*, Y. N. Oleynik**
* Sc. D. (psychology) head of history of psychology and historical psychology laboratory, Psychological Institute of RAS, Moscow
** PhD. head of common psychology and history of psychology chair, MO SHU, Moscow
Psychological views of a noted scientist - I. I. Mechnikov (1845 - 1916) are considered. His contribution to gerontology development, to the study of longevity and ensuring of active and energetic old ages is analyzed.
Key words: comparatively-evolutional method, biological and social relationship, theory of active longevity.
стр. 107
Памятные даты. А. А. УХТОМСКИЙ О БИОСОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (1875 - 1942))
Автор: Л. В. СОКОЛОВА
Г. Л. В. Соколова
Доктор психологических наук, старший научный сотрудник Физиологического научно-исследовательского института им. АЛ. Ухтомского Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург
В истории нашей отечественной мысли можно встретить немало имен, настоящее открытие которых далеко не всегда совпадает со временем реального бытия их носителей. Вклад таких людей в общее развитие знаний и культуры становится зримым лишь много позже - спустя годы и даже десятилетия. Среди них и Алексей Алексеевич Ухтомский.
Наследие Ухтомского до недавних пор прочно связывалось с конкретной областью знаний - физиологией поведения животных и человека. Лишь в последнее время в результате тщательной работы над архивами ученого раскрылась еще одна важнейшая часть его творческого дарования, ставящая его в ряд крупнейших религиозно-философских и социальных мыслителей XX в., заложивших основы интегральной науки о природе человека.
Судьба А. А. Ухтомского еще долгое время будет привлекать интерес исследователей. И не только неординарностью жизненных перипетий, выпавших на его долю, но и уникальностью этой личности; тем, насколько были спаяны в одном человеке идеи и сама жизнь. Его жизненный путь непрост, но внутренне закономерен: выпускник Кадетского корпуса и слушатель Московской духовной академии. Кандидат богословия и студент естественного отделения Петербургского университета, "монах в миру" по духовному исповеданию и мироощущению и глава университетской физиологической школы, создавшей одно из оригинальнейших направлений в науке.
Родился Алексей Алексеевич Ухтомский 13 (25) июня 1875 г. в родовом поместье князей Ухтомских, что располагалось в сельце Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии. Род Ухтомских принадлежал к одному из древнейших княжеских родов России и вел свое начало от Великого Князя Киевского, Владимирского и Суздальского Юрия Долгорукого.
После окончания рыбинской классической гимназии в 13 лет Алексей Ухтомский по устоявшейся семейной традиции поступает в Нижегородский кадетский корпус. Казалось бы, при аристократическом происхождении Ухтомскому обеспечена вполне благополучная военная карьера. Но после окончания корпуса юноша принимает неожиданное для всех решение поступить на словесное отделение Московской Духовной Академии, где он углубленно занимается изучением философии, в частности, теории познания. Именно там, в академии, у Ухтомского возникла мысль выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти те психофизиологические механизмы, с помощью которых складывается все многообразие поведения и психики человека. Много позже в своей автобиографии Ухтомский напишет: "Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения". При этом Ухтомский понимает необходимость комплексного изучения этих проблем, которое подразумевает рассмотрение человека во всей совокупности его биологических и духовных составляющих.
Уже будучи кандидатом богословия, в возрасте 25 лет Ухтомский становится студентом естественного разряда физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. С этого момента вся его жизнь была прочно связана с университетом: здесь в 1911 г. он защитил магистерскую диссертацию, в 1922 г. возглавил кафедру физиологии человека и животных, в 30-х годах, будучи академиком, основал при университете Научно-исследовательский физиологический институт, носящий ныне его имя. Университет стал для Ухтомского родным домом, духовным приютом, где он сорок с лишним лет вынашивал свои фундаментальные идеи, читал лекции и воспитывал молодежь. В суровую военную пору он не покинул стены родного университета, продолжая руководить научными работами, мыслить, писать. Умер Ухтомский 31 августа 1942 г., не пережив ленинградскую блокаду, не успев прочесть в публичном заседании подготовленный за неделю до того принципиальный для биологии доклад "Система рефлексов в восходящем ряду".
А. А. Ухтомский - уникальное явление в русской культуре. В истории науки найдется немного
стр. 108
деятелей, которые могли бы сравниться с ним по широте кругозора, мощи ума, разносторонности интересов и поражающей активности в самых различных областях человеческой мысли. Ухтомского по праву можно считать подлинным энциклопедистом XX в. По стилю мышления, широте кругозора, диапазону обобщений и остроте предвидений он был одним из крупнейших мыслителей XX в., предвосхитивших целый ряд идей современной науки о человеке, науки интегральной по своей сути. Разработанный им принцип доминанты намного опередил появление других теоретических концепций системного анализа работы мозга, в настоящее время рассматриваемого в качестве основного методологического принципа современного естествознания.
В рамках традиционных работ физиологической научной школы Санкт-Петербургского университета им были начаты исследования функциональной динамики нервных процессов, которые привели к открытию принципа доминанты как одного из главных межсистемных принципов работы мозга, лежащего в основе активного, целенаправленного поведения организма в среде. Понимание Ухтомским подвижного, динамического характера взаимодействия процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе легло в основу выдвинутого им понятия функциональной координации, которое стало основополагающим при формировании представлений ученого о доминирующей констелляции как функционально подвижном динамическом органе. При этом Ухтомским обоснована активная роль координационного торможения в обеспечении интегративной деятельности нервной системы и определено его значение в плане формирования векторной направленности поведения.
Подчеркивая значение доминанты в формировании структуры поведения, он наметил единый план психофизиологического изучения комплекса эффектов доминанты, прежде всего касающегося выявления ее роли в процессах внимания и предметного мышления. Ухтомский не только ввел понятие об "интегральном образе" как элементарной единице процесса познания, обеспечивающей целевую детерминацию поведения, но и предвосхитил идею о вероятностном характере любой поведенческой программы.
Ухтомский с самого начала рассматривал созданный им принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании наиболее сложной живой системы - человека. По сути, им была разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения. Учение Ухтомского о природе человека - это уникальное сочетание основных направлений русской философской мысли с ее яркой этической направленностью и традиций отечественной физиологической науки. Более того, знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция Ухтомского была построена на стыке различных научных направлений: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики. Именно это сочетание гуманитарных и естественнонаучных представлений о природе человека дало удивительный, качественно новый сплав знаний об основных биосоциальных детерминантах поведения и психики человека. Был произведен поистине революционный скачок в понимании самой природы человека, показавший неразрывное единство биологического и социального, материального и идеального в человеке. Концепция Ухтомского о биосоциальной природе человека впервые объединяет в единое целое физиологические, психофизиологические и социокультурные детерминанты поведения и психики человека.
Представление о неразрывном единстве физиологического и психического в природе человека привело Ухтомского к качественно новому применительно к человеку понятию "среды", всегда предстающей в контексте культуры и объединяющей как индивидуальный, внутренний мир человека, так и культурный опыт предшествующих поколений. Этот "опыт отцов", по словам ученого, переданный человеку в ходе социальной практики, неизмеримо расширяет границы возможных проявлений его деятельности, раздвигая их за пределы собственного, природного "Я", тем самым повышая адаптивные ресурсы организма. Однако не только среда формирует человека, но и сам человек формирует, активно "творит" среду, вносит свою культурную лепту в общий процесс развития. Единение индивидуальностей творит культуру как качественно иную определенность, в основе которой лежит квинтэссенция человеческих идеалов и плодов реальной деятельности людей, ведомых этими идеалами.
Основываясь на понимании определяющей роли "интегрального образа" в организации психической деятельности человека, Ухтомский впервые с новых позиций обосновал ведущую роль идей и идеалов в жизни человека и общества. Процесс идеализации, построение проекта, предполагающего создание "новой", творимой природы вещей, принадлежит к одним из фундаментальных принципов деятельности высших социальных форм существования природы. Творческий характер человеческого сознания обеспечивает возможность выйти за пределы строго заданной схемы, шаблона, раздвинуть его границы. На принципе "творческой идеализации" построены сформулированные Ухтомским законы общения - закон
стр. 109
Двойника и закон Заслуженного собеседника. Доминанты, по мнению Ухтомского, приводят к одностороннему, субъективному отражению человеком реальной действительности, но они же лежат в основе преобразовательной деятельности человека, в результате которой изменяется не только окружающая среды, но и сам человек, его нравственная природа. Имеющие глубокую психофизиологическую подпочву, сформулированные Ухтомским законы межличностного общения впервые вводили в область естественнонаучного знания такую категорию, как нравственность, которую он считал "естественным" законом жизни человека. Согласно Ухтомскому, нравственное сознание существует только в контексте поведения человека, и любое его действие должно рассматриваться в неразрывном единстве субъективных побуждений и общественно значимых последствий.
К сожалению, на страницах официальной печати того времени эти ценнейшие идеи Ухтомского не были (да и не могли быть!) опубликованы. В научных кругах его теорию и без того называли "небесной физиологией", а его самого "человеком не от мира сего" - и в этом была своя правда, ибо в то время, когда рушились алтари на многострадальной земле и в душах людей, Ухтомский не переставал говорить о высочайшем значении нравственности, о вечной и непреходящей ценности каждой человеческой жизни, о глубочайшей личной ответственности за судьбы истории.
Каждая эпоха рождала людей, которые обладали глубинным "внутренним зрением", позволяющим им прорвать границы своего времени и заглянуть далеко вперед, в отдаленные перспективы развития событий, причины которых лишь закладывались в настоящий момент. Во все времена их голос - "голос пророчественной совести" - призывал человека познать самого себя и свою роль в Истории, нравственно оценить свои деяния, понять, в чем состоит истинный прогресс человечества. Несмотря на то, что конкретные судьбы этих людей несут на себе естественный отпечаток времени, в котором они жили, их мысли и сегодня служат для нас нравственным "компасом", неким духовным ориентиром, по которому мы сверяем собственный путь и научаемся правильно слышать и понимать голос реальности. Среди таких имен и выдающийся русский ученый-мыслитель академик Алексей Алексеевич Ухтомский.
стр. 110
Памятные даты. НЕПОНЯТЫЙ КЛАССИК (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДЖОРДЖА КЕЛЛИ (1905 - 1967))
Автор: Д. А. ЛЕОНТЬЕВ
Г. Д. А. Леонтьев
Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва
Статья содержит очерк биографии и прослеживает эволюцию научных взглядов одного из выдающихся психологов XX столетия, рассматривается судьба научной школы Келли и близость его взглядов к экзистенциальной психологии.
Ключевые слова: личностные конструкты, смысл, когнитивная психология, экзистенциальная психология, эксперимент, опыт.
Из числа бесспорных классиков психологии XX века Джордж Келли является, пожалуй, самым непонятым, точнее, искаженно, односторонне понятым.
Его судьба и путь в науке были совсем не похожи на судьбу и путь других классиков. Он родился на Среднем Западе США в религиозной фермерской семье, где был единственным ребенком. Из-за частых переездов семьи его среднее образование было бессистемным, во многом самостоятельным и началось с точных наук, Келли получил диплом по физике и математике, потом переключился на педагогику, наконец, в 1931 г. стал доктором психологии. Начав работать в разгар Великой Депрессии в провинциальном колледже Форт Хэйс штата Канзас, он вскоре был вынужден пожертвовать интересом к экспериментальной психологии в пользу более практических вещей, занимаясь всем понемножку - клинической психологией, бесплатным консультированием детей и подростков, которое развилось в психологическую службу в масштабах штата, одну из первых в Америке. Эта деятельность была прервана Второй мировой войной, на всем протяжении которой Келли работал психологом в авиации морского базирования. Вскоре после войны он возглавил программу по клинической психологии в университете штата Огайо в Коламбусе, где и проработал большую часть оставшейся жизни - лишь совсем незадолго до своей внезапной смерти в 1967 г. переехал по приглашению А. Маслоу к нему в Брандейсский университет.
Изредка публикуя немногочисленные статьи, он оставался практически неизвестным в научных кругах вплоть до своего 50-летия. Рядовой профессор провинциального университета, Келли, как говорят, проснулся знаменитым, когда в престижном издательстве "Norton" неожиданно вышла его книга в двух томах, объемом 1200 страниц, в которой излагалась совершенно новая система в психологии, последовательно и методично выстроенная с самого основания - философских допущений и базовой аксиоматики [12]. Литературных источников в этой книге было немного - несколько десятков, причем большую их часть составили неопубликованные диссертации и дипломные работы, выполненные под руководством автора. С этого момента началась история бурного интереса к Келли, который становится модным. Его приглашают с лекциями в ведущие университеты, а его статьи выходят в престижных сборниках. Тогда же началась и история его непонимания.
Самое большое упрощение и искажение - называть теорию Келли когнитивной, как это делают в подавляющем большинстве случаев. Конечно, есть определенные основания для того, чтобы считать ее таковой. Но она не сводится к этому, поскольку гораздо шире когнитивной направленности. По моему глубокому убеждению, прежде всего это экзистенциальная теория.
Чем была вызвана необходимость для Келли отказываться от прежней психологии и перестраивать ее "до основанья, а затем"?
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ
В статье "Автобиография теории", вошедшей в посмертно изданную книгу "Клиническая психология и личность" [13], Келли описывает историю зарождения его идей. Когда я преподавал экспериментальную психологию, - пишет он, - все учебники, которыми мы пользовались, строились примерно по одной и той же схеме. Первая часть была посвящена методологии эксперимен-
стр. 111
тального исследования. Студентов учили, каким образом ставить задачи исследования, как формулировать гипотезы, как на основании этих гипотез грамотно планировать эксперимент, выбирать методы; далее, подвергая данные количественной обработке, соотносить то, что получилось с тем, что предполагалось; делать выводы и формулировать новые гипотезы на этом основании. Затем начинался раздел, посвященный объяснению поведения, где писалось совершенно другое. Там говорилось о том, что у людей и животных есть определенное количество энергии, которая питает их поведение, что конкретные способы его осуществления являются результатом научения на основании того, какие реакции на внешние стимулы подкрепляются, а какие нет; в соответствии с этим мы заучиваем те или иные реакции и далее ведем себя в соответствии с выученным. Как вспоминает с иронией Келли, он все больше недоумевал: неужели экспериментальные психологи настолько отличаются от остальной части человечества, что их поведение описывается совершенно иначе. Получается, что есть два сорта людей. Одни ставят цели, формулируют гипотезы, планируют свои действия по проверке этих гипотез и после этого полученные результаты соотносят со своими предсказаниями, или модифицируют свои представления о действительности. Другие люди реагируют на внешние стимулы и, в зависимости от того, получают ли они подкрепление, у них формируется тот или иной репертуар реакций, и дальше они действуют в соответствии с ними на основе выученных влечений. Эти модели явно противоречили друг другу. Если признать, что экспериментальные психологи - такие же люди, как и все, остается одно из двух: или признать, что все, что пишется про планирование - фикция, и этот раздел тоже можно описать в терминах реагирования экспериментальных психологов на стимулы в экспериментальной ситуации, или, наоборот, распространить на остальное человечество модель того, как ведут себя ученые. Келли счел второе более разумным.
Он положил в основу своей системы модель, как он называет, "человека-ученого", пытаясь описать поведение каждого человека по аналогии с тем, как действует ученый. Келли не хотел рассматривать человека как автомат. "Не обязательно быть экспериментальным психологом, - писал он, - чтобы рассматривать человека как автомат, хотя изучение экспериментальной психологии способствует этому" [14, с. 24]. Он все же считал, что человек гораздо сложнее. Но поскольку вся психология, с которой он имел дело, рассматривала человека именно как автомат, пришлось все переделывать самому. Келли выстроил альтернативную психологию с самого начала, по порядку, последовательно, продуманно и рефлексивно. Мало кого можно сравнить с ним по степени методологической осмысленности и обоснованности всего, что он делал - разве что Левина, Олпорта и Выготского. В его текстах очень много ценных методологических рассуждений, полезных не только студентам, но и зрелым специалистам.
В 1963 г. Келли выпустил небольшую книгу, которая включала лишь три первых общетеоретических главы своего главного труда "Психология личностных конструктов"; эта книга - единственное, что переведено на русский язык [2]. Надо сказать, что поскольку Келли создал свою лексику, его трудно переводить - переводы на русский допускает многовариантность, и хотя упомянутый перевод никак нельзя назвать некомпетентным или неадекватным, я склонен переводить многие термины и формулировки иначе, поэтому ссылаюсь на первоисточник, а не на это русское издание.
Двухтомник "Психология личностных конструктов" начинается с конструирования общей методологической и философской позиции автора. Келли формулирует принимаемые им недоказуемые аксиоматические предпосылки - они есть в любой теории, но мало кто их целенаправленно рефлексирует - и начинает с допущений о мире. Во-первых, мир реально существует, и человек постепенно приближается к его пониманию. Во-вторых, мир обладает таким свойством, как интегральность, т.е. сон со всеми его частями функционирует как единое целое, единый механизм. В-третьих, мир движется по оси времени, изменяется по отношению к самому себе. Это способ существования мира - он не остается на месте, он постоянно "происходит". Жизнь, так же как и все сущее, меняется во времени. Но она еще как-то во времени локализована. Первое, живое существо измеримо во времени, другими словами, конечно. Второе, живое способно репрезентировать другие формы реальности, оно отражает действительность, не только отражая и отстраненно наблюдая, но при этом сохраняя свою собственную реальность, т.е. существует в мире.