The sense-formation factors of students emigratory intentions 4 страница
Выделенные группы | 100% |
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом | 52% |
2. Хотят постоянно жить и работать в России | 22.3% |
3. Хотят постоянно жить в России с возможностью учиться/работать за рубежом | 25.7% |
Рисунок. Профили мотивообразующих причин эмиграции.
По оси ординат отмечены средние значения по группе, по оси абсцисс - номер оцениваемой причины: 1 - выучить язык, 2 - получить возможность узнать культуру и особенности другой страны, 3 - попробовать жить самостоятельно, 4 - посмотреть мир, 5 - приобрести новый жизненный опыт, 6 - выше жизненный уровень, 7 - заработать денег, 8 - перспектива лучшего трудоустройства, 9 - социальная защищенность, 10 - удовлетворение социально-бытовых потребностей, 11 - больше устраивает климат, природная среда, 12 - интереснее проводить досуг, 13 - живут родственники, 14 - живут друзья, 15 - создать семью, 16 - лучше система образования, 17 - получить возможность ознакомиться с новой системой образования, 18 - политическая стабильность, 19 - нравственно-психологическая атмосфера в обществе.
стр. 61
Таблица 2. Характер воспринятых сказок в раннем детстве
Выделенные группы испытуемых | Первые воспринятые сказки | ||
русские народные | других народов | авторские | |
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом | 51%**2, *3 | 22% | 62% *2 |
2. Хотят постоянно жить и работать в России | 89%**1, *3 | 29.6% | 44.4% *1 |
3. Хотят постоянно жить в России с возможностью учиться/работать за рубежом | 74.2%*1, *2 | 22.6% | 61.3% |
Примечание. * Показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости p ≤ 0.05; ** показатели, различающиеся с уровнем достоверности p ≤ 0.01; 1, 2, 3 - номера выделенных групп, в которых получены достоверные различия: 1 - студенты, которые хотят постоянно жить и работать за рубежом; 2 - студенты, которые хотят постоянно жить и работать в России; 3 - студенты, которые хотят постоянно жить в России с возможностью учиться или работать за рубежом.
Таблица 3. Значимость ценностей для студентов с различным отношением к эмиграции
Ценности | Без эмиграционных намерений | Постоянные эмиграционные намерения | Временные эмиграционные намерения | |||
среднее значение по группе | значение ранга | среднее значение по группе | значение ранга | среднее значение по группе | значение ранга | |
1. Активная деятельная жизнь | 4.1 | 3.2 | ||||
2. Здоровье | 4.8 | 5.7 | 6.2 | |||
3. Интересная работа | 5.6 | 5.7 | 4.4 | 8.5 | ||
4. Красота природы и искусства | 3.5 | 10.5 | 3.6 | 10.5 | ||
5. Любовь | 8.3 | 7.5 | ||||
6. Материально обеспеченная жизнь | 4.4 | 5.7 | 3.2 | |||
7. Наличие хороших и верных друзей | 8* | 5.3* | 7.2 | |||
8. Уверенность в себе | 3.4 | 4.8 | 5.6 | |||
9. Познание | 5.8 | 3.5 | 10.5 | 3.6 | 10.5 | |
10. Свобода как независимость в поступках и действиях | 8.6 | 6.7 | 6.4 | |||
11. Счастливая семейная жизнь | 6.8 | 7.8 | ||||
12. Творчество | 1.4* | 4.5* | 4.4 | 8.5 |
Примечание. * Показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости p ≤ 0.05. Приводимые значения рангов получены после дополнительной обработки данных по косвенным признакам - числу предпочтений каждой ценности в их попарном сравнении испытуемыми.
отмечаемых в качестве первых воспринятых в детстве сказок.
Значимые различия получены по выбору русских народных сказок (см. табл. 2). В группе студентов, у которых отсутствуют эмиграционные намерения, в качестве первых воспринятых в детстве сказок достоверно чаще, чем в группах с эмиграционными намерениями, выбираются русские народные сказки (p = 0.00). Реже всего русские народные сказки выбираются в группе студентов, которые хотят постоянно жить за рубежом (p ≤ 0.01). В группе с "временными" эмиграционными намерениями русские народные сказки выбираются также реже по сравнению с группой отрицательного отношения к эмиграции, хотя уже с меньшим уровнем статистической значимости (p ≤ 0.05). Студенты с намерениями постоянной эмиграции в качестве первых воспринятых в детстве сказок наиболее часто отмечают авторские сказки, что достоверно отличает их от студентов с отсутствием эмиграционных намерений (p ≤ 0.05).
Различия обнаружены и в характере выбираемого эмоционально притягательного сказочного персонажа. Представители группы с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем представители группы без эмиграционных намерений, идентифицировали себя в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок (p ≤ 0.03).
4. Ценностная сфера и эмиграционные намерения студентов. Общая картина иерархии ценностей студентов с различным отношением к эмиграции представлена в табл. 3.
стр. 62
Таблица 4. Выбор стратегий совладания с трудностями у студентов с различным отношением к эмиграции
Стратегии совладания | Средние значения по группе | ||
без эмиграционных намерений | постоянные эмиграционные намерения | временные эмиграционные намерения | |
1. Конфронтация | 53.1* | 60.3* | 59.4 |
2. Дистанцирование | 53.6 | 48.5 | |
3. Самоконтроль | 59.4 | 63.1 | 61.7 |
4. Поиск социальной поддержки | 61.3 | 61.5 | 66.2 |
5. Принятие ответственности | 59.5 | 61.2 | 63.3 |
6. Бегство-избегание | 48.8* | 54.5* | |
7. Планирование решения проблемы | 67.7 | 67.6 | 71.6 |
8. Положительная переоценка | 61.4 | 57.1 | 60.2 |
Примечание. * Показатели, достоверно значимо различающиеся.
Анализ ценностной сферы выявил наибольший "вес" ценности "наличие хороших и верных друзей" в группе с отсутствием эмиграционных намерений по сравнению с группой желающих жить постоянно за рубежом (p < 0.05). У студентов с намерениями постоянной эмиграции наряду с уменьшением значимости ценности "наличие хороших друзей" наблюдается возрастание значимости ценности "творчество" по сравнению с группой желающих постоянно жить в России (p < 0.05).
Ценность материально обеспеченной жизни, осознаваемая значительной частью представителей группы с постоянными эмиграционными намерениями как одна из главных мотивообразующих причин эмиграции (см. данные анкетного опроса выше), в действительности оказывается менее значимой по сравнению с ценностями "любви" и "счастливой семейной жизни", получившими одинаковый "вес" во всех трех выделенных группах студентов. Ценность "материально обеспеченная жизнь" занимает 6-е место в группе с "постоянными эмиграционными намерениями", в группе "без эмиграционных намерений" лишь 8-е место, а в группе с "временными эмиграционными намерениями" - последнее место.
5. Смысловая регуляция личности в совладании с трудными жизненными ситуациями при формировании эмиграционных намерений. Математический анализ достоверности различий (U -критерий Манна-Уитни и t -критерий Стьюдента) в выборе стратегий совладания между группами "с намерениями постоянной эмиграции" и "без эмиграционных намерений" показал следующее.
У студентов с "постоянными" эмиграционными намерениями значимо чаще встречается стратегия конфронтационного совладания (см. табл. 4), включающего агрессивные усилия по изменению ситуации и предполагающего определенную степень враждебности и готовности к риску (p < 0.01 - по U -критерию Манна-Уитни; p < 0.05 - по t -критерию Стьюдента), и стратегия бегства-избегания, при которой когнитивные и поведенческие усилия направлены на избегание проблемы (p < 0.05). Две данные стратегии совладания с трудностями являются низкоадаптивными. Такие результаты дают возможность предполагать, что для части студентов с эмиграционными намерениями возможность уехать жить в другую страну представляется способом "не решать" возникающие трудные жизненные ситуации в существующей реальности.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Эмиграционные намерения значительно часто присутствуют в жизненных стратегиях студентов, что приближается, по всей видимости, к некой типичной ситуации, с которой сталкивается общество.
Только четверть студентов, принявших участие в исследовании, имеют желание постоянно жить и работать в своей стране. Большинство же в той или иной мере хотели бы решать свою судьбу за ее пределами. При этом лишь немногие считают, что эмигранты фактически оставляют страну в трудный для нее момент, чаще относясь к эмиграции как к естественному явлению. Отношение к эмиграции в студенческой среде не имеет тендерной специфики. Юноши и девушки в равной степени подвержены формированию эмиграционных намерений. Во многих случаях эмиграционное намерение лишь модель поведения или просто "мечта", которую реализуют далеко не все. Однако такое настроение сегодня особенно распространено среди студенческой молодежи. Такая тенденция в устремлениях молодого поколения может быть обусловлена социально-экономическими сложностями на пути самореализации, невостребованностью профессиональной подготовки по ряду специальностей российским рынком труда, разочарованиями родительского поколения, переживанием безразличия со сторо-
стр. 63
ны общества к собственной судьбе, пропагандой западного "беспроблемного" образа жизни.
Почти половина потенциальных эмигрантов не владеют языком выбранной страны эмиграции и не предпринимают попыток к его изучению. Для многих желание эмигрировать не подкрепляется реальными возможностями или конкретными шагами для его реализации. Это дает основания предполагать о существовании низкой степени удовлетворенности своим настоящим положением данной группы студенчества, что усиливает риск ее социально-психологической дезадаптации.
2. Основными внешне мотивирующими факторами становления намерения безвозвратной эмиграции оказываются экономические трудности. Внутренне мотивирующими факторами являются отношения к социокультурным и климато-географическим признакам этничности. Предпочтение климата и природных условий другой страны с наиболее высокой степенью достоверности сопутствует принятию решения о постоянной эмиграции.
Студенты, склонные планировать безвозвратную эмиграцию, субъективно оценивают как наиболее значимую причину своих намерений большие экономические возможности выбранной страны для эмиграции. Желание жить в другой стране подкрепляется представлением о возможностях зарабатывать больше денег и наилучшем удовлетворении своих социально-бытовых потребностей. Наряду с такими прагматическими ожиданиями студентов нередко привлекает возможность получения новых впечатлений ("посмотреть мир").
Для студентов, задумывающихся о временной эмиграции в целях продолжения своего образования, первое место занимают познавательные мотивы: "выучить язык", "посмотреть мир", "приобрести новый жизненный опыт", "получить возможность узнать культуру и особенности другой страны".
Обнаружены достоверные различия в отношениях к социокультурным факторам в группах студентов с временными и постоянными эмиграционными намерениями. Если "временным эмигрантам" свойственен лишь интерес к культуре другой страны, то для студентов, планирующих безвозвратную эмиграцию, характерны более позитивная оценка нравственно-психологической атмосферы страны желаемой эмиграции и ожидание более высокой политической стабильности. Намерения безвозвратной эмиграции чаще сопровождаются образами создания своей семьи в другой стране, что неминуемо предполагает принятие иных культурных традиций и ценностей и иных способов социализации последующего поколения семьи. Решению о намерении безвозвратной эмиграции с высокой степенью достоверности чаще сопутствует предпочтительное отношение к климату и природным условиям страны желаемой эмиграции.
Таким образом, смыслообразование эмиграционных намерений в современной социальной ситуации связано с системой отношений к этническим факторам, в частности отношением к социокультурным и климато-географическим этническим признакам. Действие экономического фактора является внешним объективным условием и становится порой только мотивировкой в принятии решения об эмиграции, мотивы которого лежат глубже.
3. Смыслопорождение эмиграционного намерения связано с когнитивно-эмоциональным следом воспринятых в детском возрасте образов сказочно-мифологического аспекта культуры, в частности, с преобладанием в субъективном анамнезе образов авторских сказок и дефицитом сказок своего народа. Народные сказки по своему характеру архетипичны и содержательно согласованы с культурным опытом народа. Эмиграционным намерениям в юности часто предшествовали идентификации в детстве с героями зарубежных авторских сказок, не имеющих преемственности и связи с историей и культурой своего народа и более открытых для этнически рассогласованного содержания.
Включение человека в родную культуру, усвоение присущих ей традиций, мировоззрения и мирочувствования способствует оптимальной степени этнокультурной идентичности. Полученные нами данные согласуются с теоретическими и эмпирическими исследованиями влияния сказок на психическое развитие человека [2, 3, 20, 26, 28] и позволяют заключить, что когнитивно-эмоциональный след от содержания этнофункционально согласованных народных сказок, воспринятых в раннем детстве, связан с отсутствием эмиграционных намерений в юношеском возрасте. В группе студентов, у которых отсутствуют эмиграционные намерения, в качестве первых воспринятых в детстве сказок достоверно чаще выбираются сказки своего народа. В группе студентов, которые хотят постоянно жить за рубежом, реже всего выбираются сказки своего народа, отдается предпочтение авторским сказкам, менее соотнесенным с культурным опытом своего народа и, как показывает Н. В. Чудова, иначе, чем народные, влияющим на картину мира ребенка [32]. Экспериментальные данные В. В. Тимохина показывают взаимосвязь когнитивно-эмоционального следа от содержания авторских и этнофункционально рассогласованных сказок, воспринятых в раннем возрасте, с проявлением проблем психической адаптации в более позднем возрасте [28].
Частота выбора русских народных сказок в группе с временными эмиграционными намере-
стр. 64
ниями занимает промежуточное положение между группой с отсутствием эмиграционных намерений и группой с намерениями безвозвратной эмиграции, причем разница между всеми тремя группами статистически значимая. В связи с этим можно говорить, используя понятие, введенное А. В. Сухаревым, о меньшей степени выраженности этнофункциональной психической рассогласованности [27] людей с временными эмиграционными намерениями по сравнению с теми, у кого образуются намерения постоянной эмиграции.
Различное отношение к эмиграции связано также с характером выбираемого в детстве эмоционально притягательного сказочного персонажа. Представители группы с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем представители группы без эмиграционных намерений, идентифицировали себя в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок. Как показывает Э. Эриксон, на ранних стадиях развития дети идентифицируют себя с теми аспектами окружающей среды, которые производят на них наибольшее впечатление [34, с. 169]. Необратимые идентификации детства могут препятствовать развитию идентичности индивида в юношеском возрасте. В. Ю. Хотинец в результате своих исследований показывает, что успешное развитие идентичности в раннем юношеском возрасте зависит от приобщенности к культурным ценностям своего народа [31, с. 71]. Проблемы идентичности могут проявляться в устойчивом состоянии тревоги, ожидании чего-то неопределенного, в пренебрежительном отношении ко всему своему, отечественному, и иррациональном предпочтении всего чужого, иностранного.
4. Построение эмиграционных стратегий происходит во взаимной связи с ценностной структурой личности, особенностями которой являются снижение ценности наличия хороших и верных друзей и возрастание ценности творческой самореализации.
Анализ ценностной сферы выявляет наибольший "вес" ценности "наличие хороших и верных друзей" в группе с отсутствием эмиграционных намерений по сравнению с группой желающих жить постоянно за рубежом. У студентов с намерениями постоянной эмиграции наряду с уменьшением значимости ценности "наличие хороших друзей" наблюдается возрастание значимости ценности "творчество" по сравнению с группой желающих постоянно жить в России.
Отечественный философ В. А. Кутырев выделяет две альтернативные мировоззренческие установки: деятельностную установку и установку на общение. Общение рассматривается в широком смысле как "чувственная активность" в противоположность "рациональной активности" [19, с. 123]. Мировоззренческая установка на деятельность, творчество наиболее присуща западной цивилизации. Альтернативная деятельностной установке система отношений, построенных на категории общения, характерна для русской культуры. Интересно заметить, что различные независимые исследователи находят аналогичные особенности русского менталитета. Как показывает О. И. Маховская, сценарии образования и воспитания в российской и американской традициях социализации не совпадают именно в том, что в российском варианте преобладает преимущественно ориентация на содружество, отношения эмоциональной близости и сопереживания, в американском же варианте социализации культивируются ценности индивидуализма, конкурентности, независимости [23, с. 108, 112]. Таким образом, можно говорить, что ценностная ориентация студентов, желающих постоянно жить за рубежом, является в большей степени индивидуалистически ориентированной и согласованной с западным менталитетом.
Декларируемая ценность материально обеспеченной жизни в группе с постоянными эмиграционными намерениями, оцениваемая значительной частью представителей этой группы как одна из главных внешних мотивировок принятия решения об эмиграции (данные анкетного опроса), в реальности оказывается не столь значимой ценностью по сравнению с ценностями "любви" и "счастливой семейной жизни". Это свидетельствует о приобретении ценности "материально обеспеченной жизни" статуса инструментария достижения более значимых для студентов ценностей "любви" и "счастливой семейной жизни". Однако такая дифференциация на ценности-цели и ценности-средства далеко не всегда осознается личностью, порой оттесняя истинные ценности из "зоны" актуальных смыслообразующих факторов.
5. Формирование эмиграционного намерения может выступать в качестве формы стратегии "бегство-избегание" в совладании с трудной жизненной ситуацией или способа конфронтации с возникающими проблемами.
В группе лиц с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем в группе с отсутствием эмиграционных намерений, выбирается неадаптивная стратегия бегства-избегания, при которой когнитивные и поведенческие усилия направлены на избегание проблемы. Это дает возможность предполагать, что для части студентов с эмиграционными намерениями возможность уехать жить в другую страну представляется способом "не решать" возникающие трудные жизненные ситуации в существующей реальности. Подкреплением такого отношения к эмиграции как способу избавления от некоторых трудностей может являться довольно интенсивная в последние годы на российских телеэкранах и в
стр. 65
других СМИ "реклама" легкого западноевропейского и американского образа жизни. Вместе с тем мнимость легкости разрешения жизненных трудностей путем бегства от проблемы в реальности вызывает еще большее напряжение адаптационных механизмов, не являясь продуктивной стратегий.
Достоверно установлено, что в группе с "постоянными" эмиграционными намерениями значимо чаще встречается стратегия конфронтационного копинга, включающего агрессивные усилия по изменению ситуации и предполагающего определенную степень враждебности и готовности к риску. Можно предположить, что для части студентов данной группы эмиграционные намерения являются способом конфронтационного совладания с возникающими жизненными проблемами психической адаптации в исходной социокультурной среде.
ВЫВОДЫ
В ходе предпринятого исследования подтвердилось предположение о том, что основными внешне мотивирующими факторами становления намерения безвозвратной эмиграции являются экономические факторы, внутренне мотивирующими - отношения к социокультурным и климато-географическим признакам этничности. Смысло-образование эмиграционных намерений в современной социальной ситуации связано с более индивидуалистически ориентированной системой ценностей личности и дефицитом когнитивно-эмоционального следа от восприятия сказок своего народа в детском возрасте. Существует взаимосвязь между эмиграционным намерением и устойчивыми низкоадаптивными способами совладания с трудными жизненными ситуациями.
Эмиграционные намерения довольно часто присутствуют в жизненных стратегиях студентов. В качестве основных внешних мотивировок в становлении намерения безвозвратной эмиграции в современной социальной ситуации студентами отмечаются экономические факторы. При этом смыслообразование эмиграционных намерений связано с системой отношений к этничности, в частности отношением к социокультурным и климато-географическим этническим признакам. Для студентов, планирующих безвозвратную эмиграцию, характерно более предпочтительное отношение к нравственно-психологической атмосфере в обществе и уровню политической стабильности, а также климату и природным условиям страны желаемой эмиграции.
Смыслопорождение эмиграционного намерения связано с дефицитом когнитивно-эмоциональных "следов" восприятия в детском возрасте образов сказочно-мифологического аспекта культуры своего народа. Юношескому желанию решать свою судьбу за пределами родной страны часто предшествуют идентификации в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок, не содержащих преемственности и связи с культурным опытом своего народа.
Построение эмиграционных стратегий происходит во взаимной связи с ценностной структурой личности, особенностями которой являются снижение ценности наличия хороших и верных друзей и возрастание ценности творчества.
Образование эмиграционного намерения может происходить в тесной связи со смысловой регуляцией личности в трудных жизненных ситуациях. Для части студентов с эмиграционными намерениями возможность уехать жить в другую страну представляется способом "не решать" возникающие жизненные проблемы. Эмиграционное намерение может быть и формой конфронтации с исходной этнокультурной средой, снижающей общий адаптивный потенциал личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999.
2. Адоньева С. Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: СПбГУ, 2000.
3. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
4. Аллахвердян А. Г., Аллахвердян В. А. Эмиграционные намерения ученых и студентов-психологов // Вопросы психологии. 2003. N 3. С. 101 - 109.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
6. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. N 1. С. 3 - 18.
7. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.