Психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования

Е.Л. Толчинская

Музыкальная терапия является одной из областей лечебной практики. К Брусциа определяет ее как целенаправленный процесс, «...в ходе которого психотерапевт помогает клиенту улучшить, со­хранить или восстановить свое психическое здоровье, используя для этого музыкальный опыт и психотерапевтические отношения, которые, развиваясь в ходе занятий, выступают движущим фактором психических изменений» (Bruscia, 1989). В настоящее время в Рос­сийской Федерации накоплен определенный опыт лечебного и здо-ровьесберегающего использования музыки, отраженный, в частности, в работах Л.С. Брусиловского (Брусиловский, 1973), М.Л. Лазарева (Лазарев, 1993), В.И. Петрушина (Петрушин, 1997), СВ. Шушарджа-на (Шушарджан, 1998), В.М. Элькина (Элькин, 2000), А.Г. Юсфина (Юсфин, 2001). Проблемам музыкальной терапии посвящены также книги таких авторов, как К. Рюгер (Рюгер, 1998) и Г.-Г. Декер-Фойгт (Декер-Фойгт, 2003).

В некоторых случаях музыка в ее импрессивных (прослушивание музыки) и экспрессивных (исполнение музыки) формах использует­ся в ходе занятий арт-терапией и психотерапии искусством. В книге

Е.А. Толчинская

А.И. Копытина «Тренинг коммуникации: арт-терапия» (Копытин, 2006) предлагаются различные техники, игры и упражнения, предпо­лагающие применение музыки в комплексе с творческим самовыраже­нием в других модальностях — рисунком, драматизацией, движением и танцем. Это позволяет предполагать, что сочетание музыки с иными экспрессивными формами повышает терапевтические возможности программы.

Известны примеры использования музыки в работе с беремен­ными (Лазарев, 1993; Юсфин, 2001). М.Л. Лазарев указывает на три фактора лечебного, гармонизирующего воздействия музыки на орга­низм беременной женщины: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд); физиологический (воздействие на различные функции организма); физический, или вибрационный (вибрационное воздействие на клетки плода, приводящее к активизации биохимичес­ких процессов) (Лазарев, 1993). Д. Кэмпбелл отмечает, что музыка влияет на биохимические процессы организма: «Музыкальная сти­муляция увеличивает выделение эндорфина и лимфоцитов, которые повышают сопротивляемость организма болезням» (Кэмпбелл, 1999, с. 89). Психологическое объяснение целебности музыкального вли­яния дает Г.-Г. Декер-Фойгт: «Музыка способна "поднять со дна" те слои переживаний, которые образовались в предвербальное время, т. е. задолго до того, как человек научился говорить» (Декер-Фойгт, 2003, с. 180).

Несмотря на многочисленные эмпирические свидетельства целебного, гармонизирующего воздействия музыки, его механизмы пока явно недостаточно изучены с применением современных методов научного исследования. Это, в частности, относится и к такой быстро развивающейся области психологической и психотерапевтической практики, как перинатальная психология и психотерапия.

Нами была построена программа психологической коррекции самочувствия беременных женщин средствами музыки. Реализация данной программы позволила изучить некоторые эффекты ее воздейс­твия на беременных женщин, а также определить связь этих эффектов с особенностями музыкального восприятия, личностными свойствами и психическим состоянием пациенток.

Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Задачи, материал и методы исследования

Задачи исследования включали:

• изучение личностных свойств и особенностей психического состояния беременных женщин;

• уточнение критериев подбора музыки, используемой с целью коррекции самочувствия беременных женщин, с учетом их личностных свойств и особенностей психического состояния;

• выбор формы организации психологической помощи беремен­ным женщинам средствами музыки;

• исследование влияния программы музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние женщин;

• изучение диагностических возможностей восприятия музыки беременными женщинами;

• анализ динамики психического состояния беременных женщин под влиянием музыкальной коррекции;

• изучение влияния музыкальной коррекции на течение родов и психофизиологическое развитие детей.

Нами были использованы следующие методы исследования:

• опросник С. Будасси для определения акцентуаций характера;

• опросник Айзенка;

• 16-факторный опросник Р. Кеттелла;

• самоотчеты беременных женщин;

• методика САН;

• тест Люшера;

• измерение физиологических параметров (частота сердечных со­кращений [ЧСС]; частота дыхания [ЧД]; контрольная пауза дыха­ния [КП] — показатель выносливости человека, проявляющийся в способности некоторое время обходиться без кислорода);

• методика изучения цветомузыкальных ассоциаций.

Работа осуществлялась нами на протяжении восьми лет на базе одной из поликлиник г. Сыктывкара. Музыкальная коррекция была проведена с 233 женщинами. Были также обследованы дети первого

Е.А. Толчинская

года жизни (35 человек), родившиеся от матерей, участвовавших в про­грамме музыкальной коррекции. В контрольную группу вошли 100 рес­понденток из числа женщин, посещавших дневной стационар женской консультации, но не принимавших участия в программе музыкальной коррекции. Мы также изучили особенности развития детей 35 женщин, составивших контрольную группу, в течение первого года жизни.

Структура и содержание сеансов музыкальной коррекции

Сеансы музыкальной коррекции проводились два раза в не­делю и длились по полтора часа. Курс включал от 5 до 16-18 занятий, в зависимости от срока беременности. В ходе каждого сеанса дважды проводились тестирование и замеры физиологических параметров (в начале и в конце сеанса).

Затем женщинам предлагались для прослушивания четыре произве­дения в «живом» фортепианном исполнении (исполнителем выступала автор исследования): шедевры классической музыки, народные песни и романсы без участия голоса и текста. Последовательность предъяв­ления произведений была следующей: вначале звучало произведение, образно-эмоциональный строй которого соответствовал настроению слушателей, а затем исполнялись произведения, способствующие оптимизации состояния и созданию светлого мироощущения в конце сеанса. Некоторые занятия могли включать разучивание и исполнение женщинами колыбельных, а также песен, тексты которых описывают уход за детьми.

Во время звучания музыки женщины заполняли анкету, оценивая свое состояние по пятибалльной шкале. Им также предлагалось указать цветовые ощущения, возникающие у них при восприятии музыки.

Нередко первая часть сеанса включала рисование в качестве до­полнительного диагностического и коррекционного средства, однако музыка рассматривалась как основной фактор психокоррекционного воздействия. Рисунки создавались в основном на фоне звучания классической и духовной музыки. Нередко женщинам предлагались

Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

темы для рисования: «Мой ребенок», «Я и мой ребенок», «Моя семья», «Рождение». В отдельных случаях создавались работы на свободную тему. Обсуждение рисунков, как правило, было непродолжительным и проводилось с целью уточнения ассоциаций, связанных с рисунком и его элементами.

Иногда во время сеансов женщинам предлагалась такая форма работы, как движение под музыку с целью общей активизации. Однако движения при этом были относительно спокойными и соответствовали характеру музыки.

Вторая часть сеанса была посвящена выполнению упражнения, развивающего навыки релаксации. На фоне звучания медитативной музыки в магнитофонной записи ведущим произносился текст кор-рекционной направленности.

Результаты исследования

Анализ показателей, отражающих личностные свойства и са­мочувствие беременных женщин, свидетельствует о том, что в начале курса в экспериментальной группе преобладали женщины подвижной (65,7% обследуемых) и чувствительной (31,4%) акцентуаций харак­тера. Экстраверты составили 40%, интроверты — 31,4% обследуемых. 54,2% женщин обладали повышенным нейротизмом. Около трети беременных (28,3%) имели неудовлетворительное самочувствие; низ­кая активность наблюдалась у большинства (56,6%), при этом 59,4% обследуемых отличались хорошим настроением.

В ходе работы изучалась динамика состояния женщин на протя­жении всего курса музыкальной коррекции, а также в течение каждого занятия. По итогам занятий снижение ЧСС наблюдалось в среднем у 54,2% женщин, что могло говорить о достижении ими состояния ре­лаксации. ЧД уменьшалась в среднем у 25,5% обследуемых. У осталь­ных эти показатели были неустойчивы. КП увеличивалась в течение сеанса у 61,2% женщин.

Наиболее неустойчивым показателем был уровень тревожности и энергии. У относительно небольшого числа женщин (17%) коэффи-

Е.А. Толчинская

циент вегетативной неустойчивости (определяемый с использованием теста Люшера) и коэффициент тревожности (также по цветовому тесту) менялись положительно. По результатам курса музыкальной коррекции уменьшение тревожности наблюдалось у 40% обследуемых, а отсутствие динамики в уровне тревожности — у 32%.

Поскольку одним из критериев оценки эффективности курса музыкальной коррекции служили качество родов и исход беремен­ности, мы сравнили эти показатели в экспериментальной и конт­рольной группах. Оказалось, что при большем количестве случаев вынашивания в условиях психотравм, в экспериментальной группе (в экспериментальной группе таких случаев было 9,5%, а в контроль­ной группе — 6,4%) необходимость применения операции кесарева сечения и иных медицинских вмешательств была намного ниже, чем у женщин контрольной группы. Напротив, у женщин эксперименталь­ной группы роды протекали нормально в 2,4 раза чаще, чем у женщин контрольной группы. Применить сформированные на занятиях навыки релаксации при родах смогли больше половины женщин, входивших в экспериментальную группу (52,3%).

Другим важным показателем эффективности курса музыкальной коррекции было постнатальное развитие детей в экспериментальной и контрольной группах. Сравнение их характеристик в обеих группах показало, что количество детей, развитие которых соответствует воз­растной норме или опережает ее, в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Опережение в развитии у детей экспериментальной группы проявлялось в более раннем вставании, хождении и появлении речи, ярко выраженной реакции на музыкальные звуки. Отставание в развитии детей в экспериментальной группе наблюдалось в 5 раз реже, чем в контрольной (2,8% и 14,2% соответственно). Последствия родовых травм у детей экспериментальной группы проявлялись реже, чем у детей контрольной группы (25,7% и 45,7% соответственно). Большинство детей экспериментальной группы обнаружило особую восприимчивость к музыкальным стимулам (71,4%), чего нельзя сказать о детях контрольной группы (2,8%).Такая восприимчивость проявлялась в наличии заметной концентрации внимания и появлении улыбки при звуках музыки.

Зависимость особенностей восприятия музыки беременными женщинами от их личностных свойств и психического состояния представлена в таблицах 1, 2 и 3.

Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Таблица 1

Зависимость особенностей восприятия беременными женщинами музыки

от их личностных свойств

Особенности восприятия музыки Личностные свойства
Положительная реакция на глубокое эмоцио­нально-образное содержание музыки Интровертность, музыкальность, богатый опыт музыкального восприятия
Отрицательная реакция на глубокое эмоцио­нально-образное содержание музыки Гипертимность, экстравертность при небога­том опыте музыкального восприятия
Приемлемость малопонятной по «языку» му­зыки Высокий уровень слуховой культуры, креатив­ность, профессиональные музыканты
Широкий круг музыкальных предпочтений Развитое воображение, креативность, му­зыкальность, большой опыт музыкального восприятия, профессиональные музыканты
Отрицательная реакция на «поверхностную» музыку, популярные мелодии Развитое воображение, опыт музыкального восприятия, профессиональные музыканты

Таблица 2

Зависимость особенностей восприятия музыки беременными женщинами

от их психического состояния

Особенности восприятия музыки Психическое состояние
Повышенная чувствительность к громкой музыке Психогенные реакции, невротическое состо­яние, повышенная тревожность
Отрицательная реакция на диссонансные и драматические звучания Психогенные реакции, невротическое состо­яние, повышенная тревожность
Катарсическая реакция на волнующую, дра­матическую музыку Напряженность, психогенные реакции

Важную информацию о состоянии и личностных особенностях женщин несли в себе рисунки. В то же время изучение связи между содержательными и формальными особенностями рисунков бере­менных женщин с их состоянием и личностными характеристиками не являлось задачей нашего исследования. Поэтому мы ограничимся демонстрацией нескольких рисунков, считая их показательными примерами работ беременных женщин. Эти рисунки свидетельс­твуют, в частности, о положительном отношении женщин к ребенку,

Е.А. Толчинская

Таблица 3

Зависимость особенностей восприятия музыки беременными женщинами

от их личностных свойств и психического состояния

Особенности восприятия музыки Личностные свойства и психическое состояние
Положительная реакция на грустную музыку Чувствительность, дистимность, депрессив­ное состояние
Отрицательная реакция на грустные, печаль­ные образы в музыке Гипертимность, повышенная тревожность, психотравма
Положительная реакция на печальную и дра­матическую музыку Музыкальность, творческая направленность личности, профессиональные музыканты, зре­лость, психофизиологическое благополучие
Положительная реакция на веселую, энер­гичную музыку Экстравертность, гипертимность, психофизи­ологическое благополучие
Отрицательная реакция на веселую, энергич­ную музыку Невроз, депрессивное состояние, тревожные интроверты
Неадекватность эмоциональных и цветовых реакций на музыку Повышенная тревожность, напряженность, психическая травма, гипертимность
Высокая потребность в созвучности музыки своему состоянию Психическая травма, невроз

переживании материнских чувств, восприятии беременности как гармоничного, ресурсного состояния. Приводимые в качестве приме­ра работы также могут рассматриваться в качестве особого средства символической, образной коммуникации женщины с ребенком. Есть основания предполагать, что как в процессе, так и после их создания женщины могли вести с ребенком некий «внутренний диалог», стара­ясь выразить свои чувства и мысли в «общении» с ним.

Анжела Т. (беременность 27 недель, второй ребенок) представи­ла три работы: «Рождение», «Мой ребенок» и рисунок без названия. На первом рисунке изображено гнездо с вылупившимися птенцами, обогреваемыми оранжево-красным солнцем.

Второй рисунок выполнен с использованием основных цветов. Оранжево-желтое солнце ровным теплом согревает ребенка в ладони матери. Изображение оставляет впечатление зрелого материнства.

Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин


Психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования - student2.ru

Психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования - student2.ru



Рис. 1. Первый рисунок Анжелы

Рис. 3. Третий рисунок Анжелы



Психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования - student2.ru

Рис. 2. Второй рисунок Анжелы



Е.А. Толчинская

На третьем рисунке изображено яблоневое дерево с цветами и плодами. Крона нежно-зеленого цвета, яблоки — золотисто-жел­тые, а цветы — розовые и пурпурные. Рисунок передает ощущение чувственного полнокровия, представление о плодородии и благодати. Мощный ствол производит впечатление устойчивости, хорошей связи с землей и в то же время — устремленности ввысь.

Татьяна П. (беременность 30 недель, третий ребенок) при со­здании работы на тему «Мой ребенок» (рисунок 4) использовала основные цвета (красный, желтый, синий). Хотя рисунок, на первый взгляд, имеет отвлеченно-символический характер, на нем угадыва­ется изображение детородного органа с плацентой (более крупный элемент композиции снизу, изображенный всеми тремя основными цветами), а также самого ребенка (округлый элемент композиции сверху, изображенный желтым цветом). Связь между матерью и ре­бенком представлена в виде устремленной ввысь конструкции в виде треугольника розового цвета. Обращают на себя внимание размытые контуры элементов рисунка, нежное «перетекание» одного цвета в другой при сохранении их чистоты и полупрозрачности. Возможно и иное «прочтение» символических элементов рисунка.

Психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования - student2.ru

Рис. А. Рисунок Татьяны

Как Анжела, так и Татьяна по завершении курса музыкальной коррекции обнаружили психологическую готовность к родам. Роды прошли без осложнений, дети развиваются нормально.

Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Заключение

Нами была создана методика осуществления коррекции психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и изучены некоторые эффекты ее воздействия. В результате проведенных исследований с использованием набора психологичес­ких методик и физиологических замеров было показано, что сеансы музыкальной терапии оказывают благотворное воздействие на физио­логические показатели, что позволяет говорить о достижении многими женщинами в ходе занятий состояния релаксации. Хотя уровень тре­вожности и энергии (определяемый с использованием теста Люшера) в ходе сеансов был неустойчив, преобладала тенденция к снижению тревожности и возрастанию энергии.

Сравнение исходов беременности в экспериментальной и конт­рольной группах позволяет сделать вывод о том, что участие в сеансах музыкальной коррекции снижает необходимость применения операции кесарева сечения и иных медицинских вмешательств при родах. Однако мы не можем утверждать, что положительные эффекты были достигнуты исключительно благодаря применению музыки. Поскольку в ходе сеансов женщины обучались навыкам релаксации, которые многие из них активно использовали в дальнейшем, в том числе при родах, профилактическое воздействие занятий можно связать с комплексом факторов.

Нельзя также не учитывать положительного влияния изобрази­тельной деятельности на состояние женщин, поскольку многие из них в ходе сеансов рисовали. Создание рисунков позволяло участницам выразить и упорядочить свои чувства и представления, связанные с бе­ременностью, предстоящими родами и ребенком, и во многих случаях служило своеобразным средством «общения» с ним.

Сравнение характеристик постнатального развития детей в экс­периментальной и контрольной группах позволяет говорить о благо­приятном воздействии сеансов музыкальной коррекции не только на женщин, но и на них.

Проведенное исследование позволяет говорить о некоторых осо­бенностях восприятия музыки будущими мамами. Так, мы обратили внимание на то, что все они предпочитают лирические, мелодичные, негромкие мелодии. Большинство женщин отвергают громкие, диссо-нансные композиции, печальную и трагическую музыку.

Е.А. Толчинская

В то же время некоторые женщины положительно реагируют на грустную, драматичную, печальную и тревожную музыку Однако мы не можем сказать, какую терапевтическую ценность имеет прослуши­вание такой музыки и какие потребности женщин она удовлетворяет. Неадекватные реакции на музыку, проявляющиеся в несоответствии цветовых ассоциаций и чувств женщин эмоциональному и образному строю музыки, были характерны для психологически травмированных, тревожных женщин, а также пациенток, протекание беременности которых осложнено.

Результаты проведенного исследованиея позволяют сделать вы­вод о том, что особенности музыкального восприятия в какой-то мере могут служить одним из критериев оценки состояния слушателей. Однако нельзя не признать, что механизмы музыкального восприятия имеют комплексный характер. Эмоциональные и ассоциативные реак­ции на музыку могут быть опосредованы как психофизиологическим состоянием, так и особенностями личности слушателей, их культур­ным опытом, навыками музыкального восприятия, а если речь идет о специально организованных сеансах музыкальной коррекции или музыкальной терапии — то и от условий, в которых они проводятся, отношений участников сеансов с ведущим и иных факторов.

Проводимые нами занятия по целому ряду причин не могут быть отнесены к музыкальной терапии в строгом смысле этого слова: мы не прибегали к обстоятельному обсуждению чувств и ассоциаций женщин, вызываемых музыкальным материалом. Работа со сложными в психоло­гическом отношении состояниями не входила в задачи нашей работы, хотя мы признаем, что многие беременные женщины, переживающие такие со­стояния, нуждаются в психологической помощи, котороая может включать в себя в том числе и применение элементов музыкальной терапии.

Литература

Брусиловский Л.С. Музыка в системе восстановительного лечения психи­чески больных. Дисс. ...канд. мед. наук. Л.: Ленинградский НИИ им. В.М. Бехтерева, 1973.

Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер, 2003.

Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Копытин А.И. Тренинг коммуникации: арт-терапия. М.: Изд-во института психотерапии, 2006.

КэмпбеллД. Эффект Моцарта. Минск: БАСК, 1999.

Лазарев МЛ. Сонатал. Школа дородовой педагогики. М., 1993.

Петрушип В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1997.

Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Шушарджан СВ. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор, 1998.

Элъкин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб., 2000.

Юсфин А.Г. Музыкальное восприятие в перинатальном периоде: проблема начала // Сборник материалов конференции по перинатальной пси­хологии и медицине. 25-27 мая 2001 г. СПб., 2001.

Bruscia К. Defining music therapy. Sporing City, PA: Spring House Books, 1989.

Наши рекомендации