Подготовительный период (от 0 до 1 г.)
Главная особенность – формируется основа речи, безусловные слуховые, зрительные, двигательные рефлексы. Если нарушаются рефлексы => нарушение речи.
В этот период совершенствуется:
· слуховое восприятие;
· артикуляционный аппарат (у тех, кто сосет лучше развит)
· зрительное восприятие;
· формируется предметная деятельность (обогащается сенсорная деятельность);
· развиваются первые пути общения с окружающими.
В течение 1 года жизни масса мозга увеличивается в 2.5 раза, завершается морфологическое строение мозга, созревает его внутренняя структура (рост нервных клеток, их дифференцировка и т.д.)
Происходят существенные для развития звукопроизношения анатомо-физиологические изменения дыхательного, голосового и артикуляционного отдела речевого аппарата. Происходит укрепление мышц диафрагмы, рассасывание жировых комочков в толще щек, появляются зубы, изменяется полость ротовой полости.
1-ый месяц – умолкание плача при шуме, успокаивающее действие колыбельной песни.
3-ий – появляются первые условные рефлексы: поворачивание головы в сторону, позже формируется способность ребенка локализовать звук в пространстве, при ДЦП – глазами.
На 2-3 месяцах жизни ребенок начинает дифференцировать качественно различные звуки. К 3 месяцам дифференцирует голос (ласковый, грубый).
Е.М.Мастюкова. Лечебная педагогика. М., 1997 (Оценка понимания речи. Возрастные особенности развития общей моторики. Возрастные особенности зрительно-моторной координации. Мюнхенская функциональная диагностика развития (Мн, 1997г.)
Сначала ребенок понимает не отдельные слова, а целые фразы (интонацию). Но для того, чтобы ребенок отреагировал на фразу необходимо использовать ряд раздражителей, постепенно их число сокращается.
Возраст | Положение тела | Зрительный компонент | Слуховой компонент | ||
Обстановка | Вид говорящего | Интонация | Слово | ||
7-8.5 мес | + | + | + | + | - |
8.5-9.5мес | - | + | + | + | - |
9.5-10 мес | - | - | + | + | - |
10-10.5 мес | - | - | - | + | +/- (не всегда) |
10.5-12 мес | - | - | - | - | + |
К году речь освобождается от решающей роли интонации. Зарождение подлинного понимания слов начинается на 2-м году жизни («принеси мишку»).
Какие факторы могут стимулировать развитие речи ребенка?
Движение оказывает основное значение на развитие речи ребенка. Исследование Кольцовой: В эксперименте принимали участие 19 здоровых детей (нет отклонений в развитии) – воспитанники дома ребенка в возрасте от 10 мес. до 1 г. 3 мес. Все дети – неговорящие. Проводились занятия по звукоподражанию.
Дети были разделены на 3 группы:
1. В период бодрствования находились в манеже.
2. В период бодрствования имели возможность свободно передвигаться по полу.
3. В период бодрствования в играх проводилась тренировка пальцев.
Появление голосовых реакций и звукоподражания ранее у детей 3, потом 2 группы – вывод: свобода передвижений, развитие общей моторики (2 группа) способствует развитию речи, а тренировка пальцев рук на 2, 5 мес. ускоряет созревание речевых зон в области коры головного мозга.
Формирование зрительного анализатора оказывает влияние на развитие речи. В 1 месяц ребенок может сосредоточиться на предмете. В 2 месяца следит за движущимися предметами. После 3 месяцев движение головы определяются движением глаз, формируется зрительно-слуховая связь.
Первый год жизни самый сензитивный период для развития всех видов восприятия.
Первой голосовой реакцией является крик (это врожденный безусловный рефлекс, не требует обучения и не зависит от подражания). В начале причиной крика является кислородное голодание (разрезают пуповину), охлаждение (в утробе t 36.6). В дальнейшем крик вызывают различные внутренние раздражители (хочет есть, что-то болит).
К месяцу появляется гуление – это недифференцированные голосовые реакции.
На 3-4 месяце жизни изменяется характер гуления, оно становится тягучим и приобретает различную интонацию. Первые звуки одинаковы у всех народов. Гуление, лепет – это не речь, а скорее закономерности довербального развития (доказательство: у глухих детей оно тоже есть).
Лепет появляется к 5-6 месяцам – это подражательное повторение и накапливание отдельных слогов. В этот период лепет не является реакцией на внешние сигналы, то есть гуление и лепет – не есть средство общения, а подготовительный этап.
В 6-7 месяцев в механизм лепета включается слуховой анализатор. Начинается период звукоподражаний на слуховой основе (после 6-8 мес.)
Е.Н.Правдина – Винарская выделила 5 периодов врожденных речевых реакций.
1) от 0 до 3 месяцев – период младенческий криков;
2) от 3 до 5-6 месяцев – период гуления;
3) с 5-6 до 10 месяцев – период раннего лепета;
4) с 10 до 12 месяцев – период лепетных псевдослов (лепет начинает нести сигнальную функцию);
5) с 12 до 20 месяцев – период позднего мелодического лепета. В этот период у глухих детей пропадает лепет, так как не слышат речи окружающих.
Звуковой лепет слышащих детей изучен в исследованиях Салаховой (под наблюдением находились 4 ребенка в период формирования лепета). Были получены результаты – развитие лепета не зависит от влияния речевого окружения: в лепете детей обнаружено большое разнообразие звуков, близких по артикуляции к звукам других языков (французский, английский, немецкий). Приблизительно согласных звуков русского языка в лепете этих детей не более 50%, тогда как в английском – 80%. Вывод: лепет развивается по своим внутренним законам. Гуление и лепет – это врожденные реакции и не зависят от влияния окружающей среды.
Из гласных звуков первыми появляются а, о, у, э, ы. Среди согласных первыми появляются б, п, м (обусловлен актом сосания), к, г, х (обусловлены актом глотания).
Условия для стимулирования гуления и лепета:
· ребенок должен быть сухим, теплым, сытым, иметь эмоциональное общение со взрослыми. На фоне этого голосовые реакции становятся стойкими, длятся 10-15 минут.
· Не должно быть внешних помех (музыка, крик, шум), иначе ребенок не слышит ни себя, ни взрослого.
· Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.
· Правильное питание (предречевое развитие зависит от правильного питания: нельзя кормить перетертой пищей – артикуляция будет вялой).
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги. В 10-11 месяцев появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации взрослого).
К концу первого года появляются первые слова. Количество слов, употребляемых детьми до года невелико. По данным Р.И.Фрадкиной, дети активно используют в 10 мес. – 1-5слов; 11 мес. – 3-8слов; 12 мес. – 7-16слов. Таким образом, к концу 1 года жизни ребенок овладевает рядом функций:
· возникает и развивается понимание речи взрослых;
· появляется умение самостоятельно произносить первые слова;
· возникает умение посредством слова управлять восприятием и действием.