Подготовительный период (от 0 до 1 г.)

Главная особенность – формируется основа речи, безусловные слуховые, зрительные, двигательные рефлексы. Если нарушаются рефлексы => нарушение речи.

В этот период совершенствуется:

· слуховое восприятие;

· артикуляционный аппарат (у тех, кто сосет лучше развит)

· зрительное восприятие;

· формируется предметная деятельность (обогащается сенсорная деятельность);

· развиваются первые пути общения с окружающими.

В течение 1 года жизни масса мозга увеличивается в 2.5 раза, завершается морфологическое строение мозга, созревает его внутренняя структура (рост нервных клеток, их дифференцировка и т.д.)

Происходят существенные для развития звукопроизношения анатомо-физиологические изменения дыхательного, голосового и артикуляционного отдела речевого аппарата. Происходит укрепление мышц диафрагмы, рассасывание жировых комочков в толще щек, появляются зубы, изменяется полость ротовой полости.

1-ый месяц – умолкание плача при шуме, успокаивающее действие колыбельной песни.

3-ий – появляются первые условные рефлексы: поворачивание головы в сторону, позже формируется способность ребенка локализовать звук в пространстве, при ДЦП – глазами.

На 2-3 месяцах жизни ребенок начинает дифференцировать качественно различные звуки. К 3 месяцам дифференцирует голос (ласковый, грубый).

Е.М.Мастюкова. Лечебная педагогика. М., 1997 (Оценка понимания речи. Возрастные особенности развития общей моторики. Возрастные особенности зрительно-моторной координации. Мюнхенская функциональная диагностика развития (Мн, 1997г.)

Сначала ребенок понимает не отдельные слова, а целые фразы (интонацию). Но для того, чтобы ребенок отреагировал на фразу необходимо использовать ряд раздражителей, постепенно их число сокращается.

Возраст Положение тела Зрительный компонент Слуховой компонент
Обстановка Вид говорящего Интонация Слово
7-8.5 мес + + + + -
8.5-9.5мес - + + + -
9.5-10 мес - - + + -
10-10.5 мес - - - + +/- (не всегда)
10.5-12 мес - - - - +

К году речь освобождается от решающей роли интонации. Зарождение подлинного понимания слов начинается на 2-м году жизни («принеси мишку»).

Какие факторы могут стимулировать развитие речи ребенка?

Движение оказывает основное значение на развитие речи ребенка. Исследование Кольцовой: В эксперименте принимали участие 19 здоровых детей (нет отклонений в развитии) – воспитанники дома ребенка в возрасте от 10 мес. до 1 г. 3 мес. Все дети – неговорящие. Проводились занятия по звукоподражанию.

Дети были разделены на 3 группы:

1. В период бодрствования находились в манеже.

2. В период бодрствования имели возможность свободно передвигаться по полу.

3. В период бодрствования в играх проводилась тренировка пальцев.

Появление голосовых реакций и звукоподражания ранее у детей 3, потом 2 группы – вывод: свобода передвижений, развитие общей моторики (2 группа) способствует развитию речи, а тренировка пальцев рук на 2, 5 мес. ускоряет созревание речевых зон в области коры головного мозга.

Формирование зрительного анализатора оказывает влияние на развитие речи. В 1 месяц ребенок может сосредоточиться на предмете. В 2 месяца следит за движущимися предметами. После 3 месяцев движение головы определяются движением глаз, формируется зрительно-слуховая связь.

Первый год жизни самый сензитивный период для развития всех видов восприятия.

Первой голосовой реакцией является крик (это врожденный безусловный рефлекс, не требует обучения и не зависит от подражания). В начале причиной крика является кислородное голодание (разрезают пуповину), охлаждение (в утробе t 36.6). В дальнейшем крик вызывают различные внутренние раздражители (хочет есть, что-то болит).

К месяцу появляется гуление – это недифференцированные голосовые реакции.

На 3-4 месяце жизни изменяется характер гуления, оно становится тягучим и приобретает различную интонацию. Первые звуки одинаковы у всех народов. Гуление, лепет – это не речь, а скорее закономерности довербального развития (доказательство: у глухих детей оно тоже есть).

Лепет появляется к 5-6 месяцам – это подражательное повторение и накапливание отдельных слогов. В этот период лепет не является реакцией на внешние сигналы, то есть гуление и лепет – не есть средство общения, а подготовительный этап.

В 6-7 месяцев в механизм лепета включается слуховой анализатор. Начинается период звукоподражаний на слуховой основе (после 6-8 мес.)

Е.Н.Правдина – Винарская выделила 5 периодов врожденных речевых реакций.

1) от 0 до 3 месяцев – период младенческий криков;

2) от 3 до 5-6 месяцев – период гуления;

3) с 5-6 до 10 месяцев – период раннего лепета;

4) с 10 до 12 месяцев – период лепетных псевдослов (лепет начинает нести сигнальную функцию);

5) с 12 до 20 месяцев – период позднего мелодического лепета. В этот период у глухих детей пропадает лепет, так как не слышат речи окружающих.

Звуковой лепет слышащих детей изучен в исследованиях Салаховой (под наблюдением находились 4 ребенка в период формирования лепета). Были получены результаты – развитие лепета не зависит от влияния речевого окружения: в лепете детей обнаружено большое разнообразие звуков, близких по артикуляции к звукам других языков (французский, английский, немецкий). Приблизительно согласных звуков русского языка в лепете этих детей не более 50%, тогда как в английском – 80%. Вывод: лепет развивается по своим внутренним законам. Гуление и лепет – это врожденные реакции и не зависят от влияния окружающей среды.

Из гласных звуков первыми появляются а, о, у, э, ы. Среди согласных первыми появляются б, п, м (обусловлен актом сосания), к, г, х (обусловлены актом глотания).

Условия для стимулирования гуления и лепета:

· ребенок должен быть сухим, теплым, сытым, иметь эмоциональное общение со взрослыми. На фоне этого голосовые реакции становятся стойкими, длятся 10-15 минут.

· Не должно быть внешних помех (музыка, крик, шум), иначе ребенок не слышит ни себя, ни взрослого.

· Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.

· Правильное питание (предречевое развитие зависит от правильного питания: нельзя кормить перетертой пищей – артикуляция будет вялой).

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги. В 10-11 месяцев появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации взрослого).

К концу первого года появляются первые слова. Количество слов, употребляемых детьми до года невелико. По данным Р.И.Фрадкиной, дети активно используют в 10 мес. – 1-5слов; 11 мес. – 3-8слов; 12 мес. – 7-16слов. Таким образом, к концу 1 года жизни ребенок овладевает рядом функций:

· возникает и развивается понимание речи взрослых;

· появляется умение самостоятельно произносить первые слова;

· возникает умение посредством слова управлять восприятием и действием.

Наши рекомендации