Тема III. Социальная психология личности
Тема 1. Введение в предмет социальной психологии
1. Зарождения социальной психологии, функции науки. Основные исторические вехи развития социальной психологии. Характеристика основных концепций.
2. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний: политическая, управленческая, производственная, педагогическая деятельность.
3. Возможности применения социально-психологических знаний в анализе новых социальных реальностей: предпринимательства, менеджмента, межнациональных конфликтов и др.
4. Задачи социальной психологии как науки и проблемы современного общества
5. Понятие «социально-психологическая компетентность». Социально-психологический портрет экономиста (инженера).
Тема II. Социальная психология общения и взаимодействия людей
6. Содержание, виды и функции общения. Профессиональное и деловое общение. Социально-психологические условия оптимального общения.
7. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.
8. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.
9. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации. Диалог как форма общения. Виды и техники слушания партнера по общению.
10. Психологические основы имиджелогии. Способы и приемы создания имиджа - положительного образа человека или организации в сфере деловых отношений. Слагаемые личного обаяния (имиджа) делового человека: нравственные характеристики, психологические знания и умения, техника самопрезентации.
11. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.
12. Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др.
13. Интерпретация причин поведения другого человека - явление каузальной атрибуции. Межличностная аттракция.
14. Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения.
15. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения. Тренинг деловой беседы, ведения переговоров, деловой дискуссии.
16. Понятие о конфликте и его психологической структуре. Функции и динамика конфликта.
17. Типология конфликта и его основные причины. Стратегии поведения.
18. Социально-психологический портрет конфликтной личности и тактика воздействия на неё. Основные модели поведения в конфликте и соответствующие им типы участников. Социально-психологическая характеристика производственного конфликта.
19. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Роль посредничества в урегулировании конфликтов. Процедуры посредничества. Переговоры как универсальный способ разрешения конфликтов.
20. Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.
Тема III. Социальная психология личности
21. Социально-психологический портрет личности. Основные критерии выделения социально-психологических типов личности. Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмин), актуализаторы и манипуляторы (Э.Шостром). Социально-психологические качества личности.
22. Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических качеств личности.
23. Социализация личности. Стадии и институты процесса социализации.
24. Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии.
25. Человек как субъект труда. Субъективная значимость труда. Основные понятия значимости труда: смысл трудовой деятельности, мотивация, место труда в жизни человека. Труд как главное дело жизни.
26. Мотивы трудовой деятельности: положение и престиж профессии, необходимый доход, интересные социальные контакты, интересное содержание труда, удовлетворение трудом. Внешние и внутренние мотивационные факторы удовлетворенности трудом.
27. Понятие профессии. Профессиональное самоопределение как перестройка самосознания и изменение социального статуса. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения.