Сферы деятельности и занятость социальных работников.
Тема 3. Сучасні вимоги до соціального працівника.
План лекції:
1. Системи навчання соціальних працівників за рубежем.
2. Сфери діяльності та зайнятість соціальних працівників.
3. Супервізорство в соціальній роботі.
4. Етичні принципи та ділеми в соціальній роботі.
Література:
1. Актуальні проблеми теорії і практики соціальної роботи на межі тисячоліть: Монографія. – К.:УДЦССМ,2001.–344 с.
2. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.
3. Динамика ценностей в социальной работе / Под ред. С. Ширдлоу. – Амстердам-Киев, 1996. – 206 с.
4. Попович Г. М. Соціальна робота в Україні і за кордоном: Навчальний посібник. – Ужгород.: УДУ, 2000. – 170 с.
5. Права человека и работа в социальной среде. Пособие для училищ по подготовке социальных работников и работников социальной сферы. – Нью-Йорк-Женева, 1995.– 133с.
Системи навчання соціальних робітників за рубежем
В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, подготавливающих профессиональных социальных работников. Только в Европе насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако, существует немало и частных учебных заведений, например, в Италии, Франции.
Внекоторых странах частный характер школ обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки числошкол, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учреждений.
Наибольшее число учебных заведений было открыто в 60-е годы, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных работников, начали издаваться профессиональные журналы, специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника.
Большинство ученых считает, что социальная работа как самостоятельная профессия и академическая дисциплина утвердилась именно в 60-70-е годы прошлого столетия.
Обучение социальных работников отражает специфику национальных систем образования.
Нет единого образца даже в пределах одной страны. Причем, различные модели мирно уживаются друг с другом.
Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в местном колледже, четыре года занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и два годааспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с ними. Обучение продолжительностью 3-4 года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Выпускник школы получает диплом или степень социального работника.
Нет единого образца и в Соединенном Королевстве. Обучение социальной работе осуществляется в университетах, политехникумах, колледжах. Программы различные: четыре года обучения на степень бакалавра; один год обучения в аспирантуре; два года обучения для выпускников, закончивших другие факультеты; два или три года для тех студентов, которые не закончили полностью курс университета. Естественно, что выпускники получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты.
В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра– первая профессиональная степень. Она присваивается по окончании четырех лет обучения. Степень магистра присваивается еще через два года обучения в специализированной школе социальной работы, но достижима и после более короткого обучения для студентов, уже обладающих степенью бакалавра в области социальной работы. На докторскую степень требуется еще два года подготовки после магистратуры. К тому же по различным специализациям существуют «продвинутые» курсы и просто для продолжения образования по программам для тех, кто уже имеет степень магистра. Студенты, закончившие успешно курс, получают свидетельство. Кроме того, в местных колледжах действуют 2-годичные программы подготовки работников технического (вспомогательного) персонала в области социальной работы.
Теоретически каждому уровню соответствуют свои определенные обязанности. Но в жизни на практике эти границы часто стираются. Известны случаи, пишут американцы, когда социальные работники и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руководили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра. Она нужна и для большинства должностей по психиатрии.
Докторская подготовка требуется для преподавания, административной и научно-исследовательской работы. Итак, степень бакалавра является первой профессиональной степенью в социальной работе, до 1974 года таковой считалась степень магистра. Затем было решено, что бакалавр может стать полноправным членом Национальной Ассоциации Социальных работников США (НАСР). Но споры о целесообразности присуждения профессионального статуса бакалаврам в США продолжаются.
Система профессиональной подготовки в США подразумевает пять учебных программ: поведение человека и социальная среда; политика социального обеспечения и службы социальной помощи; практика социальной работы; научно-исследовательская деятельность и полевая практика.
Важную роль в деле образования социальных работников разных стран играет Международная ассоциация школ социальной работы (IASSW), созданная в 20-е годы прошлого века. Одной из ее функций является экспертное оценивание национальных программ обучения социальной работе. Созданный при ней Международный комитет школ социальной работы (ICSSW) тесно сотрудничает с ООН и Международной организацией труда (МОТ), которая имеет в Женеве справочно-информационный центр, хранящий всю документацию, касающуюся обучения социальных работников.
До середины 60-х годов моду в области образования социальных работников прямо или косвенно (через ООН) определяли США и Великобритания. Правительства других стран, желая получить все самое передовое, не только приветствовали, но и настаивали на использовании западных специалистов и советников. По их мнению, лучшие специалисты прибывали с Запада, особенно из США. Для того, чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, приглашались десятки американских, британских и канадских специалистов. Расширялось и обратное движение. Стипендии и стажировки привлекали в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это, естественно, способствовало интернационализации профессии и распространению единых стандартов в преподавании. Одновременно укреплялось влияние Запада в развивающемся мире.
В настоящее время, как пишет Дж. Биллапс (Материалы конференции по проблемам социальной работы, Каир, 1992) многие социальные работники развивающихся стран испытывают потребность вырваться за рамки так называемого «профессионального империализма» и выработать свои подходы, которые бы вписывались в культуру их стран и отвечали бы потребностям их развития.
Сферы деятельности и занятость социальных работников.
В литературе, посвященной зарубежному опыту, практическую социальную работу делят на работу общего профиля и специализированную.
Социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:
1. социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида в контексте окружающей его среды;
2. социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, престарелые), по полу, по интересам или схожим проблемам (группы бывших заключенных, алкоголиков, наркоманов и пр.);
3. социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного психологического климатав местах проживания людей, а также содействие разного рода локальным инициативам,организацию взаимопомощи и др.
Во всех странах развита и специализированная социальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении, медико-реабилитационных службах, учреждениях образования, домах престарелых, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах.
Социальная политика определяет приоритетные сферы деятельности социальных служб.
Эти приоритеты изменяются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития той или иной страны. В 1957 году в США Совет по образованию в области социальной работы определил следующие сферы деятельности специалистов:
$ государственные социальные службы;
$ работа с семьей;
$ социальная защита детства;
$ коррекционная работа;
$ психиатрическая социальная помощь;
$ социально-медицинская работа, включая систему здравоохранения;
$ социальная работа в школе, в учреждения, занимающихся проблемами групп;
$ работа в области социального планирования.
В 80-е годы, после пережитого экономического кризиса приоритетными стали семейное благосостояние, работа в общине, здравоохранение, система правоохранительных органов (суд, пенитенциарные учреждения). Смена приоритетов не упразднила другие сферы, а изменила их концептуальную структуру. Например, сфера труда и занятости была включена в систему работы в общине, так же как и работа с людьми девиантного поведения. Медико-социальная работа включает в себя работу с физически и психически больными, инвалидами, а также работу в системе образования чаще всего с проблемными детьми.
В 1982 году в США было проведено исследование относительно распределения социальных работников по сферам практической деятельности. Это исследование показало рост или снижение числа социальных работников, занятых в той или иной сфере. Например, в одной из главных областей практики социальной работы – здравоохранении – число социальных работников возросло незначительно по сравнению с предыдущими годами (1972 – 1982). В другой сфере социальной работы – психиатрии – произошел значительный рост числа социальных работников за такой же период. Однако наибольший рост отмечался в области ухода за людьми с задержкой умственного развития. Зарегистрирован рост числа социальных работников в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других сферах произошло сокращение, например, в области общественной помощи, а также юридической помощи преступникам.
Колебания занятости, по мнению ученых, отражают колебания общественной психологии американцев. Сократилось предоставление социальных услуг тем группам населения, которые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем прежде, а именно беднякам и преступникам.
Сегодня в США среди социальных работников в ходу такой термин, как«клиницист».Он употребляется в нескольких значениях. Клиницистами называют практических работников, которые ведут непосредственную работу с индивидом, семьей, группой. Поэтому их надо отличать от тех, кто занимается аналитическими изысканиями, административной деятельностью или исследованиями. В более узком смысле клиницистами называют еще тех, кто занимается психотерапией. Наконец, его употребляют по отношению к тем, кто занимается частной практикой.
Как отмечают американские авторы, беспрецедентное число социальных работников перешло в частную практику. Это быстрорастущий сектор социальной работы (23%). Работа в нем, по мнению практиков, приносит профессиональное удовлетворение и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. В то же время многие социальные работники относятся к частной практике негативно, считая ее предательством по отношению к бедным и униженным, которым нечем платить за услуги. По их мнению, те, кто ушел в частную практику, ставят погоню за личными целями выше социальной справедливости.
Что касается заработной платы социальных работников (США), то о ней данных в литературе немного, но они свидетельствуют об огромном разнообразии величины заработков. Причем, это разнообразие сильно зависит от ведомственной принадлежности учреждения, в котором работает специалист: частное и общественное агентство, федеральное правительство, правительство штатов или местные органы власти. На заработную плату влияет также географический фактор: в городе она выше, чем в селе. В начале 80-х средняя стартовая зарплата для бакалавра социальной работы, занимающегося изучением условий жизни неблагополучных семей и оказанием помощи им, составляла 14,3 тыс. долларов в год. Для контролеров в агентствах по услугам – 18 тысяч.
Среднегодовая стартовая зарплата для должностей в больницах и медицинских центрах, где нужна степень магистра плюс один год стажа, равнялась 18 тыс. долларов. Стартовая зарплата выше у занятых в федеральном правительстве – 20тыс. долл. Люди, избравшие частную практику, административную, преподавательскую или научно-исследовательскую деятельность зарабатывают больше своих коллег.