Структура методологического знания.
Методология науки как область научного познания.
Методология- система принципов организации исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний в той или иной области науки.
Метод-путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (широкий смысл).
Метод-способ (прием)т научного познания или практической деятельности узкий смысл).
Парадигма-совокупность научных установок, представлений, терминов (система идей).
Наука-особый вид познания, направленный на получение системных знаний (выявляет причинно-следственные связи).
Теория- учение, система идей или принципов, включающая обобщение, совокупность обобщённых положений, образующих науку.
Философия-научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.
Науковедение-отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими соц. институтами и сферами жизни общества.
Мировоззрение-система “взглядов н объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции”.
Наблюдение-целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования.
Эксперимент-это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Структура методологического знания.
Структура методологического знания | |||
Уровень философской методологии | Уровень общенаучной методологии | Уровень конкретно-научной методологии | Уровень процедуры и техники исследования |
Мировоззренческая интерпретация результатов науки | Содержательные научные концепции (напр: концепции ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы, методологические концепции-структурализм и т.д. | Философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке т той реальности, которая она изучает. | Нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы (исследовательская практика) |
ФИЛОСОФЫ | МЕТОДОЛОГИ | ПСИХОЛОГИ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ |
Классификация методов психологии по В.Н. Дружинину: