Общее впечатление, выражение лица
а) Грустное— сниженное настроение, субдепрессия; астения; чувство одиночества; иногда депрессия.
б) Растерянное — неуверенность; тревога; ощущение бессилия; иногда невротическое состояние.
в) Отстраненное— интровертность; погруженность в свой внутренний мир, склонность к защитному фантазированию; иногда шизоидный склад личности.
г) Мрачное— депрессия или дисфория; ригидность; эпилептоидная акцентуация; негативизм; асоциальность; отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия.
д) Агрессивное — агрессивность; остро протекающий подростковый кризис; импульсивность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия.
е) Странное— шизоидность; сниженная конформность, недостаточная социализированность; иногда психическое заболевание.
ж) Неприятное, отталкивающее— негативизм; отрицательное отношение к обследованию; остро протекающий подростковый кризис; асоциальность или антисоциальность; негативное отношение к изображаемому персонажу; иногда психическое заболевание.
ПОЗА, РАКУРС
а) Со спины — негативизм; конфликтность; подростковый кризис.
б) В профиль — иногда негативизм.
в) В три четверти — творческая (художественная) направленность.
г) Идет (бежит) или занят какой-либо работой — творческая направленность; высокая активность.
д) Сидит — творческая направленность; иногда пассивность.
е) Лежит — пассивность; творческая направленность; иногда астения.
ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ — демонстративность
а) Шут, клоун — сниженная самооценка; иногда негативное самопредъявление.
б) Король, принц, граф, вельможа... — высокий уровень притязаний.
в) Военный — иногда агрессивность.
г) Антисоциальныйперсонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница...), отрицательный сказочный герой — негативизм; асоциальность или антисоциальность; иногда негативное самопредъявление.
д) Старик (старуха), нищий — сниженное настроение, депрессия или субдепрессия.
е) Богатый, бедный человек — неудовлетворенность своим материальным положением.
ж) Робот, инопланетянин — интровертность; чувство одиночества; сниженная конформность; иногда шизоидная акцентуация.
ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦА
А) Голова
1. отсутствует — особо высокая импульсивность, гиперактивность; иногда психическое заболевание;
2. размер сильно увеличен — высокая значимость интеллекта в системе ценностей; склонность к мечтам, фантазиям, защитное фантазирование
3. размер сильно уменьшен — иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей
б) Глаза (на рисунке анфас — два, в профиль — один)
1. отсутствуют или почти не видны — высокая импульсивность, гиперактивность; негативизм; аутизация; астения; субдепрессия; иногда депрессия; психическое заболевание;
2. пустые (без радужки и зрачков) — астения; аутизация; импульсивность; иногда асоциальность; страхи;
3. зачерненные (или с зачерненной радужкой), в темных очках — страхи;
4. особо тщательно вырисована форма и/или тщательно вырисованы ресницы — демонстративность.
В) Рот
1. отсутствует или резко уменьшен — негативизм; аутизация; астения; импульсивность;
2. перекошен — негативизм; отрицательное отношение к обследованию; иногда органическое поражение мозга (с шестилетнего возраста);
3. подчеркнуты губы: очень большие или с повышенным нажимом, или особо тщательно вырисована форма — высокая значимость сексуальной сферы; типично для подросткового возраста, особенно для девочек;
4. изображены зубы — вербальная агрессия.
г) Подчеркнуты уши — подозрительность, настороженность; иногда неудовлетворенность своей внешностью.
д) отсутствуют – уход от получения слуховой информации
е) Особенно большой нос — иногда неудовлетворенность своей внешностью
ж) Тщательно нарисована прическа - демонстративность.
з) Форма головы или черты лица грубо искажены —шизоидная акцентуация; асоциальность; иногда психическое заболевание.
ФИГУРА
а) Длинная, вытянутая - астеничность; психастеническая акцентуация; интровертность; иногда анорексия.
б) Особо полная — иногда недовольство своей внешностью.
в) Угловатая— проблемы общения.
г) Изображена штрихами, без контура - острая тревога; иногда психическое заболевание д) Нарочито уродливая; форма грубо искажена — органическое поражение мозга; негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание.
з) Двигательные персеверации — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).
з) Двигательные персеверации — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).
РУКИ
а) Отсутствуют или почти не видны— нарушения общения; импульсивность
б) Расставлены в стороны— экстравертность, общительность
в) Прижаты к телу — интровертность.
г) За спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока — уход от общения, негативизм; иногда аутизация.
д) Прикрывают генитальную область— тенденция контролировать свои сексуальные импульсы.
Е) Кисть, пальцы
- отсутствуют или сильно укорочены— недостаток общения; неумение общаться; иногда аутизация
- то же, в сочетании с экстравертной позой склонность к широким, но формальным контактам
- преувеличен размер— высокая неудовлетворенная потребность в общении
- зачернены— конфликтность, напряженность в контактах;
- большая ладонь, кулак, острые ногти — агрессивность.
НОГИ
а) Широко расставлены— экстравертность; иногда потребность в опоре
б) Плотно сдвинуты — интровертность.
в) Преувеличена длина— астеничность; сензитивный тип
г) Отсутствуют или резко преуменьшены ступни — иногда слабая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях
д) Подчеркнуты или преувеличены ступни — потребность в опоре, ощущение недостаточной умелости в социальных отношениях
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ
а) Украшения, карманы, отделка, детально вырисованная одежда, шляпа и др.— демонстративность.
б) Игрушка, шарик, флажок и др. в рисунке подростка или взрослого человека— инфантильность.
в) Многочисленные пуговицы — ригидность; иногда закрытость; стремление к самоконтролю; инфантильность (с подросткового возраста).
г) Оружие, режущее или рубящее орудие, палка— агрессивность.
д) Сигарета, рюмка и т.п.— негативизм; асоциальность; иногда антисоциальность.
е) Раны, шрамы на лице или на теле— невротическое состояние; иногда асоциальность или антисоциальность.
ж) Татуировка на лице или на теле — негативизм; асоциальность; иногда антисоциальность.
з) Внутренние органы — ипохондрия; невроз; иногда психическое заболевание.
и) Пейзаж, мебель и прочие предметы, создающие обстановку— творческая направленность; демонстративность.
Методика 5 «Домик» (приложение 5)
Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Материал: бланк, с левой стороны которого помещена картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребенком образца.
Ход работы: спомощью данной методики обследуются дети 6 — 7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, психолог должен сделать соответствующую запись в протоколе).
Инструкция:
«Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно такой же».
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом. По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребенка. Иногда некачественное выполнение вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу», что требует внимательного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные при этом ошибки нельзя относить за счет плохого произвольного внимания.
В случае, если ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде самостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т. п. (различные элементы рисунка «Домик»). Делается это для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует также отметить, что при дефектах зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т. д.).
Оценка результатов теста.
Проводится в баллах. За правильно изображенный элемент 1 балл.
Элементы:
- Дом
- Окно
- Крыша (линий в штриховке крыши могут не совпадать с рисунком (приблизительно)
- Труба
- Дым
- Правый забор
- Левый забор
- Линия под домом
Дополнительно 1 балл за соответствие рисунку по размеру и размещению. Всего 9 баллов.
Уровень произвольного внимания
Высокий | 9 баллов |
Выше среднего | 7-8 |
Средний | 5-6 |
Ниже среднего | 3-4 |
Низкий | 1-2 |