Лабораторное занятие №3. «Биографический метод и его возможности при анализе социально – психологической информации. Анализ продуктов деятельности»
Цель:Изучить биографический метод исследования и метод анализа продуктов деятельности.
Задачи:
1. Составление характеристики личности на основании биографического метода
2. Составить отчет.
План:
1. Устный опрос по теме.
2. Этап 1. Освоение биографического метода
3. Этап 2..
4. Этап 3.
5. Представить отчет в форме протокола.
6. Выводы.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие биографического метода
2. Анализ продуктов деятельности
Литература:
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-Пресс, 2003 (ПФ Красный пролетарий). - 666 с. : ил.; 27 см. - (Психологическая энциклопедия). ISBN 5-93878-086-1 (в пер.)
2. Кобе К.Л., Арене У.Ф. Современная реклама. - Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995.
3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.-Новосибирск: НГАЭ и У, 1997.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993.
5. Социология. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 416-419.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2002г. с 45
Приложения:
Протокол:
Цель:
Задача:
Испытуемые:
Ход работы:
Этап 1.Освоение биографического метода
Цель исследования: описание личностного развития
Задачи:
1. Провести формализированную беседу
2. Составить хронологическую таблицу личностного развития.
3. Сформулировать выводы на основе полученных данных
Метод исследования: биографический метод.
Материал: формализированная биографическая анкета.
Оборудование: ручка, тетрадка
Испытуемый:
Инструкция испытуемому: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как её члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно , чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Как вы выбирали эту профессию? Что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы»?
Результаты исследования: ответы на формализированную биографическую анкету
Ход исследования: работа проводилась с Х испытуемыми. Испытуемые работали по инструкции. Затруднения при выполнении задания отсутствовали. Присутствовали помехи в виде шума за окном.
Вывод:
1. Социальная ситуация развития личности благополучная. Имеются с одной стороны дружная семья, с другой благоприятная ситуация в школе.
2. Основной эмоциональный фон переживаний в разные периоды развития положительный, негативные переживания отсутствуют.
3. Ценностные ориентации и общая направленность личности находится в области познавательных интересов, (компьютер, худ. литература, выставки и т.п.)
4. Имеется достаточная социальная активность, имеется активная включенность в общественную жизнь, широкий круг общения, в основном со сверстниками. Конфликты не выражены.
5. Прогноз будущего интернален и профессионально ориентирован
Формализированная биографическая анкета:
Дата рождения:..................... Место рождения...................................................
Отец: (Ф.И.О.)...........................................................................................................
Год рождения:..................... Образование............................................................
Мать: (Ф.И.О.).........................................................................................................
Год рождения:..................... Образование............................................................
Состав семьи: (кол-во др. родственников, как с ними общаетесь)
1. Переезжали ли Вы на новое место жительства?
№ п\п | Куда? | Когда? | С кем? |
2. Какие общественные поручения Вы выполняли в школе?
№ п\п | Общественное поручение | Когда? |
3. Приходилось ли Вам выступать? (да\нет, где, когда, сколько раз.)
4. Участвовали ли Вы в конкурсах, К.В.Н., спортивных соревнованиях, смотрах и т.д.? (да\нет, перечислите и укажите в каком году.)
5. Назовите ваши любимые и нелюбимые школьные предметы.
Любимые: | Нелюбимые: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
6. Участвовали ли Вы в каком-нибудь кружке, секции, клубе и в каком
году? .............................................................................................................................
7. Перечислите ваши любимые занятия и увлечения, в какие годы это
было?..............................................................................................................................
8. Назовите Ваши любимые литературные произведения.
№ п\п | Название произведения, автор | Когда прочитали впервые? | Сколько раз читали? |
* Подчеркните названия тех произведений, над которыми Вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете.
8. Назовите Ваши любимые жанры фильмов.
8. Назовите Ваши любимые спектакли.
8. Перечислите, какие худ. выставки Вы посещали, в каком году это было?
9. Совершали ли Вы поездки за пределы места жительства (походы,
экскурсии, путешествия). Если да, то укажите, куда, в каком году и с
кем
10. Когда, чем и как долго Вы болели? Находились ли Вы дома или в
больнице?
11.Назовите инициалы тех людей, с которыми Вы поддерживаете дружеские отношения.
Старше меня | Ровесники | Младше меня |
12. Укажите периоды счастья и несчастья.
Периоды счастья | Периоды несчастья |
13. Перечислите те факты собственной жизни, которые Вы считаете событиями:
* когда осознали его значимость - тогда или теперь?
14.Прогноз относительно своего будущего, (учёба в Университете, карьера после окончания Университета, личная жизнь).
Хронологическая таблица личностного развития.
Фамилия, имя, отчество...................................... Дата_______