Динамика социального настроения
Динамизм как свойство группового и массового настроения. В групповом настроении с особой силой проявляется присущее настроению вообще свойство динамичности[21].
Большая динамичность группового, коллективного и массового настроения в сравнении с настроением индивида проявляется особенно ярко в эпохи преобразований и социальных перемен, в периоды, когда ход исторического процесса намного ускоряется.
Эта особая динамичность группового настроения выражается в том, что оно постоянно переливается из одной формы в другую. Оно, может быть, и является, как правило, на первых порах смутным, неопределенным и бессознательным, но со временем становится все более определенным, отчетливым и осознанным. Вначале оно носит скрытый характер, но со временем проявляется и выливается в действие, сказывается на поведении различных социальных групп общества.
Групповое, особенно массовое, настроение, в большей мере, чем индивидуальное, способно к быстрому перерастанию в действие.
Обусловлено это как силой социально-психологического взаимовлияния, создающего в группе и коллективе особую атмосферу повышенной жизнедеятельности и активности, так и некоторыми другими чертами групповой, и особенно массовой, психологии — способностью масс к быстрому переходу от определенного духовного состояния к действию, их повышенной внутренней импульсивностью и присущей низам чертой органического единства мысли и действия.
В общественном настроении в отличие от индивидуального проявляется способность к еще большей подвижности по сравнению с другими компонентами социальной психологии. Ведь все сколько-нибудь значительные изменения социальной психологии, связанные с воспитанием и перевоспитанием людей, могут происходить только постепенно. Объясняется это большой устойчивостью таких сторон общественной психологии, какими являются социальные привычки и традиции, формирующиеся на протяжении десятилетий, столетий и даже тысячелетий.
В отличие от общественной психологии в целом, качественное изменение которой в силу существования привычек и традиций происходит только постепенно, настроения могут изменяться коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно.
Большой подвижностью отличается общественное настроение и от идеологических элементов социальной психологии — взглядов, убеждений, мировоззрения людей, от общественного мнения и, наконец, от теоретически систематизированных форм общественного сознания (наука), особенно от идеологии.
Новое настроение возникает в массах обычно раньше, чем соответствующая ему идеологическая форма, выступая в таком случае как психологическая почва систематизированной идеологии. Кроме того, возникнув, коллективное настроение распространяется быстрее, чем соответствующая идеология.
Природа динамичности массовых настроений. Исключительная динамичность настроений отмечается представителями самых различных направлений и школ в социологии.
Отмечая изменчивость общественных настроений (преимущественно настроений мелкой буржуазии) во Франции в первой половине Х1Х в., французский социолог Гюстав Лебон объяснял эту динамичность тремя причинами: 1) постепенным ослаблением прежних верований; 2) все возрастающим могуществом толпы; 3) противоречивостью информации, которую распространяет печать [9, с. 275—277].
Известный американский социолог XX в. Эдвард Росс объясняет духовную подвижность широких слоев, постоянную смену их эмоциональных состояний тем, что низы, или "толпа", постоянно руководствуются настроением, а не отчетливо выраженными идеями. Поведение толпы, по мнению Росса, именно потому и импульсируется ее настроением, что "средства для выражения чувств в толпе намного более эффективны, чем способности для выражения мыслей" [10, с. 64].
Трактовка коллективного настроения и его динамики современными зарубежными социологами мало чем отличается от аналогичных концепций конца XIX — начала XX в. Они игнорируют, как правило, особенности политического настроения различных слоев и классов общества, как и их предшественники, предпочитают говорить о массовых настроениях вообще. При этом исследование многообразных общественных настроений подменяется нередко описанием психологии аморфной, анархически настроенной толпы. Такая подмена предмета исследования открывает широкое поле для создания "теорий" об антисоциальности, патологичности массовой психологии, позволяет изображать любое массовое настроение и поведение как проявление бессознательности и истерии.
Предельно сближая понятия коллективное поведение и поведение толпы, американские психосоциологи К. Янг и Л. Фримен характеризуют различные формы массовых умонастроений и движений с помощью таких понятий, как "мода", "прихоть", "эпидемии" и т. д. «Увлечение, пристрастие, прихоти и "психические эпидемии", — пишут они, — точно так же проявления различных особенностей эмоционального поведения толпы» [11, с. 631]. Американские социологи Н. Фуут и К. Харт также противопоставляют поведению "публики" поведение толпы, движимой бессознательными настроениями, проявляющимися в "панике, мятеже, модах и сумасшествиях» [12, с. 309].
У. Липпман о противоречиях динамики массовых настроений. Более корректный вариант той же иррационалистической трактовки коллективного настроения можно найти в работах американского социолога, известного журналиста Уолтера Липпмана. Последний объясняет иррациональные моменты массового настроения тем разрывом, который возникает между процессом формирования настроений масс, а также соответствующим циклом объективного развития, с одной стороны, и не поспевающим за тем и другим процессом роста и распространения сознательного начала — с другой.
Сам по себе процесс формирования общественного настроения или, как его называет У. Липпман, "цикл субъективных переживаний", обычно отстает, буквально "отключен" (out of gear) от соответствующего цикла объективного развития и поэтому носит бессознательный характер. В то же время общественное мнение, призванное играть роль сознательного начала, идет по инерции за старым циклом переживаний.
Для того чтобы внести сознательность в процесс формирования настроений, необходимо изменить общественное мнение и посредством него — мнение масс. Но "на изменение в сознании масс уходит, как заявляет У. Липпман, больше времени, чем на изменение в умах немногих. Чтобы изменить мнения масс, требуется время для информации, убеждения и пробуждения больших и разрозненных различной величины социальных групп.
В результате... общественное мнение отражает ситуацию, которой уже не существует" [13].
Таким образом, по мнению У. Липпмана, получается некий замкнутый круг, из которого нет выхода: коллективное настроение носит бессознательный характер, потому что отстает от объективного цикла событий. Мнение, в свою очередь, движется по инерции за настроением. Но, чтобы внести элемент сознательности в процесс формирования массовых настроений, необходима намного большая динамичность и активность общественного мнения. Однако на это затрачивается немало времени, за которое цикл объективных событий уходит далеко вперед. В результате общественное мнение неизбежно оказывается устаревшим и, следовательно, ошибочным. Значит, вместо того чтобы внести момент сознательности, оно еще более усиливает бессознательный элемент коллективного настроения.
Но тот порочный круг, который объясняет, по мнению У. Липпмана, бессознательный характер массовых настроений, вовсе не замкнут. Хотя некоторые элементы этого круга отмечены американским публицистом в основном верно (например момент отставания сознательного начала от объективного цикла событий и цикла развития массовых настроений), в данной трактовке имеют место и ошибочные установки. Так, во-первых, неверно положение о невозможности внесения элемента осознания общественных отношений в стихийное движение и настроение масс.
Неточно, во-вторых, утверждение об "отключенности" так называемого цикла субъективных переживаний от объективного цикла событий. В отличие от формирования систематизированной идеологии динамика массовых настроений, как правило, не только не отстает от объективного цикла, но, наоборот, самым непосредственным образом отражает этот процесс.
Непосредственная связь общественных настроений с изменениями социальной среды как фактор их динамичности. Одной из особенностей общественных настроений, в частности их массовых проявлений, а вместе с тем и причиной их высокой подвижности, является более непосредственная, чем у идеологии как формы теоретически систематизированного сознания, зависимость от изменений в социальной среде.
Систематизированная идеология не может сразу же отразить все сколько-нибудь значительные перемены, которые происходят в условиях социальной жизнедеятельности людей, поскольку она нуждается в накоплении достаточного количества новых данных, предполагает их анализ и обобщение и, наконец, установление связи со всей предшествующей и ныне существующей системой взглядов.
В общественных же, особенно массовых, настроениях эти изменения отражаются, как правило, сразу и в этом смысле непосредственно. Большая в сравнении с идеологией подвижность массовых настроений объясняется также и тем, что они могут возникать и распространяться самопроизвольно, стихийно, а не только в результате организованного воздействия или целенаправленной деятельности, как того требует процесс формирования идеологии.
Элемент стихийности в формировании настроений объясняется в известной мере и тем, что их возникновение и развитие далеко не всегда предполагает сколько-нибудь ясное осознание природы и факторов происходящих перемен. Поэтому групповое, а тем более массовое настроение оказывается нередко почти бессознательной импульсивной и эмоциональной реакцией на изменение окружающих людей социальных условий их существования. Такие перемены массовых настроений оказывают тем значительней, чем более болезненными для людей являются изменения условий их бытия. При этом может сказаться и способность масс поддаваться и увлекаться популярными в тот или иной период времени настроениями и модным поветриями.