Правило первое: общаясь с людьми, будьте, как говорится, снисходительнее и смотрите на вещи полегче. 2 страница
Я начала ходить на службы постоянно. Исповедовалась, причащалась, но всерьез не задумывалась о духовной жизни. Главным для меня было завоевать расположение Андрея, казаться ему достаточно благочестивой. Больше всего на свете я тогда боялась его потерять. Через полгода он сделал мне предложение, познакомился с родителями. Дело шло к свадьбе. Но, когда все, казалось бы, уже было решено, Андрей неожиданно потерял работу. Свадьбу пришлось отложить на неопределенный срок. Андрей решил съездить на пару недель к родителям, которые жили в другом городе. Конечно, мама с папой были очень ему рады — ведь с тех пор, как сын поступил в институт в Санкт-Петербурге, они виделись очень редко. Мама через знакомых быстро нашла Андрею хорошее место. После некоторых раздумий Андрей согласился устроиться на эту работу и жить с родителями. А я просто не знала, как буду жить без него дальше. Помню, как рыдала на вокзале, обнимая его за шею, пока поезд не тронулся. Его письма и звонки становились все более редкими. Я по привычке продолжала ходить в храм, но без Андрея храмовые стены казались мне чужими и холодными, церковные знакомые — неприветливыми и язвительными, а служба — длинной и непонятной. Я впала в постоянное уныние. И вдруг получила письмо от Андрея после долгого перерыва. Распечатала и отпрянула в немом ужасе: «Я понял, что с тобой меня связали случайные обстоятельства. Мне казалось, что я тебя люблю, но это было просто увлечение. Этим летом я встретил Аню, давнюю знакомую. Сначала мне казалось, что с Аней у нас просто дружба, но потом мы поняли, что любим друг друга и решили пожениться. Свадьба состоится...»
После этой новости я тяжело заболела, слегла с температурой. А когда поправилась, знакомая посоветовала мне поехать вместе с ней в Дивеево. Я нехотя согласилась: мне не хотелось никаких путешествий, все было безразлично. В поездке мгновения радости чередовались с приступами еще более острого уныния. Молебен у мощей прп. Серафима, крестный ход по Богородичной канавке, купание в святых источниках — все это приносило лишь кратковременное облегчение, после которого мое сознание вновь затягивали мрачные мысли. Так продолжалось, пока мы не познакомились с компанией девушек-паломниц из Москвы. Я поведала им свою историю, думая, что рассказ о бросившем меня женихе потрясет их своим трагизмом. Но они выслушали его совершенно спокойно. Оказалось, что у одной из них был жених-семинарист, который оставил ее ради принятия монашества. Другая сама решила расстаться с женихом, поняв, что их брак вряд ли будет гармоничным. Я поняла, что мое «горе» вовсе не исключительно — обычная житейская история. Просто нужно перетерпеть и жить дальше. Я воспрянула духом, наверное, по молитвам прп. Серафима и других дивеевских святых. Я поняла, почему Господь попустил мне потерять Андрея — именно потому, что потерять его я больше всего на свете боялась. И в храм ходила не к Богу, а к сотворенному мной из человека идолу. А Андрею я все равно благодарна — ведь он сделал для меня самое лучшее, что вообще один человек может сделать для другого. Он привел меня ко Христу. Поэтому я всегда теперь поминаю его в молитвах как благодетеля.
Елена С, Санкт-Петербург
(по материалам газеты «Как жить»).
Отрекись от одиночества!
Как мы видим, приведенные в прошлой главе советы Елене Р. о том, как избавиться от чувства одиночества, были самыми разнообразными, но неизменно сходящимися в том, что нельзя допускать уныния и жалости к себе. Сейчас же попробуем подойти к этой проблеме несколько расширенно, рассмотрев несколько путей выхода из тупика одиночества для женщины, рядом с которой нет любимого мужчины.
1. Монашество.
Многие верующие единственной альтернативой замужеству считают монашество. Но я специально не буду много писать об этом. Мне не раз доводилось читать и выслушивать мнение монахов и священников о том, насколько неверно представляют светские люди причины ухода человека в монастырь. Иночество — особое призвание, исполнение особой Божьей воли о человеке, а вовсе не бегство от неустроенной личной жизни. Это только в романах девятнадцатого века героини, пережившие несчастную любовь, уходили лечить раненое сердце в монастырских стенах. В житиях святых все по-другому. Так что об иночестве в этой книге разговор, думаю, не особо уместен. Но все-таки приведу один пример из жизни — вновь из газеты «Как жить»:
«День свадьбы.
Недавно мне довелось пожить в качестве паломницы в монастыре. Монастырь женский, небольшой, возрождающийся. Однажды иду с послушания на трапезу и слышу: матушки в трапезной что-то празднуют. Поздравляют одну молодую монахиню. Наверное, думаю, она сегодня именинница. Спросила, в чем дело, а мне отвечают: «Да у нее сегодня день свадьбы». Ничего понять не могу: как это у монахини, постриженной, и вдруг день свадьбы? Так же не бывает!
Оказывается — все бывает. Будущая монахиня несколько лет назад собиралась выйти замуж. К свадьбе было уже все готово — платье сшито, гости приглашены, кольца куплены. А за день или два до свадьбы жених вдруг исчез. Как позже стало известно — сбежал с другой, какой-то своей старой любовью. Невеста долго не могла прийти в себя после такого удара. Начала ходить в храм. И так увлеклась духовной жизнью, что через год ее приняли послушницей в монастырь. Никто такого поворота событий не мог себе представить — она была модницей, любила экстравагантно одеваться. Всегда имела много поклонников, пользовалась успехом.
Я никогда раньше не встречала такого счастливого человека, как эта монахиня. Она просто светилась изнутри и всех заражала своей радостью. Каждый год в день своей несостоявшейся свадьбы она просит батюшку отслужить благодарственный молебен и празднует этот день как именины, как день своего обращения к Богу. Мне, человеку мирскому, трудно было ее понять. Все же как-то по-женски жалко: не сложилась личная судьба. Но, глядя на ее сияющее лицо, начинаешь понимать, что ее-то судьба как раз сложилась, сложилась по Божьему Промыслу. Не пережила бы она тот кризис — не была бы теперь так счастлива с Господом. Вместо сбежавшего земного жениха она получила лучшего — Небесного.
А в монастырь я поехала потому, что замучили скорби. Как мне казалось — просто непреодолимые. После я убедилась, что поездка именно в эту обитель и встреча с матушкой Н. принесли мне большую духовную пользу. Я поняла, что всегда нужно уповать на волю Божию. Никакая скорбь не посылается нам напрасно. А страдание может послужить началом духовного пробуждения.
Лидия Е., г. Липецк».
2. Творчество.
По собственном опыту скажу: счастлив человек, в которого Господь заложил способность к художественному творчеству — пусть счастье это порой даже мучительно. Творец, создавший человека по образу и подобию Своему, творческую искру вложил в каждого. Но не у каждого из искорки малой разгорается костер. Особо стоит сказать о женском творчестве. Это, конечно, нелегкая стезя. Хотя бы потому, что до сих пор бытует мнение, что женщина не должна быть писателем, художником, музыкантом. Глупости, мол, это все — надо семью создавать. Женщина, взявшаяся за смычок или кисть, хоть раз да услышит глубокомысленное: главное творчество для женщины — воспитание детей. Справедливости ради отметим: то же самое, только с поправкой на то, что «семью надо кормить, а не глупостями заниматься», может услышать от «доброжелателей» и мужчина (правда, все же реже, чем женщина), занимающийся искусством. Особенно в наше время, когда на фоне бизнесменов и просто предприимчивых людей художник (или художница) — в широком смысле этого слова — выглядит как-то бледно, не впечатляет, даже сострадать ему (ей) порываются: бедняга, не вписывается в сегодняшнюю сумасшедшую жестокую жизнь. Кому оно сейчас нужно, это искусство? Но кому-то все-таки нужно, оказывается.
В одном из своих интервью матушка Олеся Николаева, супруга отца Владимира Вигилян-ского — не только известная писательница и публицистка, но и счастливая мать большого семейства — весьма охотно отвечала на вопросы о творчестве. Корреспондент отметил в разговоре с ней, что существует распространенное мнение, что де все творческие люди немного странные, если не безумные, и ради вдохновения нужно жертвовать психическим здоровьем и жизненным благополучием. Матушка Олеся ответила: «Я придерживаюсь противоположной точки зрения: для того, чтобы что-то писать, тем более, длительное время, требуется психическое здоровье. Что касается неустроенности жизни, то у многих талантливых поэтов и писателей, действительно, по человеческим понятиям семейная жизнь либо не сложилась никак, либо сложилась неудачно. Мне кажется, это объясняется тем, что люди, прикоснувшиеся к иной, новой реальности, творцами которой они сами и являлись, гораздо менее зависели от того, что мы называем человеческим теплом, участием, уютом. Может быть, они нуждались в этом даже больше, чем все остальные, из-за свойственной им чуткости и ранимости, однако в их жизни было нечто, что позволяло им прожить и без всей этой человеческой устроенности и счастья. Творческий человек в чем-то более самодостаточен, он может уйти в некие области творчества, и ему будет казаться, что это — вполне полноценная жизнь. Человеку, который с этим живет, конечно, очень трудно: он чувствует, что чем-то обделен и не может войти в обычную для других людей жизнь».
Но сама Олеся Николаева не чувствует себя ни в чем обделенной: «Господь был очень милостив ко мне, и, наверное, было бы ужасной трагедией, если бы я не имела семьи. Этим было бы отравлено мое творчество, и, наверное, я писала бы как большинство одиноких поэтесс, все творчество которых в основном заключается в плаче несостоявшейся души по несостоявшейся жизни. Мне кажется, что я параллельно прожила как бы две жизни, и в то же время это была одна жизнь. У меня замечательная семья, замечательный муж, и одновременно я имела возможность творческого осуществления».
Могу добавить к словам матушки Олеси только то, что сама знаю творческих женщин, у которых личная жизнь как-то не задалась (чаще всего такие женщины разведены), но они вовсе не оплакивают свою «несостоявшуюся жизнь», чувствуя себя вполне полноценными личностями. От себя же замечу: художественное творчество сродни любви — оно согревает душу, помогает открыть в себе новое и познать окружающее, учит самопожертвованию и — в случае христианского мировоззрения художника — Богопознанию. Главное — во имя кого или чего вы творите. Кому вы будете служить своим даром — Богу или сатане, — выбираете вы сами. Но учтите, что в последнем случае творчество из силы созидающей превратится в средство саморазрушения. И помните, что плач «несостоявшейся души о несостоявшейся жизни» — явно не Божие дело.
3. Работа и карьера.
Умение занять себя какой-либо интересной работой, да так, что на страдания времени просто не останется — еще один из весьма действенных способов побороться с чувством одиночества. Чем-то это сродни зачатию творчеством. Не говоря уже о том, что некоторые сферы деятельности тесно связаны с человеческим общением. Чувство товарищества, партнерства, взаимопомощь, поддержка — это то, что часто мы мало ценим, зацикленные на внутренних проблемах, но что всегда очень горько терять. Можно было бы повторить, что никакая карьера не заменит семью для женщины, если бы не примеры из жизни, когда насыщенные работой, интересными встречами и отношениями дни заполнены от и до, так что в них нет места скуке и унынию, и женщине просто некогда тосковать о невстреченном принце. Особенно благодатно в этом качестве поле деятельности, связанное с религией, с творчеством, наукой, медициной, педагогикой. Конечно, внутренние проблемы могут так и не рассосаться, но бороться с ними будет уже значительно легче. Все люди разные: одни незамужние женщины, нашедшие себя в работе, вполне довольны своей судьбой, другие все-таки чувствуют некоторую неудовлетворенность, но умеют успешно бороться с время от времени подступающим унынием.
Верующим женщинам, конечно, намного проще. При условии, если Бога они воспринимают не только умом, но и сердцем.
В интереснейшей книге Александра Трофимова «Три встречи» рассказывается о трех обыкновенных женщинах с непохожими судьбами, но сходящихся в одном — каждая из героинь книги сумела на данной ей Господом поприще устроить так свою жизнь, чтобы стать подвижницей, утешением и примером для других людей. Одна из этих женщин, Мария Ефимовна Сергеенко, была крупным ученым, с любовью и усердием отдававшаяся любимому делу.
Талантливый ученый и... тайная монахиня. Удивительная стойкая женщина, пережившая блокаду Ленинграда, чье доброе слово, теплое отношение согревало людей и дарило им радость. Мария Ефимовна Сергеенко родилась в 1891 году, была единственным ребенком в семье чиновника. Детство ее было счастливым и беззаботным: своя комната, любимые книги, великолепный сад. Мать дала дочери религиозное воспитание. Мария Ефимовна окончила Черниговскую Министерскую гимназию. В 1910 году она приехала в Санкт-Петербург и поступила на Бестужевские курсы. Разносторонность занятий закладывала фундамент потрясающей эрудиции, которая впоследствии отличала Марию Ефимовну.
В 1929 году после разгрома научных кадров в Саратовском университете, где преподавала Мария Ефимовна, она возвратилась в Ленинград. Война застала ее преподавателем Ленинградского государственного университета. В блокадные годы Мария Ефимовна продолжала научную работу, в числе других ленинградских историков в блокадную зиму принимала участие в «научных чтениях», регулярно проводившихся в подвале архива Академии наук. Тогда же она перевела «Исповедь» Блаженного Августина. Мария Ефимовна вспоминала, что время работы над переводом — одно из счастливейших в ее жизни, хотя трудилась она, умирая от голода и холода, без надежды на публикацию, повинуясь лишь внутреннему чувству.
Мария Ефимовна говорила: «Ничего больше, чем работу, не люблю, в блокаду спасла работа». Как-то она сказала: «Встанешь утром, все болит, ничего не можешь и думаешь: «Господи, забери Ты меня поскорее». К обеду, глядишь, полегчало, и поработала, и тогда думаешь: «А ничего бы еще пожить». Ну, а к вечеру, опомнившись, скажешь: «Да будет воля Твоя, Господи! Ты лучше ведаешь, как нужно».
Уйдя на пенсию в 1974 году, Мария Ефимовна стала заниматься, главным образом, переводами. По условиям тогдашней цензуры, переведенные ею труды святых отцов Церкви публиковались анонимно в «Богословских трудах», издаваемых Московской Патриархией. Особенности ее работ по латинским древностям — живой взгляд на предмет изложения; они будто написаны современниками событий. Сама Мария Ефимовна сказала как-то: «История начинается тогда, когда люди, жившие тысячу лет назад, обретают жизнь и голос, рассказывают о себе, своих радостях и печалях». Образцом строгого научного и ясного стиля стали книги «Помпеи», «Простые люди древней Италии», «Жизнь древнего Рима» и «Земледелие древнего Рима».
Не имея своей семьи, Мария Ефимовна всю жизнь бережно хранила связи с духовно близкими людьми, с товарищами по профессии. Она всегда заботилась о младших. Очень часто ее глубокие знания, обаяние самобытного характера приводили к доверительным, сердечным и простым отношениям. Мария Ефимовна очень многим помогала материально, когда ей пытались отдать взятые в долг деньги, не принимала. В ее характере не было и тени обидчивости. Она легко прощала, и поэтому с ней так просто было людям. Удивляло по-детски чистое отношение ее ко многому в жизни, умение радоваться самым простым вещам. Она умела находить общий язык с любым человеком.
Студенты вспоминают, что Марии Ефимовне было легко сдавать экзамены, она создавала особую атмосферу простоты отношений, добрых и с юмором. Она говорила: «Без латыни можно быть хорошим врачом», — и не слишком гоняла экзаменуемого. У нее было удивительное, тонкое чувство юмора. Иногда она давала шутливые прозвища людям — такие точные, что они прирастали навсегда.
Сколько переговорено было на кухне за годы знакомства! Это был поистине родной дом, где ждали и встречали с любовью и радостью. Мария Ефимовна сама готовила гречневую кашу, заваривала прекрасный крепкий чай и при этом рассказывала удивительные и замечательные истории. Она великолепно декламировала стихи, а однажды в ответ на просьбу прочитать на древнегреческом что-нибудь из трагедий Эсхила или Софокла, сделала паузу, лицо ее преобразилось, став вдохновенным и сияющим. И чтение ее было действительно голосом из глубины древности — такая значительность, торжественность звучала в нем!
В конце 50-х годов Мария Ефимовна открыла для себя Пюхтицкий монастырь, и с тех пор многие годы каждое лето приезжала сюда. В трудные для монастыря годы она отдавала сюда свои гонорары и «профессорскую зарплату». К концу жизни Мария Ефимовна становилась все более отрешенной от всяких не только житейских, но и прочих забот. Она лежала и молилась, лицо ее было светлым, спокойным, радостным. Казалось, она живет уже в ином мире, душою и духом пребывая в Царстве Света. Особенно чувствовалась в ней внутренняя духовная радость, так спокойно становилось рядом с ней. Всем своим обликом Мария Ефимовна свидетельствовала о том, что приготовилась к жизни вечной и уже без страха и трепета, а с любовью и радостью встречает переход в мир. Уход ее был безболезненным и мирным. Скончалась Мария Ефимовна Сергеенко в 1987 году на 96-м году жизни. До последнего дня сохраняла она ясный ум и даже понемногу работала. Заветным ее желанием было после смерти быть погребенной на монастырском кладбище Пюх-тицы. Лишь после отпевания близкие Марии Ефимовны узнали о тайне ее жизни: она приняла тайный постриг с тем же именем Мария и потому с полным правом могла быть погребенной на кладбище среди сестер монастыря.
Как видим, Мария Ефимовна была по-настоящему счастливой женщиной, прожившей полноценную и насыщенную жизнь, хотя и не имела собственной семьи. Счастье дала ей наука, работа. И, конечно, вера.
Между тем современные деловые женщины или женщины научные работники испытывают немало проблем.
Психолог Диля Еникеева пишет: «Считается, что успешная деловая карьера создается лишь за счет неустроенной личной жизни. Раньше женщина, поставленная перед выбором «карьера или семья», решала непростую задачу. Предпочесть карьеру и отказаться от личной жизни? Или выйти замуж и тогда распрощаться с любимым делом? Совместить то и другое, как показывает опыт, было проблематично, а то и вовсе невозможно. Сейчас дилемма тоже существует. И немало женщин отдают предпочтение карьере. При этом они не собираются полностью отказываться от личной жизни. «Новые» женщины вовсе не против замужества, но не горят желанием выйти замуж за человека, который им не подходит. Если мужчина не принимает ее стиль жизни и требует традиционного исполнения роли «хранительницы семейного очага», то женщина предпочитает остаться одна. Не навсегда, а до поры, пока не встретит мужчину, который будет уважать и ее как личность, и ее право заниматься любимым делом».
Да, у женщины есть такое право. Каждый оставайся в том звании, в каком призван, — говорят ли вам о чем-нибудь эти апостольские слова, дорогие читательницы?
Чтобы вы не презирали более деловых женщин (если, конечно, в вашем сердце живет это недостойное чувство), хочу представить портрет девушки, которая, несомненно, стала бы настоящей деловой женщиной, если бы только прожила более долгую жизнь. Только называлось это в ее время по-другому...
Великая княжна Татьяна Николаевна носила имя святой мученицы Татьяны, которая при жизни исполняла служение диакониссы, то есть «принадлежала к тому чину церковному, который нес, как бы мы теперь сказали, активное социальное служение среди больных, заключенных в тюрьмах, среди тех, кто беден и скуден в этом мире» (прот. Максим Козлов). И в этом отношении вторая дочь святого Царя-мученика Николая II по праву носила свое имя: она так же, как и ее Небесная покровительница, была открыта обществу и готова была активно работать на благо подданных своего отца.
Полковник Кобылинский вспоминал: «Когда Государь с Государыней уехали из Тобольска, никто как-то не замечал старшинства Ольги Николаевны. Что нужно, всегда шли к Татьяне: «Как Татьяна Николаевна». Эта была девушка вполне сложившегося характера прямой, честной и чистой натуры; в Ней отмечалась исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала, за болезнью Матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на Его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая; любила хозяйничать, и в частности, вышивать и гладить белье».
Итак, заведовала распорядками в доме, любила хозяйничать, вышивать, гладить белье. Да еще и воспитывала младших. Но можно с уверенностью сказать, что если бы жизнь Царской Семьи не прервалась так рано, Великая княжна Татьяна не смогла бы найти полное применение своим силам и талантам только в семье, так как это была натура социально-активная. Не только распорядками в доме могла бы заведовать эта царевна, но и в определенной общественной структуре, а если бы понадобилось — то и в целом государстве. Женщина и власть, женщина и политика — сочетание странное, впрочем, вполне имеет право на существование. Хозяйка — в случае Великой Княжны Татьяны Николаевны — понятие более широкое. Счастливое сочетание, которое почему-то обычно представляется невозможным — домовитая мать семейства, хорошая супруга и... умный политик. В столь юном возрасте Татьяна Николаевна уже имела созревший политический кругозор, и не зря Государь Император так любил с ней беседовать.
Татьяна — единственная, с кем в переписке Александра Феодоровна говорит о делах, о войне, даже о том, что мучает Царицу лично — о распускаемой против нее клевете, дает дочери распоряжения.
Через несколько недель после начала Первой мировой войны Великая княжна выступила инициатором создания в России «Комитета Ея Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий». Отметим, что вторая дочь Императора, занимавшая пост Почетной председательницы, несмотря на свой юный возраст, активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова, участвовала в деятельности Комитета Ее имени и входила во все его дела. Общественная деятельность старших Великих княжон приветствовалась и направлялась Императрицей. Из письма Государыни супругу от 20 сентября 1914 г.: «В 4 1/2 ч. Татьяна и я приняли Нейдгарда по делам ее Комитета — первое заседание состоится в Зимнем Дворце в среду, после молебна, я опять не буду присутствовать. Полезно предоставлять девочкам работать самостоятельно, их притом ближе узнают, а они научатся приносить пользу».
Эту же мысль Ее Величество повторила в письме от 21 октября 1914 г.: «О. и Т. сейчас в Ольгином комитете. Татьяна одна принимала Нейдгарда с его докладом, продлившимся целые полчаса. Это очень полезно для девочек. Они приучаются быть самостоятельными, и это их гораздо большему научит, так как приходится думать и говорить за себя, без моей постоянной помощи».
Еще одна деятельность, которой Великая княжна Татьяна Николаевна самоотверженно отдавала все свои силы, — это работа медицинской сестры.
«С трепетом просматривая в архиве дневник Великой Княжны Татьяны 1915-1916 гг.,— пишет Татьяна Горбачева, — написанный крупным, ровным, порывистым почерком, удивлялась я необыкновенной чуткости Великой княжны — после посещения лазаретов она записывала имена, звания и полк, где служили те люди, кому она помогла своим трудом сестры милосердия. Каждый день она ездила в лазарет... И даже в свои именины».
И. Степанов: «Татьяна... была шефом армейского уланского полка и считала себя уланом, причем гордилась тем, что родители ее — уланы (оба гвардейских уланских полка имели шефами Государя и Императрицу). «Уланы папа» и «уланы мама», — говорила она, делая ударение на последнем «а». Государыня пишет Николаю Александровичу: «Татьяна в восторге, что ты видел ее полк и нашел его в полном порядке».
Татьяне Николаевне, как видим, присущи были качества деловой женщины: сила воли, четкость, дисциплинированность, аккуратность, умение жертвовать своим временем и интересами ради дела, практический ум. Не самые плохие качества, не правда ли?
4. Стань нужной людям...
Если тебя я почти что не знаю —
это неважно,
Я для тебя огонек зажигаю
в сумерках каждых.
Огонек от чистого сердца,
Огонек для души, чтоб согреться,
Для тебя, если ты одинок
Огонек...
Можно быть одинокой, но не чувствовать себя таковой, если найдутся люди, нуждающиеся в вашей любви. Вспомним приведенные ранее письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — он советует женщинам даже не искать, кому нужна любовь и забота, а согревать огоньком своего сердца тех, кто находится рядом. Но воплотить этот совет в жизнь не так уж и легко — нужно учиться быть христианкой в истинном значении этого слова. Ведь нередко бывает даже так, что люди неверующие подают нам, считающим, что мы уже знаем о духовной жизни все, примеры не книжного, а живого сострадания, милосердия, прощения и терпимости.
Наш путь един — ко Христу, но ведут по этому пути к Нему миллионы тропинок. Которая из них ваша? Может быть, незамужняя женщина помогает растить и воспитывать племянников, младших братьев и сестер, детей родственников. Одинокая женщина может приравнять любимую работу к отношениям в семье — обычно это происходит там, где взаимодействие с людьми требует со стороны персонала тепла, отзывчивости и самоотдачи: работа в детских садах, школах, больницах, интернатах, домах престарелых, среди инвалидов и т.д. Такая деятельность не для всех — она требует особого призвания, особого склада характера, ведь иногда поиск своего призвания может привести к чему-то вовсе не эстетичному и не ублажающему. Вспомним письмо Елены Михайловны (Алены) Р., желающей примириться с одиночеством. На это письмо был дан еще один прекрасный ответ, основанный автором на собственном жизненном опыте:
«Алена, мне не хотелось бы в ответ на Ваш вопрос громко кричать: «Делай как я — и все будет в порядке». Судьбы одинаковыми не бывают, и совет другого человека всегда имеет только относительную ценность. Но, может быть, моя история вам в чем-то поможет или хотя бы развлечет.
Когда мне исполнилось 25 лет, я поняла — это кранты. Филолог, не ах какая красавица, в стране кризис, а я только что потеряла работу. Надежд — я имею в виду матримониальных — не было никаких, а тяжелые переживания в прошлом, заставляющие от всяких надежд надолго отказаться, были.
Больше всего меня мучило, что я «никому не нужна». Звучит банально, а произносить это внутри себя было страшно и мучительно. Да, мама, да, друзья, да, книги. Да, верующий человек никогда не бывает один и не должен отчаиваться. Но легче не становилось. Так сказать, «случайно» я оказалась в отделении детской гематологии. Гематология — это лейкозы, миеломы, гемофилия — словом то, отчего больные невыносимо страдают и умирают. Мои печали как-то ушли на второй план — мне
«повезло», мое присутствие и участие оказалось востребовано. Я, мамина дочка, научилась готовить диетические и вкусные утешения моим новым маленьким знакомым. Научилась играть в дурацкие игры, которые помогали им не плакать. Научилась не плакать сама, видя, как гаснет детская жизнь — не плакать до выхода за ворота больницы. Дай Боже им долгих лет жизни и здоровья, этим малышам, и упокой душеньки тех, кого спасти не удалось — эти дети меня спасли тогда. Обращение «мама Катя», курица мальчику Вовке в следующий раз, маленькая игрушка в кармане «на всякий случай» — я цеплялась за все это, как утопающий за соломинку.
Знакомая монахиня мне тогда сказала: ты не думай, ты выйдешь замуж и детки у тебя будут. Я воспринимала это как утешительные сказки, не больше. «Ну и где же мой жених?» — «Еще до Рождества увидитесь». Придя на Рождественское богослужение, я все вертела головой — ну и где? А он рядом стоял, мы с ним с детства знакомы.
Сейчас я замужем, у нас маленькая дочь. Свидетелями на свадьбе были врач гематолог и мама одного из маленьких гемофиликов. Мы по-прежнему стараемся делить жизнь с теми, кому Господь привел пройти через кошмар неизлечимых болезней. И, я подозреваю, нам это общение дает еще больше, чем тем, кому мы пытаемся помочь.
Как знать, может быть, вы потому и чувствуете, что Ваши руки пусты, что кто-то именно от Ваших рук ждет тепла? Екатерина Скуль-ская».
На эту же тему — письмо от врача Ирины Александровны Шуваловой в газету «Как жить»:
«Я — одинокая женщина. За этими словами, наверное, должны идти жалобы и вздохи, но я могу сказать еще и по-другому: я — женщина, которая живет одна, но при этом спокойна и довольна. Хотя, признаюсь, было время, когда от одиночества хотелось просто плакать. Конечно, за мои сорок семь лет мне многое довелось повидать и пережить. Все было: и бурные романы, и короткое замужество, но вот нормальную семью создать так и не удалось. К тем годам, когда «баба ягодка опять», я уже перегорела, мне ничего не хотелось. Стала утомлять работа (я врач-терапевт), уже не было ни сил, ни желания улыбаться пациентам. Когда я читала в газетах и журналах истории, как женщины даже за шестьдесят находят своего избранника, я не раздражалась и не завидовала. У меня просто была апатия, я ничего не хотела.