Вопрос № 2. Причины коррупции.
Изучение причин коррупции позволяет предполагать успешность или тщетность тех или иных мер предупреждения коррупции, прогнозировать динамику коррупционной активности и даже изменение форм и методов коррупционного поведения в зависимости от государственного воздействия на коррупцию.
Вопрос о том, что порождает коррупцию во властных структурах, в обществе в целом, является достаточно хорошо освещенным.
Так, к общим и основным причинам коррупции относят:
– отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
– существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
– слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;
– кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;
– криминализацию значительной части политической элиты;
– моральную деградацию определенных слоев общества;
– минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой по отношению к ним репрессии;
– привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов.
Основными причинами высокого уровня коррупции являются двусмысленные законы; незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии; кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); неанглосаксонская система права; религиозная традиция; культура страны в целом.
Большинство населения, по данным ВЦИОМ, считает иначе. Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов – главные причины коррупции, по мнению наших сограждан (39 % и 35 % соответственно). Почти каждый пятый считает, что корень проблемы – в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения (21 %).
Есть исследователи, которые причину коррупции видят не во внутренних проблемах, а во внешних. Транснациональные кампании, сверхдержавы не заинтересованы в силе и могуществе России, ориентируются на использование ее как сырьевого придатка страны, и потому стремятся разрушить государственность изнутри, подкупом не только отдельных политических лидеров, а целых движений, лоббируют тот или иной закон, взращивают коррупцию.
Причины распространенности коррупции, как представляется, следует искать в исторической, ментальной и социальной сферах. Необходимо признать, что на протяжении многих веков в России процветали традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе, бюрократия, готовность населения идти на подкуп служащих, установка на малый риск быть привлеченным к ответственности за коррупцию. Одобрение коррупционного поведения по сей день присутствует на глубочайших архетипических пластах российской ментальности, о чем свидетельствуют закрепленные в лексике выражения: «оказать почесть», «проявить уважение», «мзда», «корм», «добыча», «подарок», «детишкам на молочишко», «вернуть долг», «любостяжательность», «лихоимство», «сребролакомство», «рыба гниет с головы», «власть портит», «Бога забыли» и т.п.
Криминализируя норму о коррупционном поведении, законодатель идет вразрез с социальными нормами, принятыми в российском обществе, поскольку многие граждане не видят опасности в коррупционных сделках, и тем сложнее правоохранителям бороться, пресекать эти явления. Анализируя опыт специальных исследований в области борьбы с коррупцией в ОВД, исследователи выделяют целый ряд правонарушений, создающих условия для возникновения коррупции в милицейской (полицейской) среде:
- использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг полномочий соответствующих сотрудников и не предусмотрено законодательством;
- не предусмотренное законодательством использование своего статуса при решении вопросов, затрагивающих интересы заинтересованных лиц либо интересы членов их семьи;
- оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящим в компетенцию сотрудника ОВД;
- участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируется (или проверяется) сотрудниками ОВД;
- использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий, если такая информация в соответствии с законодательством не подлежит разглашению или распространению;
- нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;
- необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее предоставления;
- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;
- незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.
Коррупционное поведение сотрудников ОВД обусловлено не только общими, но и специфическими детерминантами, в частности необходимостью в своей деятельности постоянно общаться с криминальной средой, неудовлетворенностью своим социальным ролевым статусом, деятельностью средств массовой информации по негативному освещению работы части правоохранительных органов, в частности сотрудников ОВД.
Вывод: Таким образом, для предупреждения коррупции необходимо стремиться к уменьшению условий, приводящих к коррупционному поведению, и более четко определить, что является коррупционным правонарушением, поскольку именно это позволит пресекать коррупцию на «дальних» рубежах.