Общие сведения и этапы развития речи

Речь представляет собой исторически сложившуюся форму об­щения людей посредством языка. Являясь главной формой обще­ния, обеспечивая сохранение и передачу опыта и знании, речь вместе с тем имеет огромное значение для формирования психи­ческих процессов и всей личности ребенка, для их перестройки и развития. Становление волевых действий начинается с подчине­ния деятельности предлагаемым инструкциям, выражаемым в словесной форме, позднее регулирующую роль начинает играть внут­ренняя речь. Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности и контроля за ней, а также выражения эмоций. Именно поэтому проблема речи — одна из важнейших в общей, детской и специальной психологии.

Принято выделять внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь — произносимая, звучащая и воспринимаемая преимущественно на слух. Ею нор­мальный ребенок начинает самостоятельно интенсивно овладе­вать на втором году жизни. Письменная речь реализуется в фор­мах, доступных для зрительного восприятия. В ней используется графический код. Она имеет несколько отличные от устной речи языковые формы и языковую организацию.

Первоклассники специальной школы VIII вида значительно отличаются друг от друга по уровню речевого развития. Большин­ство из них плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним реплики, сами говорят мало и невнятно. Однако некоторые дети относительно свободно пользуются вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены рядом причин. К их числу относятся глубина и качественное своеобразие структуры дефекта, степень нарушения специальных языковых способно­стей, в том числе склонности к звукоподражанию, эмоциональ­но-волевые особенности, а также то социальное окружение, в котором находился ребенок до поступления в школу. Чем резче выражена умственная отсталость, тем, как правило, медленнее и с большими затруднениями происходит овладение речью. Хотя определенных успехов такой ребенок может достичь за счет спо­собности к подражанию, обнаруживающейся, в частности, в плане имитации речевых звуков, их сочетаний, слов.

Существенно отличаются друг от друга в речевых проявлениях дети, относящиеся к числу заторможенных, и возбудимые олигоф­рены. Первые из них молчаливы, крайне немногословны, говорят тихим голосом, в замедленном темпе. У вторых — речь быстрая, часто неуместно громкая. Они легко вступают в общение, но обыч­но не слушают собеседника. От них можно услышать самые неожи­данные, иногда нелепые высказывания, которые нередко представ­ляют собой механически усвоенные речевые штампы.

Очень большое значение имеют те условия жизни, в которых рос ребенок в дошкольные годы. Внимание к нему со стороны родителей и близких, доброжелательное, спокойное отношение, постепенное включение в посильные практические домашние дела, правильный режлм дня — все это создает эмоционально-положи­тельный фон и способствует общему и речевому развитию ум­ственно отсталого, формированию у него полезных привычек и навыков, интереса к окружающему миру, стремления к обще­нию.

Преждевременно проводимые, неумело организованные заня­тия, ставящие перед ребенком непосильные задачи, создающие перегрузки, сочетающиеся с постоянной строгостью и наказани­ями, подчеркивание неудач приводят к тому, что он оказывается робким, замкнутым, не верящим в свои силы, боящимся отве­тить на самые простые вопросы взрослого.

Следует подчеркнуть, что имеются своеобразия речевого раз­вития, которые свойственны всем умственно отсталым детям. В бывшего СССР А. К.Аксеновой, С. Ш. Айтметовой, Н. М. Ба, осой, 3. Н. Смирновой, К. Г. ЕрмиловоЙ и др. Исследователи стре­мились показать как недостатки вербального развития умственно отсталых школьников, так и имеющиеся у них возможности овла­дения речью.

Первоклассники специальной школы VIII вида значительно отличаются друг от друга по уровню речевого развития. Большин­ство из них плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним реплики, сами говорят мало и невнятно. Однако некоторые дети относительно свободно пользуются вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены рядом причин. К их числу относятся глубина и качественное своеобразие структуры дефекта, степень нарушения специальных языковых способно­стей, в том числе склонности к звукоподражанию, эмоциональ­но-волевые особенности, а также то социальное окружение, в котором находился ребенок до поступления в школу. Чем резче выражена умственная отсталость, тем, как правило, медленнее и с большими затруднениями происходит овладение речью. Хотя определенных успехов такой ребенок может достичь за счет спо­собности к подражанию, обнаруживающейся, в частности, в плане имитации речевых звуков, их сочетаний, слов.

Существенно отличаются друг от друга в речевых проявлениях дети, относящиеся к числу заторможенных, и возбудимые олигоф­рены. Первые из них молчаливы, крайне немногословны, говорят тихим голосом, в замедленном темпе. У вторых — речь быстрая, часто неуместно громкая. Они легко вступают в общение, но обыч­но не слушают собеседника. От них можно услышать самые неожи­данные, иногда нелепые высказывания, которые нередко представ­ляют собой механически усвоенные речевые штампы.

Очень большое значение имеют те условия жизни, в которых рос ребенок в дошкольные годы. Внимание к нему со стороны родителей и близких, доброжелательное, спокойное отношение, постепенное включение в посильные практические домашние дела, правильный режим дня — все это создает эмоционально-положи­тельный фон и способствует общему и речевому развитию ум­ственно отсталого, формированию у него полезных привычек и навыков, интереса к окружающему миру, стремления к обще­нию.

Преждевременно проводимые, неумело организованные заня­тия, ставящие перед ребенком непосильные задачи, создающие перегрузки, сочетающиеся с постоянной строгостью и наказани­ями, подчеркивание неудач приводят к тому, что он оказывается робким, замкнутым, не верящим в свои силы, боящимся отве­тить на самые простые вопросы взрослого.

Следует подчеркнуть, что имеются своеобразия речевого раз­вития, которые свойственны всем умственно отсталым детям. В многоуровневой системе речевой деятельности наиболее грубыми > стойкими оказываются нарушения смыслового уровня. Значительные отклонения наблюдаются в речевой регуляции деятельна умственно отсталого ребенка. Они проявляются в различных, на разных возрастных этапах, с неодинаковой отчетливостью, однако их наличие всегда может быть более или менее чс выявлено.

В дефектологической литературе как отечественной, так и I рубежной, представлены результаты наблюдений и исследование свидетельствующие о том, что умственно отсталые дети, не имея ни повреждений слуха, ни аномалий строения речевых органов, овладевают речью замедленно. Они довольно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но и значительно более поздние сроки, чем это бывает в норме, начи­нают понимать обращенную к ним речь. Поэтому побуждения, вопросы, пояснения длительный срок не вызывают у них соот­ветствующих не только вербальных, но и действенных реакций.

Аномалия умственного развития ребенка-олигофрена обуслов­ливает более позднее формирование у него фонематического слу­ха, служащего основой для восприятия речи окружающих. Опре­деленную роль играют и характерная для этих детей общая инак-тивность познавательной деятельности, снижение интереса к ок­ружающему, неустойчивость внимания, а также моторное недо­развитие, которое тормозит действенное знакомство ребенка с предметным миром и соответственно затрудняет накопление кон­кретных представлений, т.е. обедняет базу, необходимую для ста­новления начальных этапов мышления, возникновения новых потребностей. Нарушения моторики, обнаруживаясь, в частно­сти, в неправильной артикуляции, оказывают отрицательное вли­яние на овладение ребенком произвольным произношением зву­ков и слов, поскольку для этого необходима четкая координированность движений органов речи.

Задерживает речевое развитие умственно отсталых детей и от­ставание в усвоении семантической стороны родного языка. Сло­во как смысловая единица играет существенную роль в организа­ции фонематического слуха. Специальные исследования и наблю­дения показывают, что ребенок произносит знакомые слова го­раздо легче и точнее, чем незнакомые. Замедленное и нередко неправильное понимание речи окружающих людей отрицательно сказывается на формировании фонематического слуха ребенка-олигофрена, затормаживая и качественно изменяя его речевое развитие.

При воспитании умственно отсталого ребенка уже на ранних этапах жизни особую значимость приобретает активизация его речевого общения с окружающими, особенно с матерью, кото­рое чрезвычайно важно для формирования положительных личностных черт и продвижения в умственном плане. предполагает постоянную, многократно повто четкую по произношению, простейшую по содержа}i роению, эмоционально насыщенную речь взрослом к ребенку, непосредственно связанную с ним ел что является для него жизненно важным. ущественная роль принадлежит практической деятельности ре­бенка, расширяющей его жизненный опыт и способствующей возникновению новых потребностей и интересов, что приводит к необходимости речевого общения со взрослыми и товарища­ми, повышает мотивацию речевой деятельности, побуждает к общению.

Работа, направленная на формирование речи умственно от­сталых дошкольников, осуществляется в семье, в группах дет­ского дома, а также в специальных, иногда в массовых детских садах. Если она проводится систематически, и тем более специ-алистами-дефектологами, то дает, несомненно, положительные результаты. Однако своеобразие и запаздывание и развитии речи сохраняется и отчетливо обнаруживается при поступлении детей в школу.

Нормально развивающийся ребенок за период своей дошколь­ной жизни активно пользуется речью в течение 5 — 5,5 лет. Он приходит в школу с относительно богатым словарным запасом, владея предложением, может участвовать в беседе, рассказать о том, что он видел, делал, о чем слышал. У умственно отсталого ребенка ко времени поступления в школу практика речевого об­щения значительно короче и беднее. Обычно она составляет 3 — 4 года

. Определенную роль играют также сниженная мотивация к речевой деятельно­сти, нарушения волевой сферы, неустойчивость внимания, зна­чительные отклонения в понимании того, о чем говорит собе­седник первоклассник специальной школы для умственно отсталых детей часто действует не по инструкции. Учащиеся классов обычно спонтанно прибегают к речи для того, ч выразить свои эмоции, просьбы, желания, но не длятого, информировать слушателя о каких-то событиях или используют речь для коммуникации значительно чаше, регуляции своего поведения.

Наши рекомендации