Мотивационные предпочтения
Недостаточное развитие воображения, привязанность представлений и интересов детей лишь к тому, что непосредственно им дано в повседневном опыте, определенным образом сказываются и на формировании мотивационно-потребностной сферы воспитанников учреждений интернатного типа. Это отчетливо проявилось в результатах выполнения следующей пробы: написать на трех разноцветных лепестках «волшебного цветка» три самых заветных своих желания. Различные варианты такой пробы, обычно называемой методикой мотивационных предпочтений, широко используются в психологических исследованиях (Л. И. Божович, 1968; И. Шванцара, 1978). Для сравнения мы провели аналогичный эксперимент и в обычной школе.
Предложенное задание оказалось для детей эмоционально значимым: они волновались, долго думали над ответами, закрывали свои листочки от соседа по парте. Такое поведение было одинаково характерно и для учеников обычной школы, и для их сверстников из школы-интерната. Однако содержание полученных ответов в этих группах оказалось различным.
В обычной школе большая часть детей (53%) написали об «общечеловеческих» проблемах {Хочу, чтобы не было ядерной войны;
Хочу, чтобы птицы не погибли от холода и голода; Хочу, чтобы ученые нашли все остатки древних животных; Хочу, чтобы у всех были мамы и они были здоровы).
В школе-интернате не было ни одного подобного ответа. Подавляющее большинство детей (95%) написали о своих пожеланиях, связанных с учением. Формулировки были практически одинаковыми (Я бы хотел хорошо учиться; Я бы хотел учиться на 4 и 5). В обычной школе также встречались подобные ответы, но их было достоверно меньше, чем в школе-интернате (р< 0,001).
В интер'нате многочисленными оказались высказывания, явно отражающие требования учителей и воспитателей к дисциплине и поведению учеников (Я бы хотел, чтобы я всегда хорошо себя вел; Я бы хотел, чтобы я помогал взрослым). В обычной школе не было ни одного высказывания такого типа.
Мы предполагали, что в школе-интернате будут преобладать пожелания, так или иначе связанные с семьей, домом, родителями, однако таких высказываний было сравнительно немного и частота их не отличалась от результатов по группе массовой школы. Отметим также, что пожелания воспитанников интерната в этой области носили преимущественно бытовой характер {Хочу, чтобы брат прислал мне письмо; Хочу, чтобы дядя привез мне подарки), в них не
нашла прямого отражения потребность жить в нормальнойсемье.Мы специально не исследовали данный вопрос, но, вероятнеевсего,такие ответы обусловлены' определенными механизмами.
Результаты эксперимента, выявляющие вербализуемые мотива-ционные предпочтения детей, свидетельствуют о том, что для воспитанников школы-интерната характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы, наряду с повседневными заботами, волнуют и многие проблемы, далеко выходящие за рамки их личного опыта. Конечно, подобные интересы у детей этого возраста не могут считаться реально действующими мотивами, однако в качестве смыслообразующихони, безусловно, важны для полноценного развития личности.
Обратим внимание на следующую деталь:если школьники выражают свои пожелания в изъявительном наклонении, то воспитанники интерната чаще всего в сослагательном. Нам это представляется не случайным. Воспитанники школы-интерната как бы не уверены в своем праве на желание, частицей бы они как бы отстраняются от своего желания, не чувствуя себя хозяевами собственных желаний. Вслед за А. Н. Леонтьевым можно сказать, что желания воспитанников школы-интерната находятся в несколько ином отношении к их личности и сознанию, к их Я (1984). Симптом отчуждения желаний рассматривается как тревожный, свидетельствующий о неблагополучии в личностном развитии. Его преодоление выступает как одна из важных задач определенных направлений психотерапии, в частности в гештальттерапии.
Анализ содержания мотивационных предпочтений воспитанников школы-интерната позволяет говорить о том, что оно детерминируется особенностями общения со взрослыми: самым главным оказывается желание заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание, похвалу. В этом проявляется депривация потребности в положительном эмоциональном контакте со взрослыми (см.:
И. Лангмейер, 3. Матейчек, 1984).