С кем поведёшься, оттого и наберёшься.
Раньше посеешь, больше хлеба соберёшь.
Рассыпанный рис соберёшь, а сказанных слов не вернёшь.
Как можно назвать эти предложения?
Как ты понимаешь эти пословицы?
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
8. Подбери 3 слова, содержащих одновременно звуки С и Ш.
Составь с ними предложения и запиши их. Подчеркни букву С одной чертой, букву Ш — двумя.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Звуки 3-Ж
1. Внимательно прослушай стихотворение. Посчитай, сколько в нём слов со звуком З; сколько — со звуком Ж.
Зреет рожь — тебе заботушка: Как бы градом не побилася, Без дождей в жару не высохла, От дождей не положилася.
(И. Никитин)
Прослушай стихотворение ещё раз. Постарайся запомнить слова со звуком З и Ж. Запиши по памяти слова со звуком 3, со звуком Ж (столько слов, сколько запомнишь)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
2. Выпиши из орфографического словаря в течение 5 минут 6 слов, содержащих одновременно оба изучаемых звука.
Выдели ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выбора слов.)
3. «Преврати» слово луна в слово кожа. Рассказывай, как ты выполняешь задание.
(Задание выполняют 2 ученика. Второй контролирует первого.)
* Луна — лужа — ложа — лоза — роза — коза — кожа.
Составь устно по одному предложению, содержащему слова со звуком 3; со звуком Ж.
4. Чётко и внимательно прочитай слова:
Составь словосочетания и запиши их. Проанализируй составленные словосочетания.
Составь устно 2 предложения с любыми из этих словосочетаний.
5. Чётко прочитай предложения:
Проанализируй в каждом предложении слова с изучаемыми звуками.
Запиши предложения по памяти.
(Логопед читает по 2 предложения, ученики записывают их по памяти.)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.)
Звуки Л-Л'
1. Подбери слова из 6 букв так, чтобы 4 слова содержали твёрдый звук Л, а 4 слова — мягкий звук Л'. Докажи правильность подбора слов. Запиши их.
Обведи твёрдую согласную синим цветом, мягкую — зелёным. Выдели ударный слог.
Составь два словосочетания со словами, содержащими твёрдый звук Л, и одно — со словом, содержащим мягкий звук Л'.
2. Подбери слова, начинающиеся со слога с мягким звуком Л', и слова, оканчивающиеся на слог с твёрдым звуком Л. (□ — слог.) Докажи, что ты правильно подобрал слова.
Имя; | Птицы; |
напиток; | упрямые животные; |
проливной дождь; | ученическая принадлежность |
дерево; | для ручек и карандашей (во мн. ч.); |
вьющиеся растения. | люди, переехавшие в новые квартиры; |
толстые печатные издания для чтения. |
(Задание выполняют 2 ученика; один из них — «контролёр».)
3. Подбери слова с твёрдым или мягким звуком Л так, чтобы последующее начиналось с последней буквы предыдущего:
* Плуг, грабли, игла, альбом, мел, лейка, апельсин.
Назови сначала слова, содержащие твёрдый звук Л, затем — мягкий Л'. Каких слов больше? Обоснуй правильность подбора слов.
Составь предложения со 2, 4 и 6-м словом. Запиши их. Обведи буквы: обозначающую твёрдый звук — синим цветом; обозначающую мягкий звук — зелёным.
4. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Что общего в звуковом составе данных слов? Определи место звука Л в словах. Подбери к данным словам слова противоположного значения (антонимы)
* Слабый, тяжёлый, лёгкий.
Выдели изучаемый звук в подобранных словах. Определи его место
Составь 3 предложения так, чтобы в каждом из них были слова с противоположным значением. Запиши одно из них. Подчеркни соответствующим цветом твердую и мягкую согласную Л.
5. Запиши предложения под диктовку: