V. примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
1. Предмет, задачи и структура экспериментальной психологии.
2. Наука, как особый способ деятельности человеческого общества.
3. Основные общенаучные исследовательские методы
4. Структура и особенности теоретического знания
5. Методы теоретического исследования.
6. Историко-психологические предпосылки становления экспериментального метода.
7. Признаки эмпирического метода: наблюдение, воздействие, план, гипотеза, контроль.
8. Теория психологического эксперимента
9. Психология психологического эксперимента
10. Сущность и специфика психологического эксперимента.
11. Эксперимент как взаимодействие экспериментатора и испытуемых.
12. Экспериментатор и его личность и деятельность в эксперименте.
13. Деятельность испытуемых в эксперименте.
14. Виды экспериментов и их взаимосвязь.
15. Система переменных величин в эксперименте.
16. Отношения между переменными.
17. Основные этапы экспериментально исследования.
18. Валидность экспериментального исследования.
19. Зависимые и независимые переменные.
20. Дополнительные и побочные переменные.
21. Отношения между переменными.
22. Контроль переменных в эксперименте.
23. Планирование и моделирование в эксперименте.
24. Экспериментальная выборка и стратегии её формирования.
25. Факторы угрожающие внутренней и внешней валидности эксперимента.
26. Приемы планирования и построения эксперимента.
27. Исследование единичного случая.
28. План с предварительным и итоговым тестированием.
29. Сравнение статистических групп.
30. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
31. План Соломона для 4-х групп. План с контрольной группой и тестированием после воздействия.
32. Сущность и особенности квазиэксперимента в психологии.
33. Эксперимент по плану временных серий. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий.
34. План с неэквивалентной контрольной группой. Сбалансированные планы. План с контрольными выборками. "Лоскутные" планы.
35. Планы ex post facto.
36. Сущность и возможности корреляционного исследования.
37. Основные переменные в корреляционном исследовании и их взаимодействие.
38. Планирование корреляционного исследования.
39. Виды корреляционных исследований и их особенности.
40. Накопление и обработка информации в ходе эксперимента.
41. Контроль объективности метода.
42. Определение темы и объектно-предметной области эксперимента
43. Выбор экспериментальной модели
44. Обоснование экспериментальных переменных
45. Выдвижение рабочих гипотез эксперимента.
46. Подбор психодиагностических методик.
47. Расчет выборочной совокупности.
48. Контроль за изменениями зависимой и независимыми экспериментальными переменными.
49. Накопление информации в ходе эксперимента. Ведение протоколов эксперимента.
50. Методы и способы обобщения эмпирических данных. Формализация данных.
51. Качественная и количественная обработка данных.
52. Анализ и представление результатов психологического исследования.
53. Интерпретация и обсуждение результатов. Выводы.
54. Определение репрезентативности результатов эксперимента
55. Ошибки 1-го рода и ошибки 2-го рода.
56. Методы и способы представления эмпирических данных.
57. Анализ причинно-следственных связей.
58. Графическое представление распределения и взаимосвязи экспериментальных переменных.
59. Экспериментальные исследования психомоторики.
60. Исследование действий и деятельности.
61. Исследование продуктов деятельности.
62. Исследование поведения.
63. Качественное знание в количественном оценивании.
64. Психологические теории тестов.
65. Идеографический подход в исследовании.
66. Номотетический подход в исследовании.
67. Методология научного вывода.
68. Измерение в психологии.
69. Контролирование артефактов
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература
Основная:
1. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций ХХ век. М., 2000.
2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2001.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. /Учебное пособие. СПб.,2005.
4. Корнилова Т.М. Введение в экспериментальную психологию. М.,2001.
5. Корнилова Т.М. Экспериментальная психология. Учебник. М.,2004.
6. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., 2001.
7. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 2001.
8. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие / под редакцией Т.В. Корниловой. М., 2002.
9. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). М., 1999.
10. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии /под редакцией А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб., 2000.
11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л., 1990.
12. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.
13. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975.
14. Хрестоматия по экспериментальной психологии. М., 1986.
Дополнительная:
1. Булгаков А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе (модернизированный тест социальной идентификации): методическое пособие. М., 2001.
2. Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. М., 2001.
3. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для вузов /под редакцией Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 1996.
4. Джуэл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб., 2001.
5. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
6. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996; 2001.
7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
8. Методологические проблемы экспериментального военно-научного исследования. М.,1991
9. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Методические указания. М.,1985.
10. Шведин Б.Я Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М., 1989.
11. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.,1983.