Манипулирование сознанием на стадии вербовки
Первым ключом к установлению контроля над сознанием обращаемого выступает направленная коррекция его психического состояния. Какими субъективными ощущениями новичка характеризуется начальное общение с вербовщиками? Эмоциональным комфортом, удовлетворенностью оттого, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее не доставало. Положительное впечатление новые знакомые подкрепляют тем, что от них можно услышать массу приятно звучащих и часто повторяемых слов («правда», «рай», «христианский мир»…). Нетрудно придти к заключению, что люди, у которых эти слова постоянно на языке, заняты каким-то большим, добрым делом. Постепенно формируется установка на ожидание радостных событий, восторженных переживаний.
Вхождение в культ дает адепту ощущение причастности к чему-то большому, прекрасному, светлому. Сплоченность группы дает возможность почувствовать свою защищенность. Переживать ее помогает властность лидера, его разыгрывание роли отца. Культ также позволяет поверить в свою избранность, приобрести доказательства своего умения найти нечто исключительное, сделать правильный жизненный выбор.
Содержание культовых идей, их конструктивность, стройность логических построений не имеют особого значения. Главное, чтобы они были связаны с какой-либо основной потребностью личности: ощущать свою защищенность, чувствовать уважение со стороны других, потребностью самореализации (самосовершенствования, раскрытия своих способностей). Чем более значима потребность, удовлетворение которой обещают, тем сильнее будет эмоциональный отклик.
Идеи спасения мира, желание осчастливить весь мир, создать совершенно новую духовность, построить идеальные отношения между людьми — все эти идеи родственны многим утопиям, имеющим довольно долгую историю. Какова же судьба дорог к всеобщему счастью, вымощенных благими пожеланиями? Почему, наконец, сами поборники не идут по этим дорогам? Утописты могут жить только среди реалистов — тех самых, которых они так презирают за нежелание увлечься большой идеей, открыть в себе сверхвозможности и т.п. Сколько-нибудь длительное время ни одна культовая община с тоталитарным укладом изолированно от мира не существовала, хотя места на Земле было предостаточно, чтобы удалиться от всех и начать строить свой город Солнца. Тоталитарный режим и в большом, и в малом масштабе нежизнеспособен. Внутренняя логика развития приводит его к неизбежному перерождению.
Назовем ряд других средств установления контроля сознания, описанных в специальной литературе.
Принятие культовой лексики и терминологии приводит к изменению стиля мышления, восприятия и оценивания, втиснутого в упрощенные схемы и стереотипы.
Преобразование картины мира, исчезновение полутонов, доминирование черного или белого. Устройство мира воспринимается исключительно в соответствии с культовыми трактовками, деятельность культа становится стержнем всей человеческой истории.
Важнейшая функция сознания — интеграция всей поступающей и хранящейся в памяти информации. Эта функция оказывается расстроенной, поскольку отсутствует целостность картины мира, непротиворечивость составляющих ее частей. Противоречия свойственны мировоззренческим представлениям любого деструктивного культа. Наиболее часто встречается двойная мораль в отношении к «своим» и в отношении к остальным людям. Осознание противоречий находится под запретом. Будучи вытесненными из сознания, они не прекращают своего разрушительного воздействия на психику.
Отбор информации из внешнего мира. Практически во всех культах ограничивается информация из внешнего мира, поддерживается установка на восприятие критики культа как лжи, как козней дьявола. Для лидеров культов любые источники информации, способные пробиться к разуму, — конкуренты в борьбе за сознание адептов. Например, Виссарион (основатель Церкви последнего Завета) считает, что «разум является помехой духовного развития, нужные знания духовно развитому человеку будут даны Богом».
В культах намеренно и направленно принижают значение интеллекта, препятствуют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. С этой целью, например, на семинарах в церкви Муна при вербовке обращаемого его ни на минуту не оставляют одного.
Провозглашаемый тезис на расширение сознания на деле приводит к его деформации. Пространство сознания, занятое социальным миром, сужается, ослабевает интерес к событиям, происходящим в обществе, на работе, в семье, у друзей. Социальное бытие никакой суррогат заменить не может (так человек устроен), поэтому неизбежно наступают негативные личностные изменения. Расширение сознания до масштабов Космоса, слияние с Истиной, с Духом и т.п. является иллюзией личностного развития и совершенствования. Все эти устремления имеют цену лишь тогда, когда тем или иным образом, прямо или косвенно способствует повышению социальной адаптации личности, развитию способностей и потенциалов, как собственных, так и других людей, гармонизации межличностных отношений. Без этого, направленное изменение сознания, по сути, игра с ним, далеко не всегда безвредная для самого человека и для тех, с кем он связан значимыми отношениями.
Слом сознания может быть осуществлен и на психофизическом уровне. Этому способствует сенсорная депривация и монотония (многочасовые молитвы, медитации, повторение простых словесных формул, физическая неподвижность или жесткий ритм движений). Переутомление, ограничение множества привычных для человека ощущений любую психику, даже вполне нормальную, может очень быстро привести к расстройствам: галлюцинациям, навязчивым мыслям, суженому сознанию и др. Субъективно же деформация сознания воспринимается иначе, например, как «неописуемое ощущение открывающегося сознания» (С.Хассен, 1988)
Для контроля сознания используются приемы «остановки мышления». Для этого организуется как можно более полная загрузка восприятия (прежде всего зрительного и слухового) в сочетании с каким-то монотонным занятием, например длительным песнопением. Это нарушает нормальное протекание мыслительных процессов, понижает критичность мышления, самостоятельность личности.
Используется групповое давление и сокрытие истинных целей общения. Инструментом манипуляции в этот случае служит появляющееся чувство вины (обращаемый чувствует неудобство: «эти люди ко мне так хорошо относятся, а я их в чем-то подозреваю», «нехорошо отказывать людям, которые не просят от меня многого»…) или чувство своей интеллектуальной недостаточности («окружающие понимают больше меня»). Попытки новичка понять происходящее встречаются явно неодобрительно. Ему с многозначительным видом могут повторять какую-нибудь загадочную фразу, например, «Сокровенное знание откроется, когда ваше сознание будет готово принять Истину».