История юридической психологии
Появилась в России XIX веке. Судебная реформа, еще тогда - судебная психология. Бехтерев (рассматривал личность, исходя из биологии человека), Сергей Сергеевич Карсаков, Владимир Петрович Сербский, Чезаре Ломброзо, Уильям Луис Штерн. Пьер Симон Лаплас (изучал вероятность свидетельских показаний наряду с вероятностью исхода субедных приговоров - свидетель не ошибается и не лжет, свидетель лжет, но ошибается, свидетель не ошибается, но лжет, свидетель и лжет, и ошибается).
1899 г. - Петр Иванович Ковалевский поставил вопрос о необходимости разделения психопатологии и правовой психологии.
1900 г. - Альфред Бене - ответы на вопросы всегда содержат ошибки. Уильям Луис Штерн - память человека не является отражением объективной реальности, выступает как ее искажение в угоду узкоэгоистическим интересам личности, ее гордости, тщеслаию, честолюбию.
1907 г. - научно-учебный психо-неврологический институт Бехтерева, на базе которого был открыт криминологический институт (читался курс судебной психологии).
1918 г. - В Петрограде огранизован кабинет по изучению преступника и преступности
1925 г. - В Москве создан государственный институт преступника и преступности
1923 г. - активно изучается в Минске, Харькове, Баку
1936 г. - Постановлением ЦК ВКП(б) советская психология была прикрыта. Оставлена только психология труда.
1964 г. - юридическая психология вновь приобрена свое направление - правовая психология, криминальная психология, психология следственной и оперативно-розыскной деятельности, судебная психология, исправительно-трудовая психология, психология управления правоохранительной деятельности, психология юридического труда.
Предметом юридической психологии выступает психологическая реальность в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организаций в их влияниях на правовую систему и зависимостях от нее, а также значимых сторон образа жизни, поведения, правоотношений граждан и группы.
Задачи ЮП:
- способствование профессионально-психологическому развитию личности юриста
- подготовка специалистов, работающих в области риспруденции достоверными, научно-обоснованными юридико-психологическими знаниями
- разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач юриста
Методологические основы:
- первый уровень общенаучных знаний, методологии
- частные методологии психологической науки
- специальные методологии ЮП
- методики юридико-психологических исследований
Психологическая реальность связана с правовой и зависит от структуры психических явлений. Психические явления, в том числе и в ЮП, разделяют на следующие структуры:
- кратковременные психические процессы (любые актуально протекащие явления психики, которые при этом являются кратковременными (восприятие, мышление, память, ощущения))
- психические состояния (целостные образования, протекающие в определенный период времени и управляемые работой головного мозга, в том числе ритмами головного мозга (бета-, альфа-, тета-состояния - усталость, сонливость, активность, взволнованость, раздраженность, собранность))
- психические свойства личности (устойчивые, типичные для данного человека малоизменяющиеся психические процессы за исключением старения человека или болезни (характер))
Содержательные особенности психики могут подразделяться на мотивационные, познавательные, подсознательные, эмоциальные, волевые, психомоторные.
- Мотивационные феномены повышают функцию избирательности в отношениях в решении проблем юридически значимых
- познавательные процессы - все те процессы, которые формируют уровень интеллекта. Интеллект - способность к адаптации (фамилия)
- психомоторные процессы - выражаются в мышечном чувстве, процессах, регулирующих движение. Сознание - совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру. Подсознание - явления, которые не осознаются.
- процессы подсознания - регулируются опытом
Психофизиологические ораничения восприятия действительности:
- физиологические (как сама физиология, так и психофизиологическое эмоциональное восприятие - аффект)
- очки с социальным предписанием
- опущение или генерализация
К особенностям восприятия относится также наличие репрезентативных систем. К репрезентативным системам относятся пути, по которым человек хранит и кодирует информацию в своем головном мозге - картинки, звуки, ощущения (аудиальные, визуальные, киностетические системы).
Восприятие - зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных личностных особенностей человека. Опыт, полученный человеком в его жизни, накладывает оценку последствий результата его деятельности.
Восприятие имеет свои закономерности:
1. иллюзии вследствие особенностей происходящего. Большинство иллюзий возникют из-за ложного суждения о том, что человек увиливал (неправильное осмысление).
2. особенности познавательной деятельности, в которые входят сенсорные, перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Их особенность заключается в том, что данными процессами руководит не только физиология, но и сознание человека.
Теория деятельности Леонтьева - есть потребность, есть мотиваци, потребность провоцирует мотивацию, мотивация преобразуется в цель, цель - в действие, действие в результат.
Нереализованная потребность провоцирует внутриличностных конфликт, который провоцирует агрессию или аутоагрессию. Человек, имеющий потребность в асоциальном решении своих проблем так или иначе выходит на путь нарушения закона.
Правовая психология.
Правосознание - сфера общественного, группового, индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.
Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-либо единой системе представлений. Структура правосознания может быть познана по результатам функционирования конечным его продуктом, т.е. трем функциям - позновательной, оценочной, регулятивной. Оценка состот в признании значимости с точки зрения человека, группы или общества. Подобная оценка есть знание значения предмета (поступка, явления, деятельности), которая включает в себя представление об объетивных свойствах, оценваемых явлений.
В структуру правосознания входят 4 типа оценочных отношений:
- отношение к праву, его принципам, институтам и нормам
- оценочное отношение к правовому поведению людей
- оценочное отношение к работе правоохранительных органов
- отношение к собственному правовому поведению
Ценностное отношение, как интеллектуально-эмоциональное образование, обладает способностью практической релизации, такую роль выполняет компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение данного компонента приводит к правовым установкам. Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. В совокупности установки организуются в систему ценностно-правовых ориентаций.
Правовая ориентация - интегрированная совокупность правовых установок индивида или общества, которая непосредственно формирует внутренний план человека, то есть оценочную программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
Правосознание и общественное мнение.
Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности, оценке правоохранительной системы наиболее динамичное состояние социальных явлениений, которое возникает в ответ на злободневные общественно важные события в юридической жизни.
Правовая психология общности включает осозноваемые, малоосозноваемые и бессознательные явления психики.
Основные требования правомерного поведения к человеку (с точки зрения ЮП):
- человек должен знать законы
- быть убежденным в необходимости его применения
- обладать желанием исполнять закон
- уметь исполнять закон
- обладать устойчивой сопротивляемостью криминогенным явлениям
Домашнее Задание: деликвентность, девиация, деструкция.
Криминальная психология.
Социальная перцепция в преступном поведении опосредует в генезисе преступного поведения мотивообразование и целеполагание, обеспечивает обратную связь в процессе реализации и принятия цели. Мотивацию в свою очередь обуславливает оценка значения для субъекта (интересов, потребностей) воспринимаемых явлений социальной действительности, в том числе, которые представляют ... ценности, защщищаемые уголовным законом.
2 вида побуждения к деятельности - деантологческое (нормативное, как должно быть) и аксиологическое (полезность). Деантологическая оценка основывается на представлениях субъекта о должном. В случае несоответствия этим представлениям появляется желание изменить эти условия у любого человека, как существа сознательного. Аксиологическая оценка представляет стремление к личному, идеальному.
Криминогенность восприятия социальной ситуации может заключаться в следующем: в преувеличенно отрицательной юридически неадекватной оценке определенных социальных явлений и, прежде всего, в действиях других людей как несущих вред для самого субъекта, так и значимых для него людей или личностно-ценных духовных и материальных объектов, подобная оценка провоцирует побуждение к защите личностных ценностей. Подобная защита может быть агрессивной, подобные мотивы создают предпосылки противозаконных действий, которые могут выражаться в насильственных или иных вредоносных действиях или актах. При этом важно, что подобные действия могут восприниматься как морально-оправданные, справедливые; в искаженной оценке внешних условий, включающих поведение социальных субъектов как благоприятных для получения результата. Подобные оценки формируют завышенне притязания, которые реально не могут быть предопределены и обуславливают гипертрофированное притязание и соответвующие криминогенные мотивы.
- может заключаться в неадекватно отрицательной оценке социальных и собственных возможностей, не позволяющих удовлетворить потребности.
- к приувеличению завышенной оценке социальных возможностей для реализации противоправного способа удовлетворения потребностей. и избежания юридической ответственности
- в искаженных представлениях о социальной приемлимости совершения определенных видов противозаконных деяний. Это представление может быть обусловлено идентификацией субъекта, с общностью, которая сложилась .. асоциальная субструктура.
Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:
- конкретный содержательный характер потребности, связанный с предметом, которым хочет обладать индивид или какой-либо деятельностью, в т.ч. криминогенной, которая может доставить удовольствие.
- осознание социальной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием
- эмоционально-волевое побуждение к удовлетворению потребностей, к изысканию необходимых для этого путей.
- ослабление потребностей в случае их профилактики
- возникновение или повторение потребности, которая вновь стала актуальной
Понятие личности преступника определяется как юридическими признаками, отраженными в уголовном законе, так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, содержащими внутренние причины общественно опасной личности. Для структуры интересов правонарушителя характерно:
- нарушение равновесия между различными видами потребностей интересов
- извращенный характер отдельных потребностей
- бедность потребности
- аморальные способы их удовлетворения