Отечественные исследования структуры личности
Направление исследований структуры личности во многом определило следующее положение С. Л. Рубинштейна: «В психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя, друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности…»
Одним из первых отечественных исследователей, применивших приведенное положение Рубинштейна при описании структуры личности, стал А. Г. Ковалев. Он отметил во втором издании своей монографии: «Из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения)».
К. А. Абульханова – Славская отмечает ограниченность концепции А. Г. Ковалева в том, что усилия автора направлены скорее на изложение знаний о личности, чем на углубленное исследование ее сущности.
В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно – психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции.
Дальнейшее развитие представлений о структуре личности представлено в работах Б. Г, Ананьева и В. С. Мерлина, посвященных проблеме индивидуальности.
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
Ø Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
Ø Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках.
Ø Статус и социальные функции – роли;
Ø Мотивация поведения и ценностные ориентации;
Ø Структура и динамика отношений.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.
Структура личности, по Б.Г. Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
3) жизненный путь человека (история личности).
Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится двум принципам одновременно:
Ø субординационному, или иерархическому. Более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные, частные социальные и психофизиологические свойства;
Ø координационному. Взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, относительную автономию каждого из них.
В работе «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев так определяет свой подход: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека. Следовательно, человек как вид (Homo sapiens) и как человечество (общество в его историческом существовании) составляет основание для любого определения состояний каждого отдельного, единичного человека, являющегося индивидом, личностью и индивидуальностью».
Б.Г. Ананьев предлагает следующее схематическое представление организации характеристик человека и способов развития его свойств.
В.С.Мерлин, один из последователей Б.Г.Ананьева, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы:
1) Система индивидуальных свойств организма:
Ø биохимические;
Ø общесоматические;
Ø свойства нервной системы (нейродинамические).
2) Система индивидуальных психических свойств:
Ø психодинамические (свойства темперамента);
Ø психические свойства личности.
3) Система социально – психологических индивидуальных свойств:
Ø социальные роли в социальной группе и коллективе;
Ø социальные роли в социально – исторических общностях.
В.С. Мерлин предлагает критерий для выделения разноуровневых свойств:
1) внутри подсистем существуют инвариантные «одно – однозначные» и «одно – многозначные» связи;
2) между разноуровневыми свойствами зависимости носят «много – многозначный» характер.
В.С. Мерлин подчеркивал, что «структуру личности нельзя характеризовать как систему, которая складывается из различных групп психических свойств: темперамента, характера, способностей и направленности. Одни из них (свойства темперамента) вообще не являются свойствами личности; другие же (характер, способности и направленность) представляют собой не разные «подсистемы», а разные функции одних и тех же свойств».
С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяются и характеризуются иерархическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов – стимулов.
Д.А. Леонтьев выделяет в структуре личности три иерархических уровня, подчеркивая условность границ между ними:
Нижний уровень – экспрессивно – инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Этот уровень включает в себя характер, способности и роли.
Второй уровень – это отношение личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть «внутренний мир» личности или «ценностно-смысловая сфера» личности. Это уровень потребностей, ценностей, отношений, конструктов, собственно смысла жизни.
Высший уровень – это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Речь здесь идет не о подструктурах личности, а о формах, способах существования и самоосуществления личности, к которым автор относит свободу, ответственность и духовность. «В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержанием, которое придает смысл им самим».
Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К. К. Платонова.Он выдвинул концепцию динамической функциональной структуры личности. Он постулирует существование четырех уровней (подструктур) личности:
v Социально обусловленные особенности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и т. д.).
v Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).
v Индивидуальные особенности различных психических процессов.
v Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).
Дополнительная литература:
1.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с
Глоссарий:
Личность- сосредоточие психических свойств, изменяющихся под воздействием внешних факторов, а также совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия
Диспозициональные описания (выделение черт личности) стоятся на предположении о существовании конечного набора базисных качеств. Личностные различия определяются на основании степени их выраженности.
Типологические описаниясостоят в том, что тип личности рассматривается как целостное образование. Похожие испытуемые объединяются в группы, группам дается название, которое становится понятием, а содержание этого понятия раскрывается на основе описания типичного представителя группы.
Презентация: