Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса.
Тема №1: Понятия о коммуникации, коммуникативном процессе. Понятия коммуникативной компетентности. Роль участников коммуникативного процесса.
2. Цель:Дать студентам понятие о коммуникации и ее процессе, коммуникативной компетентности. Объяснить роль участников коммуникации в коммуникативном процессе.
3. Задачи обучения:
- дать студентам понятия о коммуникации и коммуникативном процессе.
- сформировать понимание коммуникативном компетентности.
- донести студентам роль участников коммуникативного процесса.
4. Основные вопросы темы:
- Что такое коммуникация?
- 3 стороны общения?
- Виды коммуникации: продуктивная и непродуктивная?
- Что из себя представляет коммуникативный процесс?
- Три основных воздействий при коммуникации?
- Семь основных структурных компонентов процесса коммуникации?
- Что такое коммуникативная компетентность?
- Из каких способностей фармацевта складывается коммуникативная компетентность?
- Что такое коммуникативный потенциал личности фармацевта?
5. Методы обучения и преподавания:
практическое занятие - семинар.
6. Литература:
На русском языке:
Основная:
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.
2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
Дополнительная:
1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
На английском языке:
Основная:
1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004
Дополнительная:
1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004
7. Контроль (тесты):
1) Коммуникация – это … .
а) действующий канал связи
б) кодирование и выбор канала для передачи информации
в) общение, при помощи которого «я» обнаруживает себя в другом
2) Три стороны общения – это … .
а) персептивная, интерактивная и коммуникативная стороны
б) продуктивная и непродуктивная стороны
в) вербальная, невербальная, интерактивная стороны
3) Коммуникационный процесс – это «…».
а) канал связи
б) источники информации
в) действующий канал связи
4) Виды коммуникации:
а) вербальная и невербальная
б) продуктивная и непродуктивная
в) персептивная и интерактивная
5) Коммуникативная компетентность – это:
а) система внешних ресурсов, необходимых для построения эффективной
коммуникации
б) система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной
коммуникации
в) средство, с помощью которого происходит передача сообщения
6) «Агенты» коммуникационного процесса:
а) коммуникатор, коммуникант
б) фармацевт, врач
в) фармацевтический и нефармацевтический персонал
7) Коммуникативный потенциал личности фармацевта – это характеристика … .
а) знаний фармацевта
б) умений фармацевта
в) возможностей фармацевта
8) Коммуникатировать можно с помощью трех воздействий:
а) персептивного, интерактивного, коммуникативного
б) тела, тона голоса, слов
в) коммуникатора, резидента, перцепции
9) Помехи это:
а) тело, тон голоса, слова и т.д.
б) канал связи, код, перцепция, коррекция и т.д.
в) «предвзятое отношение», «стереотипы», конфликты, личные борьеры и т.д.
10) Процесс коммуникации включает семь основных компонентов:
а) коммуникатор, сообщение, рецензент, канал коммуникации, шум, перцепция,
коррекция
б) конгруэнтность, ответственность, самокритичность, установление контакта,
декодирование, стереотипы, шум
в) кодирование, конфликты, конгруэнтность, коммуникатор, шум, стереотипы,
коррекция
Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса.
2. Цель:формирование и развитие навыков у студентов, необходимых для эффективного общения «фармацевт и пациент».
3. Задачи обучения:
- определять особенности общения «фармацевт и пациент»;
- научить студентов правилам коммуникативного общения фармацевта с пациентом;
- знать факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса;
- знать факторы, препятствующие эффективности коммуникативного процесса.
4. Основные вопросы темы:
1. Сколько уровней общения существует в аптечном коллективе?
2. Каковы правила коммуникативного общения фармацевта с пациентом?
3. Какое значение в общении «фармацевт-пациент» имеют индивидуально-психологические свойства человека?
4. Создание первого впечатления?
5. По каким 3 каналам происходит общение между фармацевтом и пациентом?
6. Правило «трех плюсов».
7. Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса.
8. Техника установления контакта – раппорта.
9. Принципы активного слушания.
10. Факторы, препятствующие эффективности коммуникативного процесса.
5. Методы обучения и преподавания:
Практическое занятие - презентация.
6. Литература:
На русском языке:
Основная:
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.
2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
Дополнительная:
1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
На английском языке:
Основная:
1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004
Дополнительная:
1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004
Контроль: тесты.
1. В аптечном коллективе существует … уровней общения.
а) 4
б) 3
в) 2
2. Общение между фармацевтом и пациентом происходит по … каналам.
а) персептивному, интерактивному, коммуникативному
б) вербальному, темп и ритм речи, визуальному
в) сообщение, перцепция, коррекция
3. Правила «трех плюсов» - это … .
а) улыбка, имя, комплимент
б) приближение к пациенту, внешний вид, зрительный контакт
в) конкретность, своевременность, конструктивность
4. Благоприятному контакту способствует приближение к пациенту, которое осуществляется за счет … .
а) улыбки, имени, комплимента
б) отражение: позы, темпа речи, ритма движений
в) невербального и вербального поведения
5. Создание первого впечатления создается при помощи … .
а) отражение: позы, темпа речи, ритма движений
б) внешнего вида, невербального поведения, приближения к пациенту, улыбки,
имени, комплимента
в) конгруэнтности, ответственности, самокритичности, владение техникой
установления контакта
6. Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса … .
а) декодирование «стереотипы», «предвзятое представление», конфликты и т.д.
б) конгруэнтность, ответственность, самокритичность, владение техникой
установления контакта (раппорта) и т.д.
в) кодирование, передача информации, декодирование, зарождение идеи и т.д.
7. Принципы активного слушания … .
а) замолчать, подавать сигналы внимания, задавать уточняющие вопросы,
проверять правильность понимания
б) внешний вид, приближение к пациенту, улыбка, имя, комплимент
в) «отражение»: позы, темпа речи, ритма движений
8. Факторы, препятствующие эффективности коммуникативного процесса … .
а) конгруэнтность, ответственность, самокритичность, владение техникой
установления контакта (раппорта) и т.д.
б) декодирование, «предвзятое представление», стереотипы, разное эмоциональное
состояние, конфликты и т.д.
в) кодирование, передача информации, декодирование, зарождение идеи и т.д.
9. Приемы «эмпатии» - это … .
а) замолчать, улыбнуться, сказать комплимент
б) повторить услышанное, переварив информацию, вернуть основную идею,
поделиться с собственными переживаниями
в) «отразить» позу, темп речи, ритм движения
10. Первое впечатление при контакте с незнакомым человеком формируется в течении … секунда.
а) 50 секунд
б) 3-5 секунд
в) 1 секунды