Типы фундаментальных психологических расстройств
Общая теория РЭПТ
История РЭПТ
Рационально-эмоциональную поведенческую терапию Альберт Эллис начал разрабатывать в 1955 году, когда занимался клинической психологией в Нью-Йорке, проработав к тому времени на данном поприще более десяти лет.
Первоначальный вариант ее назывался рациональной терапией, но в 1961 году он переименовал ее в РЭТ, считая что этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своей терапии: РЭПТ – рационально – эмоционально – поведенческая терапия. Термин «поведенческая» был введен им для того, чтобы показать то большое значение, которое придает это направление работе с поведением.
Термин «рациональный» на всех этапах работы использовался Эллисом как синоним когнитивной познавательной способности в самом широком смысле. Эллис никогда не отождествлял слово рациональный с понятием интеллектуальный, логический. С 1989 г. Эллис стал выделять в своем направлении общую РЭПТ и предпочитающуюся РЭПТ. Общая РЭПТ – это когнитивно-поведенческая терапия, нацеленная на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях. Предпочитающаяся РЭПТ ставит задачи научить клиентов приемам самопомощи, используя методы РЭПТ.
Благодаря исследованию, которое он проводил на тот момент для обширного труда под называнием «Фаты в пользу сексуальной свободы», он приобрел в округе репутацию авторитета по вопросам сексуальных и брачных отношений.
При создании РЭПТ на Эллиса повлияли труды многих психологов. Он обучался психоанализу у аналитика из школы Карен Хорни, и понятие Хорни о «тирании долженствования» было самым первым толчком к возникновению тезиса о главенстве абсолютистских, догматичных оценочных мыслей в возникновении и сохранении психологического дискомфорта.
Также стали важны работы Альфреда Адлера. Он был крупным терапевтом, который подчеркнул значимость чувства неполноценности, а РЭПТ сходным образом делает акцент на роли самооценивания и тревоги по поводу собственного «Я», к которой это чувство приводит. Также РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей, также использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека и прибегает к убеждающим формам психотерапии.
За сорок лет своего существования РЭПТ практиковалась в самых разных терапевтических вариациях (индивидуальной, групповой, супружеской и семейной) самыми разными специалистами в области психического здоровья (психологами, психиатрами, социальными работниками и др.) на самом разном контингенте клиентов (взрослых, детях, престарелых), страдающих от широкого спектр психологических расстройств. Помимо консультирования и психотерапии, рационально – эмоциональные поведенческие принципы используются в образовательной, промышленной и коммерческой сферах.
РЭПТ базируется на ряде положений, в которых подчеркивается сложность и изменчивость человеческой натуры. Придерживаясь такого взгляда на природу людей, РЭПТ использует следующие теоретические понятия.
Цели, задачи и рациональность.
В соответствии с теорией РЭПТ, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философами эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в теории РЭПТ означает «то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению». Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути.
РЭПТ придерживается гуманистически – экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их основным решениям. Она имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Она рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть более счастливыми. Она гедонистична, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Она утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.
РЭПТ предполагает, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально и дисфункционально. Гипотеза о том, что иррациональное и дисфункциональное мышление в значительной степени предопределяется биологическими факторами, основывается на той легкости, с которой люди начинают превратно воспринимать действительность и на преобладании подобного мышления даже среди людей, которые воспитывались «рационально».Даже если бы человек воспитывался самым рациональным образом, практически все зачастую иррационально изменяли бы свои индивидуальные и социальные предпочтения на абсолютистские требования в себе, другим людям и миру вокруг них.
Ниже приводятся доказательства в пользу гипотезы РЭПТ о биологической основе человеческой иррациональности.
1. Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.
2. Фактически все иррациональные идеи, приводящие к психологическим нарушениям, которые мы видим в нашем обществе, можно обнаружить почти во всех социальных и культурных группах, изучавшихся историей и антропологией.
3. Множество саморазрушительных видов поведения, которые мы демонстрируем, например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины, идет вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации.
4. Люди – даже очень умные и образованные – часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.
5. Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого иррационального поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.
6. Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.
7. Люди часто возвращаются к саморазрушительным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.
8. Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.
9. Психотерапевты, которые предположительно должны быть хорошими ролевыми моделями рациональности, часто в своей личной и профессиональной жизни ведут себя иррационально.
10. Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события с ними произойти не могут.
РЭПТ считает, что людям свойственна еще одна – конструктивная – биологическая тенденция, а именно тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий. Так, люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных идей, которые они привносят в ситуацию, способностью осознавать, что они могут изменить свое мышление, и, самое главное, способностью активно и долго работать над изменением этого мышления и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы. Утверждая, что людям свойственна сильная биологическая тенденция мыслить дисфункционально, РЭПТ в тоже время считает, что они ни в коем случае не являются рабами этой тенденции и могут выходить из-под ее влияния. Так что в конечном итоге образ личности в РЭПТ весьма оптимистичен.
Типы фундаментальных психологических расстройств
Согласно РЭПТ, люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, другим людям и миру. Но, присмотревшись к этим требованиям более пристально, можно заметить, что они распадаются на две основные категории психологических проблем: проблему Эго и проблему дискомфорта.
При расстройстве Эго человек выдвигает требования к себе, к другим и к миру, и если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем и будущем, то человек начинает себя третировать. Самоуничижение включает в себя процесс общей негативной оценки своего «Я» и порицание собственного «Я» как плохого и недостойного. Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное принятие, которое включает в себя отказ отдавать собственному «Я» однозначную оценку и признание своей подверженности ошибкам.
При расстройствах, связанных с дискомфортом, или низкой толерантности к фрустрации, человек снова выдвигает требования к себе, другим людям и миру, причем эти требования выглядят как догматичные утверждения о том, что комфорт и комфортная жизнь должны существовать. Если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем и будущем, впадает в расстройство, начиная преувеличивать негативные стороны ситуации и внушая себе, что «я этого не вынесу». Терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здоровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.
Таким образом, самопринятие и высокая толерантность к фрустрации – вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека.
Уточнение формулы РЭПТ (А – В – С)
На первом этапе разработки РЭПТ, для концептуализации психологических проблем клиента Эллис использовал простую оценочную структуру АВС. В этой схеме буква «А» обозначала Активирующее событие, «В» представляла собой Взгляд человека на данное событие, а «С» - эмоциональную или поведенческую реакцию человека, или непосредственное Следствие тех взглядов, которые содержались в «В». Главное достоинство формулы АВС заключалось в ее простоте. Но простота являлась и его недостатком, поскольку из-за нее смазывались важные различия между типами когнитивной активности. Ниже представлена одна из версий пересмотренной формулы АВС.
Активирующие события, или активаторы («А»), когнитивных, эмоциональных и поведенческих следствий («С»).
Теория личности и личностных расстройств РЭПТ начинается с того, что люди пытаются достичь своих целей в некоторой среде и взаимодействуют с рядом активирующих событий, или активаторов («А»), которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. «А», с которыми сталкиваются люди, - это обычно события настоящего времени или текущего момента или их собственные чувства, мысли, поведение с связи с данными событиями; однако они могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте. Людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек.
«А» фактически никогда не находятся в чистом или монолитном состоянии, они почти всегда или взаимодействуют с «В» и «С», или частично включают их в себя. Люди привносят в «А» себя (свои мысли, цели, желания и физиологические предрасположенности).
Взгляды на активирующие события
Согласно теории РЭПТ, у людей есть неисчислимое множество взглядов («В») – когниций, мыслей или идей – по поводу активирующих событий («А»), и эти «В» непременно оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия («С»). Хотя очень часто кажется, что «А» напрямую «вызывают» «С» или играют в них важную роль, это представление редко является верным, потому что обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом «вызывают» или «определяют» «С». Люди привносят в «А» многое из своих взглядов, предубежденно воспринимают «А» в свете искаженных Верований, а также в свете их эмоциональных Следствий («С»). Следовательно, люди практически никогда не испытывают «А» без «В» и «С», но они также редко испытывают «В» и «С» в отсутствие «А».
«В» принимает множество различных форм, потому что существует множество видов когниций. В РЭПТ, однако, нас интересуют главным образом рациональные взгляды, которые, как мы предполагаем, ведут к продуктивному поведению, и иррациональные взгляды, ведущие, согласно нашей теории, к саморазрушительному и асоциальному поведению.
Основные виды «В»: безоценочное наблюдение; безоценочное заключение; позитивные оценки-предпочтения; позитивные оценки-долженствования; негативные оценки-предпочтения; негативные оценки-долженствования.
Следствия («С») активирующих событий («А»)
и взгляды («В») на «А».
«С» всегда порождаются взаимодействием «А» и «В». «С» всегда находиться под значительным влиянием «А», хотя и не вызывается им напрямую, потому что люди, естественно, в той или иной мере реагируют на стимулы окружающей их среды. Более того, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» весьма существенно.
Когда «С» представляет собой эмоциональное расстройство, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако иногда эмоциональные нарушения могут происходить от сильных «А», например, от стихийных бедствий, таких как наводнение. Эмоциональные расстройства могут быть и следствием соматических факторов, которые не зависят от «С» и все же фактически могут их обусловливать.
Когда «С» были вызваны или в значительной степени определены сильными и необычными «А» или физиологическими факторами, они также сопровождаются проявлением соответствующих «В».
«С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. «С», которые обуславливают «А» и «В», почти никогда не бывают чистыми или монолитными, они частично включают «А» и «В», неизбежно взаимодействуют с ними. Так, если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии.
«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других.