Результаты эмпирических исследований феномена психологической дистанции
Первыйэтап исследования посвящен изучению особенностей категоризации социального окружения современными российскими предпринимателями. Сорока двум предпринимателям малого и среднего бизнеса был предложен список основных групп их социального окружения и дано задание разделить его на четыре категории по величине «психологической дистанции» При анализе результатов обращает на себя внимание то, что предприниматели чувствуют существенную разницу между всеми предложенными социальными группами, даже теми, разница между которыми первоначально вызывала некоторое сомнение, в частности, между группами «компаньоны» и «соучредители». Первая группа оказывается психологически значительно ближе предпринимателям. Видимо, эта группа воспринимается ими менее формально. Интерес представляет также различие в психологической дистанции между предпринимателями и социальными группами «поставщики» и «потребители». Тот, кто потребляет продукцию и может выставлять рекламации, находится на большей психологической дистанции, чем тот, кому предприниматель предъявляет претензии сам. Видимо, здесь решающую роль играет фактор «отношения зависимости». Разделение социального окружения на 4 категории по величине психологической дистанции показало, что первый (ближайший) круг, как и ожидалось, включает семью, типичными представителями второго являются друзья, а также компаньоны, третий круг составляют примерно с близкой частотой подчиненные, поставщики, соучредители, сподвижники и четвертый - государство, общество, потребители и клиенты.
Таким образом, в сознании предпринимателей обнаружена четкая дифференциация социальных групп в зависимости от психологической дистанции с ними. Следовательно, психологическая дистанция с представителями различных социальных категорий действительно может определять, наряду с другими факторами,
различия в отношении личности, в частности, к соблюдению нравственных норм [7],
Вторым этапом исследования стало изучение имплицитных представлений личности о феномене психологической дистанции. Двадцати испытуемым было предложено в свободной форме описать: 1) по каким критериям они разделяют свое социальное окружение на категории с разной степенью психологической близости - удаленности; 2) какие чувства они испытывают по отношению к представителям близких и дальних социальных категорий. При обработке описаний учитывались все критерии и чувства, выделенные испытуемыми, независимо от частоты упоминания Результаты приведены ниже.
В качестве критериев категоризации были названы- статус, доверие, заинтересованность в контактах, плодотворное взаимодействие, длительность контактов, отношения зависимости, степень взаимного влияния, вид взаимодействия, общие цели, задачи, общие культурные традиции, единые поведенческие нормы, полнота информации.
В отношениях с психологически близкими категориями присутствуют: любовь, понимание, поддержка, комфорт, естественность поведения, забота, взаимное доверие, общие интересы, общие ценности, взаимопомощь, ощущение единства, удовлетворенность контактами.
Для отношений с психологически далекими категориями характерно: отсутствие заботы, внимания, различные интересы, неприязнь, отсутствие доверия, различные цели, интересы, вынужденное взаимодействие, отсутствие непосредственных контактов, отсутствие ответственности, отчужденность, неестественность поведения.
Как видно из результатов, критерии категоризации социального окружения во многом совпадают с факторами, выделенными в приведенном выше теоретическом анализе: статус, сходство атгитюдов, мотивационные факторы, эмоциональная оценка Второй важный вывод - нет существенной разницы между рядами факторов категоризации ближайшего окружения и удаленных групп. Качественный анализ описаний испытуемых показал, что некоторые критерии существенно меняют степень выраженности и знак в зависимости от психологической дистанции, другие, хотя и оказывают, по мнению испытуемых, влияние на категориза-
цию (например, отношения зависимости), но присутствуют примерно в равной степени как при характеристике самых близких, так и самых удаленных групп. Наименьший уровень зависимости отмечается ими в отношениях с группами, находящимися на средней дистанции. Чувства симпатии максимальны с близким кругом, затем они уменьшаются до безразличия, далее возрастает антипатия, однако, по отношению к наиболее удаленным группам опять чувствуется безразличие (т.е. «пилообразная» зависимость). Таким образом, становится понятно, что психологическая дистанция имеет сложную структуру, отдельные компоненты которой могут изменяться нелинейно при возрастании психологический удаленности социальных групп.
Продолжением изучения имплицитных представлений личности о психологической дистанции стал третий этап исследования, в котором принимали участие 60 человек (30 менеджеров разного уровня и 30 студентов-психологов). Испытуемым было предложено заполнить специальный бланк (Приложение 1), содержащий следующее задание: определить «по каким качествам или свойствам одни социальные группы «психологически ближе» к ним, чем другие». По результатам опроса был составлен список, включающий 17 выделенных соответствующих качеств. В список были включены все качества, названные испытуемыми, независимо от частоты упоминания.
На четвертом этапе тем же 60-ти испытуемым предлагалось оценить по 5-балльной шкале значимость каждого го 17ги качеств-элементов имплицитных представлений о психологической дистанции, полученных на предыдущем этапе. Бланк этого опросника помещен в Приложении 2. Статистическая обработка результатов показала, что первые 5 рангов значимости распределились следующим образом: 1. Доверие, 2. Уважение, 3. Взаимопонимание, 4. Надежность, 5. Поддержка.
Цель пятого этапа- выявить основные факторы категоризации социального окружения (критерии психологической дистанции) Испытуемые (60 человек) должны были оценить по 5-балльной шкале степень выраженности каждого из 17-ти качеств в отношении наиболее психологически близкой к ним социальной группы. Был выполнен факторный анализ и получена 7-факторяая структура, объясняющая 75% дисперсии. Выделены следующие факторы: 1) Приязнь (приязнь, привязанность, любовь, принятие);
2) Доверие (доверие, единство, взаимопонимание); 3) Поддержка (поддержка, надежность, принятие); 4) Отношения зависимости (отношения зависимости, возможность контролировать). 5) Взаимные обязательства (взаимные обязательства, чувство ответственности); 6) Уважение (уважение, взаимопонимание, любовь); 7) Одинаковое восприятие мира (одинаковое восприятие мира, общие интересы).
Анализ критериев категоризации показывает, что при определении психологической дистанции имеют место как эмоциональные компоненты - «приязнь», так и когнитивные - «уважение», «доверие», «одинаковое восприятие мира» И те и другие можно отнести к «внутренним» составляющим, а также, выделены «внешние» - «отношения зависимости». Кроме того, можно выделить инструментальные составляющие, проявляющиеся на поведенческом уровне - например, «поддержка» Следовательно психологическая дистанция имеет сложную многокомпонентную структуру.
Важно отметить, что в последнее время пристальное внимание исследователей обращено на феномен доверия В литературе нет единого общепринятого определения понятия «доверие», которому посвящены работы Э. Эриксона [24], Л Хосмера [28], Т.П. Скрипкиной [16], ПН Шихирева [20], АЛ Журавлева и В.А. Сумароковой [6], Р. Левицки и Б. Банкер [29] и многих других. В обыденном сознании также нет единства (в настоящем исследовании фактор доверия выделен только в 7-факторной структуре, хотя по значимости при ранжировании оно на 1-м месте), Качественный анализ показал, что у групп менеджеров и студентов разное понимание доверия. В исследовании Л.Л. Дикевич [3] у различных социальных и возрастных групп фактор доверия содержит абсолютно несовпадающие переменные. Таким образом, становится понятно, что даже отдельные критерии психологической дистанции, как, например доверие, в свою очередь, имеют сложную структуру и несколько стадий развития. Важно отметить, что переменные, которые некоторые исследователи {например Р Левицки, М. Стивенсон, Б Банкер [29]) используют как показатели доверия, совпадают с критериями психологической дистанции. Например, по мнению Л. Хосмера и других авторов, возможность контролировать и расчет несовместимы с понятием доверия [28]. Таким образом, исследуя феномен доверия и понимая, что доверие является одной из важнейших детерминант меж-
личностного и межгруппового поведения, исследователи часто не стремятся разграничить его с другими факторами, влияющими на поведение (факторами психологической дистанции) Неслучайно, после переработки методики Р. Левицки и Б Банкер, состоявшей первоначально из 50 утверждений, были исключены 35, причем именно те, что относятся к следующим показателям: возможности контролировать и отношениям зависимости, приязни, надежности, поддержке, взаимным обязательствам, чувству ответственности Таким образом, эти показатели были включены в опросник потому, что авторы понимали их большое значение в качестве детерминант поведения, однако дополнительное исследование показало, что они не относятся непосредственно к феномену доверия По нашему мнению, они являются частью другого, более общего феномена, того, который мы называем психологической дистанцией.
Поставленная задача устранения концептуальной несогласованности требует анализа факторной структуры феномена доверия На основании теоретического анализа работ ряда исследователей можно выделить факторы, наиболее часто упоминаемые разными авторами и хорошо ими обоснованные предсказуемость (знание), надежность, сходство (единство, тождественность). Более подробно это рассмотрено в отдельной работе, посвященной исследованию межличностного доверия [10]. Только определив основные факторы межличностного доверия, можно разграничить это понятие с более общим феноменом -психологической дистанцией.
Итогом эмпирического исследования является выделение критериев социально-психологической дистанции. К ним относятся, приязнь, доверие (единство, надежность, предсказуемость), отношения зависимости, взаимные обязательства, уважение, одинаковое восприятие мира. Необходимо отметить, что дальнейшие эмпирические исследования могут существенно скорректировать совокупность факторов категоризации социального окружения.
Выводы
1, Психологическая дистанция - феномен, достаточно четко представленный в обыденном сознании и определяющий психологические отношения личности к объектам социального, материального и идеального мира.
2 Психологическая дистанция с представителями различных со-
циальных категорий - результат категоризация индивидом социального окружения. Функции категоризации упорядочение информации, упрощение выбора стратегий поведения, социальная идентификация и другие - позволяют оценить влияние, которое оказывает психологическая дистанция на деятельность, поведение и на другие отношения личности, в частности, на отношения к соблюдению нравственных норм.
3 Критерии психологической дистанции (они же факторы категоризации) универсальны как для межличностных, так и для межгрупповых отношений Эмпирически выделены следующие критерии социально- психологической дистанции- приязнь, доверие (единство, надежность, предсказуемость), отношения зависимости, взаимные обязательства, уважение, одинаковое восприятие мира.
4. На оценку психологической дистанции влияют не только собственные отношения индивида, но и воспринимаемые или прогнозируемые отношения других участников взаимодействия (акцент на взаимности). Исследование показало, что предприниматели оценивают как психологически более близкую ту группу, которую могли лучше контролировать
5. Изменение факторов психологической дистанции на протяжении ее континуума носит нелинейный характер. Так, для социальных групп, находящихся на средней психологической дистанции характерен наименьший уровень фактора «отношения зависимости». Симпатия максимальна в отношениях с близким кругом, затем она уменьшается до безразличия, в дальнейшем возрастает антипатия, но по отношению к наиболее удаленным группам опять возникает безразличие
Заключение
Настоящая работа представляет собой начальный этап исследования феномена психологической дистанции. Проведенный теоретический анализ позволил определить место понятия «психологическая дистанция» в системе более общих психологических понятий.
Определение психологической дистанции. В содержании «психологической дистанции» соединены воедино когнитивные, эмоциональные и мотивационные аспекты. Это позволяет считать, что по своей природе ока есть - психологическое отношение (инте-
гральный показатель психологического отношения)- традиционное понятие отечественной социальной психологии Согласно определению В.Н. Мясищева: «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [12, с 210] И что не менее важно; (деятельность и поведение одной и той же личности в каждый данный момент определяется ее отношениями, вытекающими в свою очередь, из истории развития личности, т.е. из всей объективной общественно-исторической действительности» [12, с. 120] Развернутое определение психологической дистанции выглядит следующим образом Психологическая дистанция - результат категоризации индивидом окружающего мира, представляет собой психологическое отношение к объекту социального, материального, идеального мира, представленное в сознании индивида в пространственных и кинестетических эмоционально окрашенных образах Частным случаем психологической дистанции является социально-психологическая дистанция, т е. отношение к социальному объекту.
На основании теоретического анализа сделано предположение о существовании единых факторов категоризации социального окружения как для межличностных так и для межгрупповых отношений. Эмпирическое исследование, посвященное изучению имплицитных представлений личности о психологической дистанции, подтвердило это. Были выделены следующие факторы приязнь, доверие, поддержка, отношения зависимости, взаимные обязательства, уважение, сходное восприятие мира В свою очередь каждый из этих факторов заслуживает отдельного изучения, т к имеет сложную структуру. Например, межличностное доверие включает в себя факторы единства, надежности и предсказуемости. Таким образом, устранена концептуальная несогласованность терминов «социальная дистанция», «психологическая дистанция», « межличностное доверие» и сформулировано определение психологической дистанции
Особенность эмпирического исследования состоит в том, что изучались не отношения диады («своя группа - чужая группа»), а категоризация всего социального окружения личности Учитывая, что некоторые социальные группы входят одна в другую, а некото-
рые существуют обособленно, проблема идентификации, стоящая перед индивидом, очень сложна Однако именно такую категоризацию личность осуществляет в процессе познания реального мира
Факторная структура социально-психологической дистанции требует дальнейшего изучения Интересно также рассмотреть связи и взаимное влияние психологической дистанции и других психологических явлений.
Литература
1 Андреева ГМ Психология социального познания. 2-е изд М Аспект Пресс, 2000 288с
2 Брунер Дж О перспективной готовности // Хрестоматия по ощущению и восприятию М, 1975 С. 134-152
3. Дикевич Л Л Обыденные представления о порядочном человеке
Автореф дисс. канд псшсол наук М., 1999 4 Доценко Е.Л Психология манипуляции, феномены, механизмы и
защита М. ЧеРо, 1997 344с.
5. Доценко. Е.Л. Семантика межличностного общения Автореф дисс. доюп. психол наук М., 2000.
6. Журавлев АЛ., Сумарокова В А Доверие предпринимателей к , разным видам организаций- региональные особенности // Соци* алъно-психологическая динамика в условиях экономических изме- ! нений / Отв ред А Л Журавлев, Е В Шорохова М Изд-во «Ин- ! статут психологии РАН», 1998 С 258-272 '
7. Журавлев АЛ, Купрейченко А Б. Отношение современных россии- Ч ских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения. // Социально-психологические исследования руководства и \ предпринимательства / Отв ред А Л Журавлев Е В Шорохова
М Изд~во «Институт психологии РАН», 1999 С 89-109 ,
8 Кон НС. Дружба. М, 1987 \
9 КроншАА, Кроник ЕА Психология человеческих отношений Дубна' Издательский центр «Феникс», Изд-во «Когито-Центр», 1998 224с ,
10 Купрейченко А.Б Межличностное доверие как фактор психоло- ! гической дистанции //Психология созидания. ЕжегодникРПО Т. \\ 7. Вып 1. Казань, 2000 С. 90-91.
11 Моль А Социодинамика культуры М, 1973. С 76
12 Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. 1960.
13 Обозов Н.Н. Межличностные отношения Л. • ЛГУ, 1979
14. Психологическая диагностика' проблемы и исследования М, 1981 1
15. Рубинштейн С Л Принципы и пути развития психологии М, 960
16 Скрипкина ТП Доверие к миру- онтологический аспект //Пси- хологическип вестник. Ростов-на-Дону, 1997 Вып 2
17 Современная психология' Справочное руководство / Отв. ред В.Н. Дружинин. М. Инфра-М, 1999 688с.
18. Сушкоа И. Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект, ИПРАН, 1999. 448с.
19. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-eo: «Советская энциклопедия», 1983.
20. Шихирев П.Н. Взаимное доверие как основа деловой этики. //Доверие - ключ к успеху экономических реформ (материалы круглого стола). М.: Институт экономики РАН, 1998. 208с.
21. Шихирев П.Н Современная социальная психология М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. 448с
22. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную семантику. М, 1983.
23. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М. • ООО «Издательство ACT». 1997. 304с
24. Эриксон Э Детство и общество. М.: Издат. группа «Прогресс». 1996.
25. Alen V.L. nfra-group, ntra-group and nter-group: construmg levels of organzaton n socal nfluence. // Perspectves on Mnorty nfluence. / Ed. S. Moscovc & E. Van Avermaet. Cambrdge Unversty Press, 1985. P.217-238.
26. Berry . A functonal approach to the relatonshp between stereotypes and famlarty Austral. . Psychol. 1970. V 22. N1.
27. Dfferentaton between socal groups: Studes n the socal psychology ofntergroup relatons /Ed. H. Tafel, London: Academc Press, 1978
28 Hosmer L. T. Trust: the connectng lnk between organsatonal theory and phlosophcal ethcs. //Academy ofManagement Revew. 1995 V. 20. N2. P.379-403.
29 LevckyR. , Stevenson M., Bunker B.B. The three components of nterpersonal trust: nstrument development and dfferences accross relatonshps The Oho State Unversty: WPS. Feb. 1997.
30. Park R.E, Burgess E W. ntroducton to the Scence of Socology. Chcago, 1921.
31. Socal cognton. /Ed. . Forgas. London. Academc Press, 1981.
32. Sorohn PA. Socal and Cultural Dynamcs. N.Y.: The Bedmnster Press, 1962. V.. Ch.l.
33. Sorokn P.A. Socal and Cultural Moblt. London: Coller-Macmllan, 1964.
34. Tafel H. Experments n a vacuum. // The context of socal psychology. /Ed. . srael, H. Tafel London: Academc Press, 1972.
35. Tafel H. Human groups and socal categores- Studes n socal psy-hology. Cambrdge Unversty Press, 1981.
Приложение 1. Бланк для изучения имплицитных представлений личности о психологической дистанции с представителями различных социальных категорий (для менеджеров)
Инструкция. Уважаемые господа, просим Вас принять участие в исследовании проводимом институтом психологии РАН Цель исследования - различия в восприятии «психологической дистанции» между различными социальными группами.
Вам предлагается примерный перечень социальных групп, опишите, пожалуйста, по каким качествам или свойствам одни из них психологически ближе к Вам, чем другие:
Семья
Друзья
Сотрудники отдела
Непосредственное руководство
Руководство предприятия
Подчиненные
Клиенты
Поставщики
Потребители
Представители гос. органов
Общество в целом
1. Я думаю, что некоторые группы людей мне ближе
потому, что*_____________________________________
2 По отношению к наиболее удаленным группам, я испытываю: