Билль о правах вашего внутреннего ребенка 2 страница
законченные процессы, связанные с ее рождением. Джулия
вспомнила то ужасное одиночество, которое она испытывала
в больничном инкубаторе в течение проведенного в нем ме-
сяца. Джулия заключила воспитательный контракт с Дженей
по исправлению ошибок своих родителей. Она собиралась
прийти на следующий сеанс, чтобы поработать над своим
чувством одиночества.
На следующем сеансе Дженей и Джулия с помощью ди-
ванных подушек и одеяла воссоздали инкубатор, внутри ко-
торого находилась Джулия. Длительное время она лежала
спокойно. Дженей понимала, что существуют невыраженные
переживания, связанные с этой ситуацией, поэтому решила
воспроизвести подлинную сцену и на какое-то время вышла
из комнаты. Выходя, с шумом закрыла за собой двери — так,
чтобы Джулия это услышала и поняла: все ушли, она осталась
одна. Однако Дженей продолжала наблюдать за Джулией и
прислушиваться сквозь дверное стекло, полностью контро-
лируя, таким образом, ситуацию. Через минуту-другую Джу-
лия начала всхлипывать. Всхлипывания звучали все громче
и громче, пока не стало ясно: она достигла своих глубоких
внутренних переживаний.
В этот момент Дженей вернулась в комнату, стянула оде-
яло с «инкубатора» и обхватила Джулию руками. Джулия об-
няла Дженей за шею и тесно прижалась к ней. В таком поло-
жении они оставались пятнадцать или двадцать минут, пока
Джулия полностью не успокоилась. Она начала рассказывать,
как к ней вернулся страх, пережитый тогда в инкубаторе, ка-
кой беспомощной она себя чувствовала, когда не могла по-
звать кого-нибудь, и как боялась того, что если к ней никто
не подойдет, то она умрет. Теперь мы поняли, что ситуация с
инкубатором была повторением ее первоначальной травмы.
Незаконченная часть исцеления являет собой составную
часть ее процесса рождения и предполагает воссоздание сце-
ны, но уже с включением упущенного правильного поведения
родителей. Мы спросили Джулию, хочет ли она вернуться в
период, проведенный в инкубаторе, и получить то, чего она
была лишена в первый раз. Она ответила, что, как ей кажет-
ся, она готова сделать это. Она свернулась калачиком на полу,
а мы восстановили вокруг нее инкубатор. После нескольких
минут молчания спросили, что она хотела бы получить, когда
была тем крошечным младенцем. Она ответила, что самым
страшным для нее было одиночество и отсутствие матери.
В этот раз она хотела, чтобы Дженей, исполняя роль ее мате-
ри, пришла к ней и вместе с ней очутилась бы в инкубаторе.
Мы сделали инкубатор немного просторнее, Дженей
опустилась на пол и забралась под одеяло к Джулии. К это-
му времени она начала ощущать эмоциональное истощение,
вызванное впечатлениями от сеанса. Она свернулась комоч-
ком рядом, глубоко вздохнула и заснула. Несколько минут
они лежали так, вместе, в этом тихом убежище. Через какое-
то время Джулия расправила свое сжатое в комок тело, и ее
глаза распахнулись. Счастливо улыбаясь, увидев, что Дже-
ней находится рядом с ней, она потянулась и села. Дженей
тоже села. Мы увидели, что Джулия вернулась из прошлого
и вошла в свое нормальное состояние сознания, показывая,
что эта часть работы завершена.
Несколько минут мы сидели и обсуждали сеанс, решая,
что еще могло остаться незавершенным. Джулия сказала, что
она склонялась к тому, чтобы сделать свою жизнь такой же
одинокой и бессодержательной, как ее инкубатор. Поэтому
мы обсудили виды занятий, направленных на проявление за-
боты о себе, которые она могла бы выполнять, чтобы осво-
бодиться от этих ощущений. Джулия предложила несколько
вариантов, которые она обещала проделывать регулярно. Она
рассказала, насколько полезной была для нее возможность
увидеть, что она смогла изменить свое детское убеждение о
том, что «жизнь — это инкубатор», создавая для себя новые
благоприятные ощущения.
Джулия обнаружила и другие пропущенные части в сво-
ей жизненной драме и заключила отдельные психотерапевти-
ческие контракты, чтобы поработать над ними. На протяже-
нии курса, длящегося несколько месяцев, она избавилась от
своих старых моделей. Она заметила, что убеждение «что-то
упущено», с которым она начинала курс психотерапии, изме-
нилось на убеждение «что-то незакончено».
Поскольку Даг и Джулия поняли, что Джулию изначаль-
но привлекло к Дагу то обстоятельство, что она ожидала от
него исполнения роли Тима в ее жизненной драме, они ре-
шили пересмотреть свои отношения. Они начали замечать,
насколько на самом деле несовместимы во многих вопросах.
Например, Джулия в эмоциональном смысле была новорож-
денным ребенком. Она увидела, что в детстве у нее имелись
пробелы в развитии, и что она никогда не была по-настояще-
му независимой. Она всегда находилась под присмотром кого-
то, кто исполнял для нее роль родителя. Она никогда не была
настоящим подростком или не училась тому, как правильно
вести себя с мальчиками. Она не встречалась ни с кем, кроме
Дага, поэтому чувствовала, что ей необходимо получить боль-
ше опыта в мире отношений между мужчиной и женщиной.
Она честно сказала Дагу, что он женился на эмоциональ-
ном ребенке, и что ей надо повзрослеть, прежде чем они
смогут иметь поистине взрослые отношения. Она хотела от-
делиться и попытаться какое-то время пожить одной. В ко-
нечном итоге, они решили развестись. Они приводили своих
детей на сеанс психотерапии. Джефф, трехлетний мальчик,
имел проблемы с выражением своих чувств словами. Однако
свое расстройство он проявил невербальным способом, ме-
тодично разломав на мелкие кусочки целую коробку из шес-
тидесяти шести цветных карандашей.
Когда мы увидели, как эти действия помогли ему осво-
бодиться от эмоций, мы начали поддерживать его одобри-
тельными возгласами. В конце концов, он вскочил на ноги
и попрыгал по обломкам карандашей. Мы были вне себя
от радости по поводу того, что Джефф действительно смог
выразить свои чувства. Даг и Джулия заключили контракт о
совместном воспитании, который будет удовлетворять пот-
ребность Джулии побыть одной, а также поддерживать пот-
ребность их детей в дальнейшем воспитании.
Даг и Джулия с уважением отнеслись друг к другу — к
тому, кто они были на самом деле и что им действительно
было нужно — используя мягкий и спокойный способ расста-
вания и считая полученный опыт возможностью для дальней-
шего роста. Нам показалось это необычайно трогательным —
быть частью таких любящих отношений. Мы признательны
им за их нежное отношение друг к другу и за тот способ, с
помощью которого они смогли создать для других пар но-
вую модель расставания, не превращая друг друга в злодеев.
Поиск и устранение проблем
Как заботиться о своем внутреннем ребенке
Запишитесь на курс массажа.
Принимайте горячие ванны или ванны с пеной или маслом для
ванн.
В течение дня выделяйте себе время для того, чтобы побыть в
одиночестве и поразмышлять о своем внутреннем ребенке.
Регулярно совершайте пешие прогулки на природе.
Ежедневно позволяйте себе короткий дневной сон.
Спокойно занимайтесь медитацией в специально отведенном для
этого месте или в своей комнате.
Слушайте красивую музыку.
Обязательно дружите с кем-то, кто будет держать вас на руках
или гладить по спине.
Записывайте в журнал свои ощущения по поводу исцеления ва-
шего внутреннего ребенка.
Регулярно пишите письма вашему внутреннему ребенку, сооб-
щая, что вам в нем нравится.
Расположитесь напротив зеркала и, рассматривая себя, учитесь
любить все части вашего тела.
Говорите вашему внутреннему ребенку ласковые слова.
Напишите на бумаге развивающие позитивные высказывания и
продиктуйте их на какой-нибудь звуконоситель, чтобы прослу-
шивать их каждый день по дороге на работу и обратно и перед
тем как лечь спать.
Разговаривайте с вашим внутренним ребенком каждый день,
используя для этого куклу, плюшевого мишку или любую дру-
гую мягкую игрушку, чтобы представить себе вашего внутрен-
него ребенка.
Пойте вашему внутреннему ребенку. Сочините ему песенки, ко-
торые поддержат его.
Сводите своего ребенка в цирк или поиграйте с ним в парке.
УПРАЖНЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ:
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА
ПРОТИВОСТОЯНИЯ С ВАШИМИ РОДИТЕЛЯМИ
Выполняйте это упражнение с надежным партнером или
психотерапевтом, который будет руководить процессом, под-
держивать и наблюдать за вашими ощущениями. Выполнение
этого упражнения может занять около двух часов работы с
каждым родителем, в зависимости от того, сколько предвари-
тельной работы с родителями вы проделали. Это упражнение
позволит вам сыграть обе партии: вашу роль и роль ваших ро-
дителей. Возможно, вы захотите выполнить его с вашими на-
стоящими родителями, если они окажутся готовыми к этому.
В этом случае мы рекомендуем выполнять упражнение под
руководством психотерапевта, от которого вы получите уме-
лую поддержку, если вдруг процесс вызовет трудности или
выйдет из-под контроля в связи с сильными переживаниями.
1. Решите, с кем из родителей вы хотите завершить про-
цесс в первую очередь. Представьте себе образ этого родителя
(или его очертания), сидящим напротив вас, чтобы осущест-
вить процесс, во время которого он или она будет говорить
правду, а также слушать и признавать вашу правду.
2. Сообщите этому родителю о каких-либо невысказан-
ных чувствах (например, обиде, скорби, стыде, возмущении),
которые вы сохранили по отношению к нему или к ней до
сих пор.
А. Сообщите этому родителю, что он сделал или не сде-
лал, чем вызвал у вас обиду. (Используйте для этого оба спис-
ка из упражнения «Ошибки бездействия и действия», приве-
денного в конце второй главы.)
Б. Сообщите этому родителю, что вы чувствовали, ког-
да он осуществлял или не осуществлял эти действия (при
необходимости, физически изображая какие-либо чувства).
В. Сообщите этому родителю, как каждое из этих дейс-
твий повлияло на вашу жизнь.
Г. Сообщите этому родителю, что вы осознали, какие
опасные неосознанные соглашения вы заключали с ним. (На-
пример: «Я сделаю это для тебя, если ты сделаешь это для
меня».) Сообщите ему о том, почему это было опасно для
вас. (Примечание: эти соглашения никогда не обсуждаются
напрямую, но обе стороны понимают, что они есть и что это
за соглашения.)
3. Сообщите этому родителю о новом полезном согла-
шении, которое вы хотите заключить, и попросите его со-
гласиться. (Например: «Что я хочу от тебя сейчас, это... Ты
готов с этим согласиться?»)
4. Поменяйтесь местами, возьмите на себя роль вашего
родителя и ответьте на этот вопрос.
5. Психотерапевт или партнер проверяет, завершена ли
эта часть процесса. Было ли четко сформулировано опасное
соглашение? Были ли выражены чувства? Было ли новое по-
лезное соглашение четко сформулировано?
Основные выводы
Необходимо продолжать самовоспитание во взрослом возрасте,
чтобы заполнить пробелы, оставленные в вашем развитии, с тем
чтобы вы смогли стать полностью дееспособной и самодостаточ-
ной личностью.
Менее одной десятой процента взрослого населения всего зем-
ного шара успешно завершило в детстве развивающие процес-
сы созависимого и контрзависимого этапов развития. Чего же
вы ждете?
Одной из самых больших ваших проблем может быть освобожде-
ние от модели ненависти к себе. Понаблюдайте, как вы разгова-
риваете с собой, выясните, является ли ваш внутренний диалог
ласковым и поддерживающим или полным ненависти.
Осуществляя процесс завершения с каждым родителем, вы ус-
траните большинство препятствий для создания и сохранения
близких и преданных отношений.
КОНФЛИКТ
И БЛИЗОСТЬ
Встреча двух людей подобна контакту
двух химических веществ:
если происходит какая-то реакция —
оба изменяются.
КАРЛ ЮНГ
Большинство людей никогда не сталкивались с таким
решением конфликта, который помогает им исцелить трав-
му, связанную с развитием, и стать ближе. Это достойно
сожаления, потому что избавиться от непродуктивных мо-
делей поведения, не обладая навыками решения конфлик-
тов, невозможно. Как мы говорили в третьей главе, взаи-
модействия в драме на основе травмы и в драматическом
треугольнике переполнены возможностями возникновения
конфликта. Конфликт может также сигнализировать о том,
что вас вовлекли в психологическую игру (см. книгу Эри-
ка Берна «Игры, в которые играют люди») [1]. В этой главе
мы предлагаем несколько эффективных духовных методов
работы с конфликтами, которые помогут вам стать ближе к
тем, кого вы любите.
Глава 11
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ
НА КОНФЛИКТ
Когда конфликт возникает в классе или в группе, которую
мы обучаем, многие участники готовы заползти под ближай-
ший стол или выбежать за дверь. Такое отсутствие опыта в по-
нимании конфликта и уверенности в том, что конфликт может
быть решен без причинения людям эмоционального, физиче-
ского, ментального и духовного вреда, создает целый ряд нега-
тивных взглядов и впечатлений о конфликте. Ниже приводятся
лишь некоторые из самых распространенных ограниченных и
негативных мнений, присущих людям по поводу конфликта.
Конфликт — это плохо.
Конфликт — это страшно.
Конфликт опасен.
Конфликт разрушителен.
Конфликт означает, что кто-то проигрывает.
Конфликт трудно контролировать.
Конфликт нарастает и становится неуправляемым.
Конфликта надо избегать любой ценой.
Люди с созависимыми и контрзависимыми проблемами
подходят к конфликту по-разному. Созависимые обычно отно-
сятся к нему более пассивно: они вступают в конфликт, ожи-
дая закончить его в роли жертвы, и самое лучшее при этом,
на что они могут надеяться, это — заставить людей пожалеть
их, надеясь таким образом удовлетворить свои потребности.
Контрзависимые относятся к конфликту более агрессив-
но и обычно выходят из него в роли преследователя. Оста-
ваясь в этой роли, они могут скрывать свои потребности в
близости и чувствовать себя в безопасности, не подпуская
никого близко. Они стремятся избегать ситуаций, в которых
их могут счесть несправедливыми или виновными в возник-
новении конфликта, потому что это может указывать на то,
что у них есть недостатки, а это, в свою очередь, способно
разрушить их защиту, основанную на нарциссизме, и сделать
их более уязвимыми для критики или стыда.
Так или иначе, для обоих типов людей самым распростра-
ненным подходом к решению конфликта является стремление
избегать его любой ценой.
КАК СОЗАВИСИМАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
ВЛИЯЕТ НА КОНФЛИКТ
Для людей с созависимыми проблемами поведения пре-
бывание в ситуации конфликта являет собой одно из самых
трудных состояний, потому что конфликт всегда вызывает у
них травмирующие воспоминания. Они обнаруживают, что
внезапно возвращаются к воспоминанию о детском конфлик-
те, во время которого они пережили душевную травму, и кото-
рый заставляет их чувствовать себя маленькими, беспомощ-
ными и напуганными. Негативные переживания, связанные с
конфликтом, побуждают их избегать конфликта, создающего
дилеммы в их отношениях. Им приходится выбирать между
предотвращением конфликта и удовлетворением своих пот-
ребностей. Если они будут избегать конфликта и оставаться
пассивными, то будут также избегать и своих детских пережи-
ваний. Если они будут пытаться удовлетворить свои потреб-
ности и при этом сталкиваться с конфликтом, они могут по-
страдать. Такого рода дилемма заставляет их прибегать к ма-
нипулированию или другим обходным путям удовлетворения
своих потребностей, дающих возможность изображать себя
жертвой. Так они стараются обойти конфликт, которого боятся.
Однако этот подход неэффективен, поскольку поддержи-
вает ведение игры, функционирование драматического тре-
угольника и прочие виды силовых игр, а также создает боль-
ше скрытых тенденций в отношениях, — все, что повышает
вероятность возникновения еще более сильного конфликта.
Самым большим недостатком уклонения от конфликта ста-
новится то, что люди, в конечном итоге, остаются разобщен-
ными и лишают себя настоящей близости.
КАК КОНТРЗАВИСИМАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
ВЛИЯЕТ НА КОНФЛИКТ
Все, что делает конфликт негативным переживанием для
людей с созависимыми привычками, становится позитив-
ным — для людей с контрзависимыми привычками, посколь-
ку представители этой категории заинтересованы в использо-
вании конфликта, прежде всего с тем, чтобы избегать близос-
ти. Конфликт для них — очень важный защитный механизм,
поскольку дает возможность использовать его для создания
дистанции и обеспечения безопасности, когда они чувству-
ют угрозу. Применение манипуляций с контролем, вносящих
волнение и беспорядок в отношения, позволяет таким людям
сохранять безопасную дистанцию и не сталкиваться со сво-
ими переживаниями.
Например, в типичных отношениях между созависимым
и контрзависимым человеком конфликт играет роль регули-
рующего механизма. Когда отношения становятся слишком
близкими, у человека с контрзависимыми проблемами могут
проявиться старые ощущения удушья. Вступая в роль пресле-
дователя, он или она может быстро развить бурный конфликт
и создать разобщенность между партнерами. Это незамедли-
тельно рассеивает ощущения удушья и восстанавливает чувс-
тво безопасности. Если в отношениях слишком много про-
странства, и партнер с созависимыми привычками начинает
испытывать прежние ощущения, связанные с отречением и
заброшенностью, он мгновенно принимает образ жертвы и
создает конфликт, рассчитанный на то, чтобы вернуть друго-
го участника отношений к тесному общению. Это помогает
развеять ощущение брошенности и убедиться в том, что его
не бросят, по крайней мере, до тех пор, пока длится конфликт.
Несмотря на то, что конфликт играет роль важного ме-
ханизма регулирования степени близости и разобщенности в
неправильно функционирующих отношениях, он также пре-
дотвращает создание устойчивой близости и мешает обоим
участникам отношений обращать внимание на свои неудов-
летворенные потребности в привязанности и отделении, ос-
тавшиеся у них с детства. По этой причине возрастает чис-
ло людей, стремящихся к близости и к урегулированию не-
решенных конфликтов.
НОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ,
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Со временем люди — особенно с контрзависимыми при-
вычками — начинают понимать, что их замкнутые, защитные
реакции в конфликтной ситуации в конечном итоге приводят к
чувству изоляции, одиночества и отчуждения. Когда это ощу-
щается достаточно болезненно, они могут решиться на новые
предпочтения. По мнению Джордана и Маргарет Пол, сде-
лать другой выбор — означает для них последовать по пути,
который они называют путем познания [2]. Этот путь сосре-
доточен на двух видах познания: изучение другого человека
и изучение себя. Для обоих видов требуется сопереживание,
о котором мы говорили в седьмой главе. Только милосердие
и забота о своем израненном внутреннем ребенке и изранен-
ном внутреннем ребенке другого помогут использовать кон-
фликтные ситуации для того, чтобы больше узнавать о себе
и о других людях.
Осознание личных душевных ран и душевных ран других
может устранить главный барьер на пути к близости. Когда
этот барьер будет ликвидирован, и вы вглядитесь вдаль свое-
го пути, вы обнаружите, что находитесь на неисследованной
территории — чтобы найти дорогу, вам нужна карта. Эта до-
рожная карта состоит из нескольких частей.
Путеводитель
и механизм восстановления близости
Начните с новой формулировки цели конфликта. Вместо
того чтобы видеть путь, исполненный неизвестности, в том
числе и вредоносной, взгляните на него как на путь неизве-
данных перспектив и возможностей для совместного обуче-
ния и развития.
Чтобы отправиться в путь, вам наверняка понадобится
надежное транспортное средство для преодоления выбоин и
опасных поворотов, способное пройти по топким болотам и
бездорожью. Вашему транспортному средству придется дви-
гаться не только вперед, но иногда — при необходимости —
и назад, а также плавно менять направление движения. Это
должен быть надежный механизм, на который вы действи-
тельно можете положиться. С таким транспортным средством
вы обнаружите, что можете сохранить отношения, находясь
в процессе восстановления близости.
И, наконец, отправляясь в путь, вам необходимо сформи-
ровать представление о партнерском взаимодействии в ре-
шении конфликта, способствующем вашему продвижению
к близости. Это означает, что, кроме транспортного средс-
тва, вам также необходимы компас и навигационный прибор,
чтобы следовать правильным курсом. С таким арсеналом
поддержки вы непременно сможете с легкостью обойти все
опасные места конфликта, держа курс на достижение более
глубокой близости.
СПОСОБ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
ПУТЕВОДИТЕЛЬ И МЕХАНИЗМ
После шестимесячного проживания в Швейцарии в
1986 году мы начали составлять «дорожную карту» для ре-
шения конфликтов. Мы приехали в Швейцарию для занятий
с аналитиком Арнольдом Минделлом, последователем пси-
хологической школы Карла Юнга. Во время наших исследо-
ваний мы начали составлять первую часть нашей карты, ко-
торая показала, как наши внутренние конфликты отражаются
во внешних конфликтах.
26 апреля 1986 года произошел взрыв атомного реактора
в Чернобыле, и мы подверглись облучению, гуляя по улицам
Цюриха. Тогда мы, подобно большинству жителей разных
стран, находящихся по соседству с Советским Союзом, не
осознавали опасности. Задержка информации в отношении го-
родов, расположенных на пути распространения радиоактив-
ного заражения, изначально произошла в результате изоляци-
онистской политики Советского Союза в то время. Это стало
для нас важным уроком: мы увидели явную опасность такой
ситуации, когда соседи не общаются друг с другом мирно.
Примерно в это же самое время американские самолеты
бомбили Ливию и пытались убить генерала Муаммара аль
Каддафи. Как временные эмигранты, мы быстро поняли, что
многие европейцы не довольны американской агрессией по
отношению к одному из их изменчивых соседей. Это помог-
ло нам увидеть последствия действий Соединенных Штатов,
пекущихся только о своих интересах, и отсутствии у них бес-
покойства о благополучии соседей. Оба эти случая застави-
ли нас ясно понять необходимость выработки эффективных
методов и схем решения конфликтов. Мы решили принять
участие в решении глобального конфликта, что потребовало
от нас осуществления ряда действий.
После возвращения в Колорадо мы создали некоммер-
ческую организацию — Колорадский Институт по решению
конфликтов и творческому руководству (сейчас Институт по
решению конфликтов и творческому руководству в Каролине).
Начиная с 1986 года, мы организовали две международные
конференции по решению конфликтов, предлагали многочис-
ленные рабочие встречи, семинары и курсы, а также предста-
вили проверенную на практике собственную модель работы
с конфликтом для различных групп. В течение этого перио-
да мы проверяли, что в области решения конфликтов дейс-
твует эффективно, а что неэффективно, и что мы упустили.
На основе этого исследования мы разработали собственный
подход, который назвали Партнерским Взаимодействием [3].
Некоторые из положений этого подхода к решению конфлик-
тов перечислены ниже.
Конфликт представляет собой возможность для роста
и близости. Многие люди избегают конфликта, пото-
му что не видят благоприятных возможностей, предо-
ставляемых конфликтными ситуациями. Эффективное
решение конфликтов сближает людей и помогает им
действовать сообща.
Необходим всеобъемлющий подход к решению конф-
ликтов, чтобы помочь людям, оказывающимся в раз-
личных видах конфликтов.
Каждый человек, участвующий в конфликте, должен
играть важную роль в решении этого конфликта.
Если люди получат подробные, практические и легкие
для понимания методы, то они смогут научиться решать
конфликты быстро и эффективно.
Причины всех крупных конфликтов в отношениях меж-
ду взрослыми кроются в их неудовлетворенных разви-
вающих потребностях или неизлеченных травмах, свя-
занных с развитием.
Способ партнерского взаимодействия имеет вид линейной
карты-схемы, которой вы можете следовать, когда столкнетесь
с конфликтом. Карта покажет вам, как выбирать различные
«дороги» или варианты, в зависимости от вида конфликта,
который у вас возник. Для каждого варианта есть специаль-
ное упражнение, которое вы можете использовать, чтобы
пройти через конфликт.
Используйте пять упражнений на партнерское взаимо-
действие, предложенных здесь (из нашей книги «Решение
конфликта: способ партнерского взаимодействия»), чтобы
потренировать навыки, необходимые для успешного приме-
нения этого подхода в ваших отношениях.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ:
ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ
Упражнение
на партнерское взаимодействие № 1
Подготовка к занятию по решению конфликта
Инструкция. Используя имеющий место быть конфликт,
заполните пропуски в ниже приведенных предложениях.
Это поможет вам лучше понять процесс управления кон-
фликтом.
Шаг 1. Сосредоточьтесь на внутреннем восприятии
конфликта.
1. Я знаю, что у меня конфликт, потому что __________
_____________________.
(Размышляя о том, что же написать в свободном про-
странстве, вы обнаружили, что ваш разум попал в тупик? Вы
ощущаете тяжесть в желудке? У вас вспотели ладони? Нача-
лось головокружение? Сбилось дыхание? Или проявились
другие физические симптомы?)
2. Я ощущаю этот конфликт в своем теле — в _______
________________________. (Перечислите места, в которых
конфликт ощущается больше всего. Это может быть желудок,
грудная клетка, плечи или другие участки.)
Шаг 2. Сконцентрируйтесь.
Теперь сделайте глубокий вдох и выдохните на то место
вашего тела, где вы ощущаете напряжение. При выдохе пред-
ставьте себе, как напряжение уменьшается. После того как
напряжение ушло, перенесите свое внимание на живот, по-
ложив на него руку, сантиметра на два ниже пупка. Дышите
животом, также представляя, как ваша энергия опускается к
вашим ступням, прочно закрепляя их на земле. Почувствуй-
те поток энергии, идущий от центра земли и заполняющий
все ваше тело. Обратите внимание на ощущения вашего тела,
когда вы дышите и представляете прохождение вашей энер-
гии подобным способом — с тем, чтобы научиться быстро
концентрироваться, когда вы переживаете конфликт.
Шаг 3. Определите чувства, вовлеченные в конфликт.
1. Когда я думаю об этом конфликте, я чувствую _______
___________________________________________________.
(Определите чувство.)
2. Когда я определяю это чувство, оно говорит мне ____
___________________________________________________.
(Определите назначение этого чувства.)
Шаг 4. Определите свой типичный стиль поведения в
конфликтных ситуациях.