Особенности темпоральных характеристик нарциссической культуры и ее представителей
М.Хайдеггер отмечал, что одна из функций времени состоит в том, чтобы быть своеобразным «зеркалом», в котором отражается и внешний мир, «преломленный» через сознание субъекта, и субъективная, активная деятельность познающего субъекта [5]. Рассмотрение темпоральных характеристик может прояснить многие процессы, происходящие внутри и вне нарциссической субкультуры, а также специфику жизненного мира ЛНТ.
Если говорить о нарциссической субкультуре, как устойчивом новообразовании в современном социокультурном пространстве, то можно поставить вопрос о синхронности процессов их взаимодействия и синхронности процессов в самой нарциссической культуре. По сути, необходимо рассмотреть три ситуации согласования временной упорядоченности: 1) событий внутреннего мира нарциссической субкультуры и событий остального социокультурного пространства; 2) событий внутреннего мира ЛНТ и событий внешнего мира; 3) событий внутреннего мира нарциссической личности и внутреннего мира другой личности, как нарциссической, так и ненарциссической.
По первому пункту можно отметить, что присутствует слабая включенность нарциссической субкультуры в политическую, социальную, культурную жизнь общества, поэтому трудно говорить о каком – либо выраженном согласовании временных характеристик событий в этих практически непересекающихся мирах. Общество рассматривает нарциссическую культуру, прежде всего, с экономических позиций - как ненасытного потребителя товаров и услуг для своего Я. Экономический сектор общества формирует спектр потребностей ЛНТ и стимулирует рост потребностей в получении удовольствий и в удовлетворении «заботы о себе». При этом желания не подавляются, а, наоборот, стимулируются и используются как двигатель в развитии экономики. Все в этом процессе привязано к настоящему моменту времени и поддержанию ощущения всемогущества: «Позвони прямо сейчас и твоя мечта сбудется! Ты этого достоин! Ты лучший!» Общество ускоряет бег времени в настоящем нарциссической субкультуры в сфере потребления косметики и заботы о здоровье, психологических рекомендаций и создания очередных кумиров. Экономика предлагает для услады своего Я все новые товары и услуги, удовлетворяющие потребности, которая сама же и создает.
Подробнее остановимся на втором пункте - согласовании внешнего и внутреннего времени ЛНТ. Темпоральное пространство жизни ЛНТ характеризуется дисбалансом субъективной значимости внутреннего (психологического, субъективного) и внешнего (физического) времени. Время, в котором происходят события внутренней жизни и их переживания, у каждого представителя нарциссической субкультуры выходит на первый план. Внешний мир, из-за переориентации интересов ЛНТ на собственное Я, эмоционально разгружается. С ним разрушаются эмоциональные связи, бытие в нем не переживается в той степени, чтобы ощущать свою причастность к непрерывному потоку исторического времени внешнего мира и окружающих людей. Преимущественно через тело, с неизбежными в нем ритмическими и необратимыми процессами старения, нарцисс связан с физическим временем. Другие формы жизнедеятельности проходят или корректируются через фильтры своеобразных внутренних временных параметров. Именно этот момент – слабая синхронизация внутреннего и физического времени вызывает сомнения в возможности активного участия ЛНТ в деятельности, где имеют значение способности к планированию и принятию решений. Деятельность ЛНТ наиболее эффективна в слабоструктурированной деятельности, где результаты определяются не скрупулезной реализацией планов, а способностью откликаться на неосознаваемые импульсы и инсайты. Это отмечают и социологи, рассматривая нарциссическую культуру как явление, в большей степени, наблюдаемое на интеллектуальной сцене современности [4].
Представители нарциссической субкультуры живут настоящим временем, только в нем возможно согласование времени внутреннего и внешнего. Прошлое же внешнего мира теряется в нарциссической субкультуре и в ней не констатируется ее причастность к непрерывной череде существования поколений. Нарциссическая субкультура представлена сиротами. Они не имеют связи со своим прошлым, потому что обесценили его, но они и не способны продлить свое существование в будущее через свое потомство. Реализуя нарциссические подходы в воспитании, когда ребенок является обычным функциональным объектом – нарциссическим продолжением Собственного Я, нарциссические родители будут так же обесценены и забыты своими потомками, как ими забыты их собственные предки. Прошлое, как всей нарциссической субкультуры, так и индивидуальное, носит характер летописного прошлого, т.е. набора событий, которые не оказывают влияния на настоящее. События прошлого для ЛНТ эмоционально не наполнены, они – лишь отдельные факты биографии, которые не формируют ощущение непрерывного времени. Внешне это может проявляться в отсутствии интереса к историческому прошлому и своим предшественникам, отсутствии почитания авторитетов, признании полиморфности истин, из которого вытекает безразличие к существующим нормативам общества. В общем, опыт прошлого становится не нужным. Нарциссу легче начать заново и создать свой собственный мир, чем пользоваться чужим опытом и чужими достижениями.
Зарубежные авторы отмечают, что представления о будущем у ЛНТ пропитаны страхом, в частности, из-за кризиса доверия к политическим лидерам и пессимизмом в ожидании неизбежной катастрофы. Эти страхи приводят к росту потребностей в заботах о своем психическом и физическом здоровье, стремлении к сиюминутным удовольствиям, что можно оценивать, как проявление тенденции к избежанию возможного будущего через поиски безопасного убежища в настоящем. Одновременно с этим в воображении ЛНТ строятся радужные картины своего фантазийного будущего, не имеющие связи с реалиями настоящего, и связанные, например, с идеями собственного бессмертия или безграничного всемогущества [2], что можно рассматривать как реактивное действие защитных механизмов против этих страхов.
Своеобразие темпоральных характеристик ЛНТ оказывает влияние на структуру ее идентичности. Внешняя идентичность, как соотнесение себя с той или иной группой, субкультурой или обществом, для ЛНТ становится менее значимой: “…личность уже не должна относиться к стадному или мимикрическому типу, она должна усугублять свое отличие от прочих лиц, собственное своеобразие…” [4, с. 91]. На первый и определяющий план выходит внутренняя идентичность. Но и внутренняя идентичность, традиционно понимаемая как постоянство своего Я во времени, у ЛНТ меняется. Поскольку для ЛНТ значимо только настоящее, то идентичность обедняется до чувства самого себя только в данный момент и имеет ослабленные проспективные и ретроспективные характеристики. Неустойчивость идентичности во времени ощущается нарциссической личностью как пустота в себе, потеря самого себя.
Согласованность внутреннего времени ЛНТ при взаимодействии с Другими, определяется функциональным характером построения его взаимоотношений с ними. Именно из этой специфики построения отношений вытекает стремление ЛНТ подстроить чужое временное пространство под свое, пренебрежение чужими временными ресурсами. Однако возможно и эпизодическое, гармоничное согласование времени, когда, например, нарциссические личности объединены в получении удовольствия – в фанатичном поклонении своему кумиру, либо в эпизодической совместной деятельности.