Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.
Регулирование конфликта – это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства, методы, действия.
Регулирование конфликта начинается с признания его реальности. Легитимация конфликта становится фактом выведения конфликта из скрытой, латентной формы в проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные элементы противостояния.
Структурные методы регулирования конфликта:
§ изменение структурных факторов, изменение состава участников конфликта;
§ разъяснение требований к работе составление должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления;
§ координационные и интеграционные механизмы создание структурных подразделений в организации, которые могут вмешаться и при необходимости разрешить спорные вопросы;
§ использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов (властные, позитивные и негативные санкции со стороны руководства или согласительной комиссии);
§ разработка и реализация общих суперординарных целей организации (в частности, общий враг);
§ увеличение доступных ресурсов;
§ экспертные методы;
§ использование координационных механизмов, систем вознаграждения и поощрения.
Завершение конфликта – заключительный этап управления. Возможные формы завершения конфликта:
1. Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта:
· разделение оппонентов, например, прекращение отношений участников конфликта (увольнение с работы);
· устранение (уничтожение) одной из сторон или обеих сторон конфликта;
· исчезновение или изъятие объекта конфликта;
· устранение дефицита объекта конфликта.
2. Угасание или затухание конфликта: временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную:
· снижение значимости объекта конфликта, потеря мотива к борьбе, переориентация мотивов;
· истощение сил, ресурсов.
3. Перерастание в другой конфликт при смене объекта конфликта.
4. Подавление или отмена конфликта.
5. Урегулирование конфликта:
· выработка соглашения в результате переговоров (изменение поведения в результате уступок методом компромисса или процедуры выбора победителя при прочих равных условиях);
· разрешение конфликта (изменение установок, эффективно приводящих к окончанию конфликта), устранение основных противоречий или различий, являющихся причинами конфликта, или минимизация проблем.
Отметим, что формы завершения конфликта чаще всего подразделяются на самостоятельные или вмешивающиеся, т.е. с использованием третьих лиц. В последнем случае на современном этапе говорят об использовании переговоров через медиатора.
Медиация (от лат. mediatio) – посредничество. Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным.
Медиация – это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.
Принципы медиации – беспристрастность, конфиденциальность, добровольность.
Медиация необходима в следующих случаях:
1. Когда необходимо прийти к тому или иному решению в результате переговоров и закрепить его документально.
2. Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность.
3. Когда раздражение и эмоции препятствуют эффективному общению сторон.
4. Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства.
5. Когда стороны хотят оставаться в партнерских или добрых отношениях.
Медиация позволяет выйти сторонам из тупиковой ситуации, продемонстрировать высокий культурный уровень сторон, в то время как после судебного разбирательства все обычно заканчивается разрывом отношений и неприятными последствиями.
Конфликты, которые необходимо разрешать в суде:
1. Когда необходимо публичное оглашение спора, конфликта.
2. Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны.
3. Когда существует необходимость судебного контроля за поведением одной из сторон после вынесения решения.
4. Когда спор включает в себя уголовные и конституционные вопросы.