Проблема интерпретации ответов
При использовании опросников часто встречается тенденция давать социально желательные ответы.
Эдвардс назвал эту тенденцию «эффектом фасада» – желание выглядеть в хорошем свете в глазах других людей.
Причины эффекта:
- человек недостаточно хорошо себя знает;
- обманывается на свой счет;
- не желает признать свою ограниченность.
Терстоун: Сила социальной желательности ответа связана с более общей потребностью человека в самозащите, соц. одобрении, желании избежать критики.
Человек может также намеренно или ненамеренно ухудшать свой образ (для жалости, потребность во внимании, помощи и т.п.).
Этот эффект встречается в тех вопросах, которые описывают «хорошие» или «плохие» свойства личности, нормы поведения.
Социально одобряемые ответы присутствуют тогда, когда обследуемый устанавливает связь между собственным благополучием и ответом на вопрос.
Для измерения соц. желательности используются контрольные шкалы.
Комплекс контрольных шкал:
Пр: MMPY (Минисотский много-аспектный личностный опросник) – около 500 вопросов.
4 контрольные шкалы:
1. Шкала вопросов – учитывает количество пунктов опросника, которые обследуемый оставляет без ответа.
Существует определенное критическое число. Превышение этого числа означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. это значит, что испытуемый: 1) не замотивирован или 2) уровень его развития не соответствует необходимому.
2. Шкала лжи – оценка тенденций к социально желательным ответам.
Включает в себя такие вопросы, которые предусматривают однозначный ответ (житейские ситуации, которые могут показаться осуждаемыми моралью).
Пр: Иногда мне хочется выругаться.
Я не всегда говорю правду.
Существует критическое число, превышение которого означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. человек ориентирован на социально желательные ответы, и в других ответах человек тоже может искажать реальность.
(критическое число ≈ половина ответов данной шкалы).
3. Шкала валидности – анализ тенденции к намеренному или неосознаваемому ухудшению результатов обследования.
В ней – вопросы, касающиеся особенностей физической и психической сферы, которые редко встречаются в клинической практике, но в обыденном сознании представляются признаками нарушений, болезней.
Если количество баллов высокое, это может значить:
- мнительность, внушаемость, ипохондричность и т.д.
- невнимательность, поверхностность в работе, ответы наугад.
- тенденция давать эксцентричные ответы.
Пр: Кошмарные сны сняться мне каждую ночь.
Временами я чувствую, что я умираю
и т.д.
4. Шкала коррекции – направлена на изучение противоположной тенденции: намеренное или неосознанное улучшение результатов обследования.
- высокий показатель может означать, что обследуемый пытается сгладить впечатление о себе; м.б. проявлением защитной реакции; попытка показаться хорошим.
- низкие результаты → чрезмерная честность, самокритичность, либо нарочитая попытка показаться плохим.
Что делать при высоких показателях?
1. Повторное обследование.
2. Использовать другие методы (которые в меньшей мере подвержены соц. желательности).
ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ:
1. Опросники черт личности – разработаны на основе выделения черт личности.
При конструировании опросника происходит группировка личностных признаков (при помощи факторного анализа).
(пр: 16PF Кеттелла).
2. Типологические опросники – разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, которые не сводятся к набору признаков.
При конструировании происходит группировка самих обследуемых, а не признаков (при помощи кластерного анализа)
(пр: MMPY)
3. Диагностики мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности и позволяют установить направленность активности личности.
(пр: Ориентировочная анкета Кучера-Смехова – изучает направленность личности).
4. Диагностики интересов – предназначены для измерения/ диагностики интересов.
Пр.1: Стронг. Бланк проф. интересов – выделяет 4 параметра интересов:
1) сходство интересов клиента с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;
2) сходство интересов обследуемого с типично мужскими или типично женскими интересами;
3) степень зрелости интересов;
4) степень проф. подготовки.
Пр.2: Дифференциальный диагностический опросник Климова – определяет склонность человека к выбору профессии определенного типа.
Пр.3: Карта интересов Голомштока – выделяет склонность человека к определенной профессии.
5. Опросники ценностей – направлены на изучение ценностных ориентаций личности.
Пр: Опросник ценностных ориентаций Рокича.
Сенин. Опросник терминальных ценностей.
6. Опросники установок – предназначены для определения ориентировки обследуемого в каком-то континууме установок.