Конфликт в системе ценностей
Существующие взгляды на конфликт заметно различаются. Конфликт - это всегда столкновение, противоречие. Конфликт является исходным свойством личности, поскольку в ней всегда присутствуют противоположные тенденции. Конфликт переживается человеком. В системе личности имеются защитные механизмы, предохраняющие сознание от разрушения. Конфликт порождает стремление преодоления реальности, он связан с развитием личности, в результате которого происходят изменения в системе ценностей, аттитюдов и т.д. Различают конфликты ситуативные, изменчивые, и внеситуативные, устойчивые. Ситуативные конфликты, в свою очередь, делятся на несколько типов. Также различаются способы решения конфликтов. Если какой-либо устойчивый конфликт остается нерешенным, это ведет к разрушению личности.
Здесь речь идет о конфликтах в системе потребностей (потребность в безопасности - страх социальных санкций), в системе аттитюдов и ценностей (сформированное в детстве и юности романтическое отношение к действительности и позже - холодная, жестокая, лживая реальность) и т.д. С несовпадением между представлением о профессии и реальностью курсант сталкивается еще в училище. Прежде всего это пренебрежительное, унижающее достоинство, оскорбительное отношение к человеку. Курсант понимает, что так будет всегда. Это первый конфликт, с которым он должен смириться. Но даже преодолев первый период страха, невозможно победить другое переживание - страх быть лишенным возможности летать. Страх потерять работу - вот что затем становится фактором, определяющим поступки пилота, с ним он будет сравнивать свои ценности. Разумеется, импульсивность, непокорность, склонность к риску - все это будет вызывать новые необдуманные поступки.
Личностное исследование проводилось нами на базе Домодедовского авиапредприятия. Качества личности реконструировались посредством проективных рисуночных методик. Кроме того, использовались беседа, наблюдение, изучение успехов в трудовой деятельности.
В исследовании участвовали 30 членов летных экипажей (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортрадисты). Только трое из них продемонстрировали отсутствие внутриличностного конфликта. Для них характерны следующие качества: легкость в общении, теплота, мягкость, многосторонность личности, приспособленность к реальной жизни, эмоциональное богатство, чувствительность, открытость, доброжелательность, гибкость, уравновешенность, социальная активность, предприимчивость, уверенность в себе, хорошее настроение. Все они - КВС (командиры воздушных судов), т.е. достигли определенных успехов в профессиональной деятельности, с ними считаются в экипаже и эскадрилье, и они удовлетворены своим положением. Остальные 27 человек можно охарактеризовать следующим образом: плохая приспосабливаемость, наличие проблем, расстройство эмоциональной сферы, неуравновешенность, беспокойство, тревога, интеллектуализация и контроль эмоций, скрытность, сдержанность, изоляция, отдаление, уход в себя, интровертированность, угловатость, сниженная активность, недостаток внутренней уверенности, покорность, неудовлетворенное желание социального приобщения к определенной группе, склонность к абстрактным рассуждениям, фантазиям, чувство расплывчатой потребности в достижении внутренней цельности, стремление к участию в чем-либо, но неспособность достичь этого удовлетворительным путем, усталость, подавленность, критичность. Все это свидетельствует о наличии конфликта в структурах личности.
Бесконфликтные личности принимают реальность такой, какая она есть, приспосабливая к ней динамику и содержание ценностей. Внутриличностный конфликт не возникает, поскольку структура и содержание ценностей соответствуют тому, с чем сталкивается человек в трудовой деятельности. Это крайний случай. Чаще встречается другой тип бесконфликтной личности. Если реальность не соответствует содержанию и структуре ценностей, то либо изменяется содержание ценностей (прежние ценности дискредитируются и отвергаются, а не вытесняются), сменяясь другими, либо изменяется структура ценностей, и тогда какая-либо значимая ценность оказывается на более низком уровне. Например, последнее может выражаться в жертве ради чего-то нового, что становится более значимым (по словам одного КВС, «главное -получить хороший рейс, чтобы и заплатили хорошо»).
Бесконфликтная личность характеризуется особым набором черт. Для нее свойственны: терпение, направленность на реальную жизнь и подчинение ей, просто устроенный внутренний мир, спокойствие, признание только внешних препятствий на пути достижения своих целей, конформизм, способность находить положительное в существующей реальности, открытость, социальная приспособленность. Трудовая деятельность для такого человека важна, но не становится смыслом существования.
Позитивное разрешение конфликта достигается при творческом подходе к труду, когда в работе заключен весь смысл жизни человека. Типичный набор качеств продемонстрировал КВС А. (летный стаж 30 лет): изобретательность, продуктивность, решительность, энергичность, смелость, уверенность в себе, жажда действия, увлекаемость, многосторонность интересов, легкость в общении, хорошая социализация, способность к адаптации, уверенность в том, что новую жизнь можно создать своими силами, активностью, предприимчивостью. КВС А. - это летчик по призванию, он закончил аспирантуру Инженерно-физического института и защитил кандидатскую диссертацию по физике жидких кристаллов. В летном отряде продолжал заниматься научной работой: его модель расчета расхода топлива была оценена по достоинству и внедрена на авиапредприятии. В 1988 г. он стал Лауреатом Государственной премии. С увлечением отдается полетам, видит в них возможность самореализации. Время от времени участвует в испытаниях новой техники. Увлеченно занимается общественной работой.
Следует обратить внимание на то, что наиболее активные летчики перестраивают свою мотивационно-ценностную сферу, выбирая и ценностно утверждая такое жизненное отношение, которое по своему содержанию способно стать новым смысловым центром жизни. Например, это может быть забота о коллегах по труду, стремление сделать что-то для безвинно страдающих борцов за справедливость, на которых обрушивается гнев начальства через ужесточение наказаний за ошибки и промахи в летной работе. Подобные люди подключаются к работе различных общественных комитетов, таким путем добиваясь самоутверждения.
Если же оказалось, что реализуемые принципы отличаются от провозглашаемых, а вся система ценностей и принципов дискредитировала себя бесчеловечностью и ханжеством, то опытный специалист, зрелый человек может и должен попытаться создать новую ценностную систему, которая обладала бы внутренней ценностью. Тем самым реальность приобрела бы для него новый смысл, открылись бы новые перспективы в его работе и в жизни в целом.
Задача это крайне сложная, да и мало кому по силам. Она может быть решена только при наличии активной среды, способствующей ее решению.
Когда личность не справляется с задачей, конфликт может быть устранен с помощью определенных защитных механизмов. Такие люди признают противоречия, но не принимают их. Для них характерны уход во внутренний мир и попытка укрыться в нем от настоящего. Они считают, что реальность не может прямо и безусловно определять внутренний мир. Например, бортинженер В. (ситуация которого обостряется тем, что он, молодой, летает с «дедами») проявляет себя как человек с тонким, усложненным внутренним миром; он отчужден от реальности, интроверти-рован, погружен в себя, изолирован, имеет трудности в установлении взаимоотношений («не хватает в них тепла»), любит абстрактные рассуждения. Такие люди обычно нравственны, они сохраняют прежние ценности, но «уход» от реальности порождает непонимание других, беспокойство, тревогу.
Возможно и такое проявление защитных механизмов, когда человек не хочет признавать реальность, искажает ее, при этом формируется иллюзия актуальной удовлетворенности. Эмоциональное благополучие достигается за счет психологической защиты. Такие люди, как правило, инфантильны, иногда сентиментальны, наивны, ведут легкий и простой образ жизни. Бортинженер Н. (летный стаж 23 года), например, непрактичен, утончен, деликатен, женствен. В экипаже его «считают за чудака, но безобидного» (по словам КВС). У него творческое воображение, он часто уходит в грезы, разговорчив, открыт, доволен всем, что относится к работе.
Отрицательным моментом в такого рода случаях является тот факт, что подобные формы не способствуют развитию личности, более того, даже могут привести к ее регрессу. К томуже защитные механизмы могут «отказывать», актуализируя неблагоприятное внутреннее состояние. Так, у некоторых летчиков проявилось острое состояние актуального конфликта. Когда определенная ценность актуальна, а условия деятельности таковы, что овладение ею невозможно, когда человек понимает это, то происходит как бы разлад всей жизни: человек осознает и переживает конфликт. Сознание не может принять реальность, теряет способность осмыслить события во всей их полноте и направить их ход в нужном направлении. Представляется невозможным найти компромисс между противоречивыми побуждениями, как невозможно пожертвовать одним из них. Так, второй пилот П. (летный стаж 9 лет), внешне весьма независимый, но довольно напряженный и скованный, демонстрирует явные депрессивные тенденции. При анализе обнаруживается беспокойство, сильный контроль эмоций и поведения (ассоциация со словом «начальство» в пиктограмме - черный, сильно заштрихованный треугольник, угрюмое лицо в тесте Вартегга).
По-видимому, таким людям для нахождения адекватных выходов из конфликтной ситуации, достижения согласованного и внутреннего мира требуется помощь психолога.
Таким образом, исследование пилотов гражданской авиации свидетельствует о наличии у многих из них внутриличностного конфликта на разных стадиях его преодоления. По-видимому, в совершенстве освоив навыки пилотирования и летные документы, многие из них оказались не готовы к принятию тех сложных и противоречивых условий деятельности, создаваемых командно-административной системой Аэрофлота. Преодоление конфликта возможно за счет позитивного разрешения или путем устранения конфликта из сознания с помощью защитных механизмов. Наиболее благоприятным является, пожалуй, способ разрешения конфликта в позитивной форме, на основе творческого подхода к условиям деятельности.