Развитие скрытых психических возможностей
В предыдущих главах не раз говорилось о том, что в каждом человеке есть некоторые психические способности. Как и любой другой человеческий навык (к примеру, умение танцевать, бегать, поднимать тяжести, говорить, писать и считать), его также можно развить, а можно просто не обращать на него внимание, и тогда он совсем атрофируется. Развивая в себе психические способности, человек может стать как мастером своего дела, так и превратиться в посредственность. Некоторые из моих читателей наверняка желают во что бы То|ни стало развивать те способности, которые у них есть. Эта глава написана для них.
Людей, которые хотят развивать свои скрытые способности, как правило, можно отнести к одному из трех классов. Первые пытаются поближе подобраться к той крайней Силе, в ко-' торой все берет свое начало. Для этой силы нет общего названия, все зависит от традиций, в рамках которой мы оказываемся. Если эти традиции религиозные, то высшая сила именуется Богом. Если этические или агностические, то мы назовем ее Жизненной Силой, Космическим Разумом или Перводвигателем. В силу своих личных убеждений я предпочитаю пользоваться христианской терминологией. Но я при этом не отрицаю и других подходов. Я признаю то, что одна и та же истина может иметь множество названий, и найти ее можно в рамках разных традиций.
Вторую категорию потенциальных медиумов составляют те, у кого никогда не было экстраординарного духовного опыта, но которым все это ужасно любопытно. Это любопытство порой может перерасти в серьезный интерес. Как правило, они понимают, что им может что-то открыться при условии, что они будут держать свой разум открытым для этих вещей, но чаще всего этого не происходит, и путь их оказывается тупиковым.
В третью категорию попадают те, кто желает использовать свои психические способности ради личной выгоды, ради престижа, ради чувства собственной значимости и т. д. Этим я могу дать лишь один совет: или развивайте более высокую мотивацию, или бросайте это занятие. Злоупотребление скрытыми ресурсами человеческой психики может привести к ужасным непоправимым последствиям.
Итак, начнем с научного подхода.
Хороший ученый начинает с того, что изучает традицию своей специальности: все, что было открыто, исследовано и изобретено до него, какие техники и какие методы используют сейчас, какие из них претерпели сильные изменения, какие почти не изменились, и т. д. Например, кислород сейчас получают в лабораторных условиях точно так же, как это делали два века назад. Землемеры по-прежнему пользуются геометрическими принципами, выведенными Евклидом за три века до н. э. Аналогичным образом, изучение науки о тайнах человеческой психики должно начинаться с изучения деятельности великих предшественников.
«Мистический подход, — пишет современный британский мыслитель Пол Л. Хиггинс, — предполагает различные феномены психики. Большинство великих мистиков демонстрировали способности, которые мы определяем как психические, и проявления этих способностей можно рассматривать как паранормальные или экстрасенсорные... Великие мистики не просто искали необычного психического опыта, эти великие души жаждали духовного роста».
Чтобы понять, какой склад ума предполагает мистическая практика, обратимся к Филиппу Бруксу, который сказал: «В Библии ничто так не поражает читателя, как спокойный взгляд на мир духовных явлений, который всегда предельно близок к миру из плоти и крови, действует наряду с ним... Нет никакой возможности просто отнести этот мир в область снов и фантазий, отделив от единого целого. Духовный мир, со всем его многообразием, не менее реален, чем этот физический мир, с его перенаселенными городами и вспаханными полями».
Подобный пример можно найти у Св. Павла, который и сам был не лишен психического дара, а также умел распознавать его в других и относился к этому с особым вниманием. Св. Павел перечисляет известные ему психические способности, и этот список настолько полон, что к нему сложно что-то добавить, равно как и вычеркнуть из него. Данный список можно найти в Первом Послании к Коринфянам, в 12-й и 13-й главах: «Среди даров Духа есть такие, которые я не могу обойти вниманием... В каждом из нас Дух проявляется по-своему, преследуя разные цели. Один человек, через Духа, может вкладывать в слова глубочайшие знания. Другой — через того же Духа — одарен верой. Третий — через него же — исцеляет людей, а четвертый — творит чудеса. Пятый — пророчествует, шестой
— всегда отличает истину ото лжи. Седьмой — умеет красиво и убедительно говорить, а восьмой — может перевести это на любой язык... Я же покажу вам наилучший из этих даров... любовь... Нет ничего, на что любовь не влияла бы, любовь не знает ограничений, она длится бесконечно... Когда я был ребенком, все мои мысли, мои взгляды и мои речи были детскими. Но я вырос, и детские мысли закончились. Сейчас мы видим лишь загадочные отражения в зеркале, но потом мы лицом к лицу встретимся с истиной. Сейчас мое знание ограничено, но потом оно станет целым, как знание Господа обо мне. Говоря проще, лишь три вещи пребудут вовеки: вера, надежда и любовь. Но величайшая из них — любовь».
Современная парапсихология ничего не смогла добавить в этот список. Любой психический дар можно свести к указанным выше.
Известный американский священник доктор Викайзер любит приводить в пример историю, рассказанную Метерлинком. Эта история служит своеобразным указателем для тех, кто собирается исследовать девственные леса своей психики. На далеких берегах, рядом с маяком располагался небольшой поселок. Однажды корабль с провизией пропал и долго не появлялся, что привело жителей в отчаяние. Смотритель маяка пожалел жителей поселка. У него был некоторый излишек масла, и он поделился с ними. В конце концов, масло закончилось, и как-то ночью ему нечем было разжечь огонь в маяке. Не зная, куда плыть, корабль с провизией наткнулся на скалы и разбился. Все припасы, что он вез, утонули в море. «Никогда не отдавайте все ваше масло, — советует Метерлинк. — Ваш дар должен светить». Доктор Викайзер считает, что в своей жизни мы слишком много времени тратим на внешние дела и пренебрегаем развитием внутренних ресурсов.
Разумеется, развитие внутренних психических способностей подразумевает, что нужно вообще забыть об объективной реальности внешнего мира. Между внутренним и внешним мирами следует соблюдать равновесие. Доктор Джин Е. Барлетт так высказывается об отношении между внутренним и внешним: «Бог говорил с Моисеем из горящего куста; что в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся в своей жизни, также можно услышать Бога». Иными словами, внутренний инсайт должен быть первичен. А затем уже он может принимать форму определенных действий во внешнем мире.
Есть два слова, которые обозначают правильное усилие к постижению внутреннего мира. Первое — «молитва», второе — «медитация». Это очень глубокие слова. Тот, кто питает неприязнь к религии и ко всему, что имеет к ней отношение, только отмахнется от них. Почему именно «молитва»? В контексте парапсихологии молитву можно рассматривать как особую телепатическую связь, которая должным образом настраивает человека на нужную волну, как радиоприемник.
Что значит «медитировать»? Что бы это ни значило, все авторитетные авторы согласны друг с другом в одном: медитация возможна, когда человек один и когда он спокоен: действительно — один и действительно — спокоен. Спокойствие не подразумевает, что мы просто оградились от внешнего мира, от ярких красок и шумов. Оно подразумевает расслабленность тела и разума. Это — спокойствие души. Если не взбалтывать грязную воду, то грязь осядет на дно, и вода станет чистой и прозрачной. Так же ведет себя и душа. Сумятица мыслей уходит на дно, если оставить свой разум в покое. Для того, кто привык к однообразному материальному миру, это может оказаться довольно сложно. Но практика оправдывает себя. И постепенно из глубин человеческой души всплывет еще одна вариация величайшей истории, когда-либо рассказанной человеком. Это бесконечная космическая история, к которой постоянно добавляются новые серии.
Она началась более десяти тысяч лет назад, когда полудикий охотник задумался о той силе, что сотворила этот мир.
И эта сила заговорила с ним. Когда охотник спросил, с кем он говорит, голос ответил ему: «Я есть Тот, кто Есть». Это было началом диалога, который с тех пор не замолкал никогда. Знать и мудрствующая элита пренебрежительно отнеслись к неведомому партнеру. Но те, кто слушали, смогли услышать. И он продолжал говорить с каждым новым поколением. Он говорит с нами и сейчас. Со мной и с вами. И вы услышите, если прислушаетесь.
Однако следует быть готовым к тому, что небесные врата не распахнутся по первому нашему стуку. Многие люди упорно молятся или медитируют, веря, что однажды эта практика обогатит их паранормальным опытом. Возможно, так и случится. Возможно — никогда. Мы должны брать пример с великих, должны быть готовы к долгому тяжелому пути.
Другая крайнбсть — люди, которые считают, что должны дисциплинировать и развивать свое тело, обрести над ним полный контроль, прежде чем заниматься своей душой. А иначе, как они полагают, никакая медитация не даст результатов. Но условия западного мира, в котором мы живем, не позволяют нам, подобно индийским йогам, практиковать медитацию постоянно. Нужно бережно относиться к каждой свободной минуте и с пользой расходовать это время.
Двадцать или тридцать минут в день может быть вполне достаточно. Не важно, когда вы этим занимаетесь. В духовном плане время ничего не значит. Иногда я не могу найти времени, чтобы помедитировать в спокойной обстановке, побыть наедине с самим собой, ясно оценить ситуацию. Тогда я просто иду спать. Иногда я просто иду спать, когда мой разум занят проблемой, в которой кто-нибудь попросил моей помощи. Подсознание не отпускает эту проблему, и зачастую к утру оно преподносит мне ответ. Таким образом я действительно помог многим людям, причем некоторых из них я даже никогда не видел.
Всякому, кто начинает медитативную практику, понадобится спокойное место, где никто не будет мешать ему. Следует свести к минимуму освещение и сесть в максимально комфортную позу. Йогананда предпочитал сидеть на полу, поскольку это традиционный способ медитации на Востоке, где стулья и кресла всегда были большой редкостью. Большинство европейцев чув-
ствуют себя некомфортно, сидя на полу. Однако следует помнить, что эта практика, хоть и необязательна, но более результативна. Но самое главное — это держать спину всегда прямо. Допустимо даже лежать на полу, так как в этом случае она распрямится сама собой.
Затем выберите, на чем вы хотите медитировать. Концентрация — это первый урок. Пока он не усвоен, все дальнейшее движение бессмысленно. Следует выбрать объект для концентрации, чтобы привести свой ум в однонаправленное состояние. Многие неспособны выбрать для концентрации абстрактный объект. В этом случае лучше выбрать простой физический объект — кольцо, карандаш, розу, вилку и т. д. Я знаю одного человека, который достиг немалых успехов, выбрав в качестве такого объекта озеро, которое видел когда-то в горной долине. Другой мой знакомый, у которого не вызывала затруднений медитация на абстракциях, медитировал на высказывании «Люби Бога всем своим сердцем, разумом и душой». Что бы вы ни выбрали, следует не упускать этот объект из поля зрения своего умственного взб- ра. Регулярная практика неизменно приводит к обостренному, более чувствительному и ясному сознанию.
Если вы планируете в дальнейшем общаться с бесплотным миром, в качестве объекта своих медитаций вы можете выбрать умершего. Но это должен быть человек, которого вы хорошо знали и любили, чей образ вы легко можете представить. Йогананда часто говорил, что медитировать проще на вещах или людях, которые имеют для вас какое-то значение, потому что эмоциональная связь между вами облегчает контакт. Если вы заинтересованы в таком контакте, представляйте человека, которого действительно любите. Удерживайте его мысленным взором и дышите глубже. Вдох должен идти через нос, выдох — через рот. Во время каждого вдоха и выдоха считайте про себя — до шести, до семи, до восьми, — чтобы сделать дыхание ровнее.
О дыхании написано много всякой чепухи. Мы не будем разбираться во множестве терминов на санскрите и хинди, относящихся к дыхательным техникам. Самое важное — это установить четкий ритм. Это способствует расслаблению ума. Через некоторое время вы заметите, что образ человека, которого вы представляете себе, приближается к вам при вдохе и удаляется при выдохе. Этот эффект можно использовать как простейшее упражнение для психических мускулов.
Рано или поздно, если объект вашей медитации — человек, он начнет обретать жизнь. Ваше тело будет казаться подвешенным в пустоте. Это почти гипнотическое состояние.
Не бойтесь термина «самогипноз». Гипноз это всего лишь разновидность сна. Как указывает Стенли Холл, все религиозные учения так или иначе связаны с гипнозом в том смысле, что они подразумевают проникновение в собственное подсознание, в котором таятся идеи более мощные, более великие и более осмысленные, чем на поверхности. Когда внешний мир и поверхностная пленка мыслей рассеиваются, вам открывается дорога к вашему подсознанию. Важен не столько объект концентрации, сколько степень, интенсивность этой концентрации. Некоторым людям трудно войти в трансовое состояние, потому что они боятся не выйти из него. Но любой психолог может вам подтвердить, что страх этот совершенно лишен основания, потому что там нет никаких враждебных сил. Человек, оставленный в состоянии обычного гипнотического транса, через некоторое время просто просыпается, как от обычного сна.
Когда вы добились ритмичного дыхания, начинайте постепенно его замедлять. Вы можете сократить его частоту до половины от первоначальной. Управляя дыханием, вы управляете и своим разумом. Чувство подвешенности будет верным знаком того, что вы находитесь на верном пути. Не пугайтесь, если вам вдруг покажется, что вы удаляетесь от своего тела. Этот страх может стать непреодолимым препятствием. Один мой знакомый успешно практиковал медитацию, пока однажды, в процессе, ему не пришла в голову нелепейшая мысль: «О Боже, это же страшно!» Он все забросил и так и не смог впоследствии перебороть себя и возобновить свои занятия. Не отвлекайте свой разум магическими песнопениями. Позвольте своему дыханию нести вас все глубже и глубже. Выполняйте эти упражнения дома каждый день. Вы заметите, что даже в глубоком расслабленном состоянии вы не теряете над собой контроль. И тогда пройдут ваши страхи перед глубоким трансом, и вам начнут открываться новые измерения психики.
Если вы примкнули к группе, практикующей медитацию, не забывайте, зачем вы пришли. Избегайте разговоров. Делайте на занятиях то же самое, что делали бы дома. Здесь главный объект для медитации — это сама медитация. Постепенно вы начнете осваиваться в других измерениях. Возможно, у вас будут видения. Возможно, вы будете слышать голоса. Некоторые в трансе начинают разговаривать. Эти слова, как правило, ничего не значат для самого говорящего, но кто-то из окружающих понимает их смысл, как будто они адресованы именно ему.
Лечение молитвой — один из самых классических даров Духа. Молитва, как мы уже говорили, — разновидность телепатии. При высокой интенсивности она может перерасти в психокинез (этим термином обозначается воздействие разумом на материю). Лечение молитвой состоит в том, что целитель визуализирует надлежащие условия лечения и высвобождает телекинетическую энергию, которая приводит организм к этим условиям. Целитель не создает эту энергию, он лишь направляет ее.
Скажем пару слов об аскетизме. В равной степени и восточным и западным религиям знаком образ отшельника или монаха, который усмиряет свою плоть долгими постами. По моему мнению, эти техники, будучи спроецированы на современные цивилизованные условия, редко дают должные результаты, а подчас и разрушительно действуют на психику. Многие отшельники, рано или поздно, возвращались к нормальной жизни.
Конечно, можно найти и несколько блистательных контрпримеров успешных монахов-аскетов, но не стоит думать, что этот путь подойдет каждому. Во многом аскетизм и психический опыт, сопутствующий ему, базируются на насильно подавленном сексуальном желании. Не следует путать одно с другим. Я видел много монахов-невротиков и не думаю, что они идут верным путем.
Никто не может, разумеется, в одно и то же время расти духовно и потворствовать своим природным аппетитам и склонностям. Пусть помнят об эком те, кто не безразличен к алкоголю и наркотикам. Я думаю, что подлинный наш монастырь — это весь мир, и именно здесь нужно проявлять и укреплять свою духовную дисциплину.
Одна из главных целей моей работы — показывать, что это возможно, а чаще всего — необходимо. Процитирую двух наделенных психическими способностями человек — Клема Тамбурино и Теда Свагера. Весной 1963 г. молодой Свагер учился в Теологической Семинарии Уизли в Вашингтоне. Доктор Эдвард Бауман был там профессором (параллельно он был и пастором в большой церкви). Бауман проводил групповые занятия по медитации. Однажды пришел туда и Свагер. Его сразу заметили; пришедший в тот день медиум, сказал, что у мальчика есть дар целителя.
К тому времени мальчик уже проявлял эти способности. Он мог за считанные минуты снять лихорадку. Однажды он вылечил певца, которому предстояла сложная операция на голосовых связках. После лечения Свагера в операции уже не было необходимости.
В октябре 1967 г. я побывал в церкви, где пастором был тогда Свагер. «Тот вечер, — как писал мне потом Свагер, — развернул в совершенно иное русло всю мою жизнь». Сейчас он регулярно навещает меня. Однажды я познакомил его с Клемом Тамбурино.
Когда Тамбурино посетил мой сеанс, он мучился от постоянных болей в спине. Доктора говорили, что это уже неизлечимо. Флетчер сразу заявил, что у Тамбурино есть целительский дар. Я убедил его, что если Флетчер говорит подобные вещи, значит, скорее всего, так оно и есть, и ему нужно развивать свои способности. Но, прежде всего, ему нужно будет пообщаться с моими друзьями Амвросием и Олькой Уоралл, которые были известными целителями в Балтиморе. Я сказал, что они могли бы посмотреть, что можно сделать с его спиной.
«Мне казалось, что облако боли поднимается и летит прочь от меня», — писал мне Тамбурино. Вылечив свою спину, Тамбурино принялся развивать свой собственный дар. Он практиковал медитативные техники, и очень скоро в нем проявились ясновидческие способности. И вот, однажды вечером, во время сеанса Флетчер сказал, что Клем уже готов начинать карьеру целителя. Первые три его пациента были людьми практически безнадежными. У всех были разные неизлечимые болезни, которые уже отразились на их психике. Один уже пытался покончить с собой. Тамбурино вылечил всех троих, и этот успех вдохновил его на дальнейшую работу. В дальнейшем он вылечил женщину от эмфиземы и молодого мужчину,
которому поставили диагноз церебрального паралича. У последнего рука тряслась так сильно, что он не мог держать карандаш. Тамбурино пересмотрел поставленный диагноз, заявил, что это обычный невроз, и вылечил этого беднягу.
Свагер и Тамбурино оба начинали развивать свои способности по описанным в этой главе техникам. И они — лишь двое из многих. Если вы действительно захотите того же — я уверен, у вас все получится.
Ученым на заметку
Главная цель этой книги — раскрыть тот факт, что наши представления о структуре человеческой жизни и Вселенной глубоко ошибочны. А поскольку мы живем в век науки и на ученых смотрят как на истину в последней инстанции, эта книга адресована, в первую очередь, именно ученым.
Среднестатистического ученого сложно убедить в чем-то новом и необычном. Явления психического характера отвергаются учеными, потому, что чаще всего их нельзя повторить в лабораторных условиях. Всерьез воспринимают их только те ученые, которые сами на личном опыте столкнулись с очевидностью подобных явлений.
Доктор Джозеф Майер так выразил свое мнение на конференции Американской ассоциации содействия науке:
Довольно материализму и механицизму запугивать мир ученых. Пора уже прекратить академикам произносить слово «дух» только шепотом. Почему так происходит, что человек, чья вера базируется на «материи», имеет право высказывать свое мнение, а тот, чья вера покоится па «духе», должен стыдиться ее? Чем он хуже первого?
Давно уже можно было заметить, что явления, происходящие в человеческом разуме, часто оказываются созвучны тому, что описывает физика. Если для событий физического мира, для взаимодействия частиц нужна материальная субстанция, то нужна особая субстанция и для того, что происходит в человеческом разуме. Если в субатомном мире нарушается непрерывность, то мы это наблюдаем и у человека: поток сознания прерывается, когда человек засыпает. Сны же остаются только в памяти, а память — это другая загадка. Возможно, наука найдет ответы на эти вопросы, когда дорастет до этого. В любом случае свобода и созидательная природа человеческой личности должны стать полноправным объектом исследования. Материализм никогда не был полностью научным. Профессор Перси В. Бридгман из Гарварда, Нобелевский лауреат, как-то сказал: «Мы стоим на пороге новой эры человеческой мысли*.
На самом деле, эту точку зрения разделяют множество физиков, лауреатов Нобелевской премии. Профессор Артур X. Комптон часто говорил о научных инсайтах, которые придали вере в бессмертие сильную научную позицию. Доктор Вольфганг Паули недавно проводил в Европе ряд экспериментов по исследованию процессов, принадлежащих этой тонкой грани между явлениями физическими и психическими. Доктор Ричард Фейнман из Калифорнийского института технологии говорил, что Вселенная — это иерархическая система, уровни которой охватывают как простейшие атомные структуры, так и тончайшие концепты человеческого разума, восходя через них к пониманию Бога. Даже математики стали поглядывать в сторону спиритуализма. После того как теорема Геделя в 1933 г. показала, что никакая математическая система не может быть доказана своими собственными средствами, материалистические установки математиков пошатнулись. Как выразился один ученый, «математика основана на вере».
«Наука выяснила, что ничего не исчезает бесследно, — пишет Вернер фон Браун. — Природа не знает смерти. Происходит лишь трансформация. Все, чему наука научила меня и чему продолжает учить, сводится к тому, что наша жизнь не заканчивается со смертью». Профессор, автор книги «Н. Эмори», предсказывает объединение разных отраслей науки ради целостного понимания Вселенной, в которой мы живем, и пишет, что это совершенно естественно и закономерно «в свете современной эволюционной теории».
У религии и науки один и тот же источник — удивление человека перед Космосом. Прежние жрецы, поклонявшиеся Ма- тери-Земле и Отиу-Солнцу, лишь выражали в поэтических терминах то, что сейчас несколько иным языком говорят ученые. Сходно ведут себя святой и труженик науки, оба они чувствуют себя частью сотворившей мир Силы. Если станет очевидна эта связь, наука и религия многому сумеют друг друга научить и многие заблуждения будут рассеяны. Были времена, когда роль интеллектуалов сводилась к тому, чтобы находить и показывать отличия. Но сейчас не то время. Сейчас требуется вылечить раздробленный технологией мир, восстановив связь с его культурным прошлым.
В свете противостояния Соединенных Штатов и Советского Союза интересно отметить, что русская официальная наука проявила больше внимания к парапсихологии. В 1932 г. Институт исследования мозга начал программу по изучению телепатии. В 1963 г. книга Л. Л. Васильева «Экспериментальные исследования мысленного внушения» была переведена на английский язык. В дискуссии о телепатии Васильев сказал: «Должны ли мы принять феномен телепатии как безоговорочную истину? Очевидно только одно: на него нельзя более закрывать глаза, его нужно изучать».
До сих пор я говорил в основном о физиках. Но, возможно, большего внимания заслуживают психологи. В первых рядах стоит Фрейд, но замечу только, что есть большая разница между самим Фрейдом и ортодоксальными фрейдистами. Швейцарский психолог Карл Юнг всю свою жизнь проявлял немалый интерес к психическим феноменам, а некоторое время довольно тесно общался с Фрейдом, пока в 1911 г. профессиональные устремления не рассорили их. В письме Юнгу, написанном весной 1909 г., Фрейд критикует его «погоню за призрачными комплексами» и желает Юнгу поскорее образумиться и ступить обратно на твердую научную почву. Но впоследствии Фрейд пережил нечто, что изменило его взгляды. В июне 1911 г. он пишет Юнгу следующее: «...Опыты Ференци преподали мне незабываемый урок и переменили мое отношение к оккультным материям. Обещаю верить всему, что покажется хоть немного разумным. Вы знаете, мне нелегко признавать свои ошибки, но у меня поубавилось спеси. Я хотел бы, чтобы вы с Ф. действовали сообща, когда кто-то из вас решится на опасный шаг публикации. Это совершенно никак не ущемляет свободу каждого, но служит нашей общей работе.
С наилучшими пожеланиями...
Фрейд»
Фрейд говорил о публикации как об «опасном шаге» потому что чувствовал новизну и революционность идей. Печальная
участь многих ученых-новаторов отнюдь не всякого может вдохновить. Вспомним исследования доктора Карагуллы, которая обнаружила, что многие люди, обладающие психическим даром (а в их числе немало было и ученых), предпочитали ничего не говорить об этом своим коллегам.
Упрямство ученых можно исправить только непосредственным опытом. Доктор Роберт Брэдли, физик, недавно говорил о своем собственном «опыте обращения» в таких словах:
Ночью я спустился по лестнице в пустынную обеденную комнату нашего старого большого дома, чтобы забрать со стола зажигалку,. Когда я протянул руку, чтобы взять ее, она внезапно поднялась в воздух и застыла. В полнейшем недоумении я смотрел на нее с минуту. Не было никаких ниток, все мои домашние спали наверху. Потом зажигалка упала обратно на стол. Все ее движения были плавными, я не видел в них никакого подвоха. Если бы ее отпустила невидимая рука, она упала бы резко, но этого не произошло.
Когда читаешь о подобных происшествиях, невольно относишься к этим рассказам скептически. Конечно, можно все списать и на галлюцинации, и на чьи-то злые шутки. Но я хотел бы на вас посмотреть, когда это произойдет с вами!
Эпизод с зажигалкой был первой ласточкой в целой череде подобных событий в доме доктора Брэдли. Эти события в корне переменили его представления о Вселенной.
Большинство описанных в данной книге примеров — это проявления все тех же психических сил, какими владел человек тысячелетия назад. Интересен сам факт, что подобные проявления словно адаптируются к новым культурным условиям и достижениям. Взять хотя бы фотографию. Несколько лет назад я был в Чикаго. Мои друзья, интересующиеся психическими феноменами, представили мне человека по имени Тед Сериос, который работал коридорным в гостинице. Сериос мог представлять образы и проецировать их на непроявленную кинопленку, находящуюся в камере, так что они показывались на ней при проявке.
Я был свидетелем нескольких таких опытов и могу заверить, что всякий обман был исключен. Сериоса впоследствии наблюдал доктор Жюль Эйзенбад, психоаналитик и исследователь психических явлений. За все это время Серное спроецировал мно-. жество картинок. Среди них были образы Эйфелевой башни, президента Кеннеди, египетских фараонов, а также великое множество архитектурных сооружений. Большинство образов он воспроизводил «на заказ». Многие из этих картинок были отражены в прессе. Случаев, подобных этому, я не встречал более ни^ где в мире.
В сельских районах до сих пор практикуют лозоискательство. Надо сказать, что нередко это древнее искусство применяется сейчас почти официально как при поиске подземных источников, так и при поиске нефтяных месторождений, а также для поиска пропавших людей.
В разных кругах любят обсуждать эпизод из Нового Завета, в котором Иисус проклинает смоковницу. Подобное происходит и в наши дни. В роли Иисуса выступил Клив Бакстер, специалист по детектору лжи. Сам он рассказывает следующее:
Я поливал цветок в моем офисе и подумал, много ли требуется времени, чтобы вода по корням добралась до листьев. Полиграф фиксирует гальванические рефлексы, отражающие психические процессы у человека, и я подумал, не испробовать ли его на цветке. Я подсоединил электроды к листку и стал наблюдать за показаниями. График немедленно пополз вниз. Такую реакцию можно наблюдать у человека при определенных эмоциях.
Когда человек напуган, график скачет. Я решил напугать цветок. Погрузил лист в чашку с кофе, но реакции не последовало. Попробовал включить музыку. Никакой реакции. Наконец, я подумал: «Сожгу его к чертуЬ Это была всего лишь мысль, но график сделал огромный скачокt Я взял спички и угрожающе поднес их к растению. Что тут творилось с графикомt Не у всякого человека такое увидишь! В течение нескольких месяцев я повторял опыт на разных растениях и получил целый спектр разнообразных реакций.
Бакстер затем затеял следующую серию экспериментов: ему стало интересно, как растения реагируют на проблемы других организмов. Он принес живых креветок и бросал их в кипящую воду. В эти моменты растения давали бурную реакцию на гра-
фике. Возможно ли такое, что, когда клетка гибнет, она посылает сигнал, который улавливают другие клетки?
Я не исключаю вероятности, что эти эксперименты приведут к открытию даже более значимому, чем открытие принципа относительности. Но для этого ученые должны принять в них активное участие. Но они по-прежнему игнорируют это. А данные подобных экспериментов накапливаются и ждут тщательного научного анализа. Позвольте привести еще один пример: он связан с психометрией, «чтением предметов». Это был сеанс 10 марта 1967 г. Рассказ ведется от лица участника — В. Рута, с которым я до этого не был знаком.
Сеанс проходил в Филадельфии. Раньше мы никогда не встречались с медиумом. М-ру Форду меня представил доктор В. Г. Ролл из Фонда психических исследований.
Когда начался сеанс, я вручил Флетчеру через м-ра Форда кольцо, которое принадлежало, как я думал, моей бабушке. Флетчер привел подробную характеристику человека, которому принадлежало кольцо, и назвал инициалы — все было неверно. Но впоследствии моя мать сказала мне, что кольцо на самом деле принадлежало бабушкиной подруге, и все описания Флетчера касались именно ее и описывали ее в точности.
Когда я показал Флетчеру вещь, принадлежавшую моему дедушке, тот указал, в каких я был отношениях с владельцем, бывшее место его проживания, а также причину смерти. Внезапно голос Флетчера изменился и я узнал голос своего покойного дяди/ У меня было такое чувство, что меня резко ударили по животу! Некоторые его фразы не могли принадлежать никому иному, никто не мог знать наших общих шуток.
Психометрия — это древний феномен, который до сих пор остается необъясненным. Вещи несут в себе свою историю, как человек хранит в памяти свою жизнь. И некоторые люди способны прочитать эту историю. Рут Монтгомери рассказывает о другом случае.
Хотя Форд в первую очередь медиум, а не мастер психометрии, я однажды вручила ему карманные часы и спросила, может ли он что-нибудь рассказать об их владельце. Он несколько минут держал часы между ладонями, а потом принялся массировать свои руки, как будто они вдруг заболели. €Эти часы принадлежали вашему отцу, — сказал он, — его мучили боли в руках. Я почувствовал его боль». Так оно и было. Последние годы отец сильно страдал от этих болей. Он вскакивал по ночам и прикладывал к рукам компрессы. Доктора ничего не могли с этим поделать. Но об этом знала только наша семья. Форд не мог узнать об этом заранее.
Эта книга, конечно, не содержит полного списка психических феноменов, хотя последние и повторяются и множатся из века в век. Это Тереза Ньюман, которая прожила целую жизнь без пищи и воды. Это — отец Пий, который левитировал и мог проецироваться на далекие расстояния от своего физического тела. Это — многочисленные случаи спиритического столоверчения и телекинеза. Это — и тот факт, что Флетчер передавал сообщения на.многих языках, в том числе на китайском, арабском и хинди, хотя я никогда не изучал этих языков. Будь наши стандартные представления о структуре Вселенной верны, то в ней не происходили бы подобные вещи.
Конечно, не я один задаю себе все эти вопросы. После публикации моей автобиографии ко мне на сеанс пришел Зигфрид Мандел. Привожу здесь его слова:
Это был диалог, полный всевозможных загадок, в нем Флетчер общался с семнадцатью участниками, среди которых были доктора, мэр одного города, газетчики, одна кинозвезда и один министр. Когда Флетчер обратился ко мне, через пего со мной стали говорить люди, которых я знал прежде. Они упоминали такие личные подробности, что у меня волосы зашевелились на голове. Я пытался найти какое-то объяснение, раскрыть обман, но ничего не выходило. Я исписал весь блокнот историями, которые были рассказаны за время сеанса... Возможно, когда-нибудь наука сможет объяснить все это, а пока — это хорошая пища для размышлений.
Смена зодиакальных эр проходит примерно за две тысячи лет. Гак, эра Овна сменилась эрой Рыб, а сейчас мы на пороге эры Водолея. Астрология привязывает эти периоды к историческим событиям, и этой связи уделяют внимание не только астрологи. Вавилонская цивилизация родилась примерно 4000 лет до н. э., Греко-римская — за 2000 лет до н. э. Западная христианская цивилизация пришла ей на смену через 2000 лет. Каждый раз это была смена зодиакальных эр, когда точка весеннего равноденствия входила в новый знак.
Знак рыб управлял христианской эрой, и рыба была символом раннего христианства. Следующий знак, Водолей, символизирует «постоянное усилие к стабилизации жизненных ценностей через адекватное понимание смысла жизни». Это можно воспринимать как ключевую задачу на следующие 2000 лет. И не нужно быть астрологом (кстати, я им не являюсь), чтобы понять, что эта задача вполне разумна и уместна.
«Адекватное понимание смысла жизни». Едва ли тут возможны разночтения. Современная физика, доведенная до своих логических пределов, перерастает в метафизику. При поисках истины ничто не должно остаться скрытым или забытым, ни на что нельзя закрывать глаза. Наш век дает все карты в руки блестящим умам. Ученые сегодня вооружены техникой и средствами вещания, как никогда раньше. И именно ученым принадлежит важная роль провозвестников Новой эры, в которой человечество ясно осознает свою цель — цель, которая полностью переменит его жизнь.
Артур Форд
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ УМЕРЕТЬ
Откровения самого известного в мире медиума о жизни после смерти
Перевод с английского Олейник В А
Ответственный редактор В.Э. Ионов Редактор НЛ. Козиева Технический редактор О.Л Серкина Корректор И.Н.Мокина Компьютерная верстка А.В. Лазарева
ООО «Издательство АСТ»
170002, Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 27/32
ООО «Издательство Астрель»
129085, г. Москва, пр-д Ольминского, д. За
Наши электронные адреса: www.ast.ru E-mail: [email protected]
Издано при участии ООО «Харвест». Лицензия Nfi 02330/0056935 от 30.04.04. Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.
Открытое акционерное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». Республика Беларусь, 220600, Минск, ул. Красная, 23.
www.e-puzzle.ru