Понятие о конструктивном клиентском запросе
Любое жизненное затруднение в своем развитии проходит четыре этапа. Пока протекание любого процесса - в том числе и такого глобального, как процесс жизнедеятельности человека - обеспечено полностью, никакое изменение не является необходимым, а, значит, не становится и возможным. Лишь тогда, когда шедший с неизменной успешностью процесс вдруг оказывается неадекватным (по причинам либо внутренней несостоятельности, либо встречи с внешними препятствиями), возникает необходимость изменения самого процесса. Однако на этом этапе потребность как таковая человеком еще не осознана и существует скорее в виде разнообразных неприятных ощущений, эмоций либо смутных догадок - словом, потребность представлена человеку как некое неопределенное беспокойство, еще не способное побудить его к какому бы то ни было действию. Назовем этот этапом неудовлетворенности.
Затем наступает второй этап - этап осознания необходимости изменения неадекватного процесса. Человек начинает понимать, что именно его не устраивает в его жизни – и это соответствует началу этапа проблемы.
На третьем этапе проблема превращается в задачу - человек уже может сформулировать не только то, чем он недоволен, но и то, чем он был бы удовлетворен. Он начинает понимать, что ему необходимо сделать для изменения не устраивающей его ситуации.
Но и задача клиента еще не является реальным и конструктивным запросом, потому что в ней не определено, какая именно роль в решении этой задачи отводится психотерапевту.
Попробуем проиллюстрировать эту схему на конкретном примере. Допустим, замужняя женщина в какой-то момент своей биографии становится чрезвычайно раздражительной, быстро устает или вовсе пребывает в депрессивном состоянии, не испытывает радости от общения со своими близкими. Эта ситуация по сути своей еще не является проблемой, а пока что только лишь неудовлетворенностью. Наконец женщина осознает, что все дело - в том, что ее не устраивают ее отношения с мужем, и ситуация уже может называться действительно проблемной. В дальнейшем она приходит к выводу, что хочет расстаться с мужем – ситуация превращается в задачу. Но обратите внимание – это еще отнюдь не является запросом, с которым стоит браться работать в психотерапевтическом режиме! Ведь в разных случаях для решения такой задачи могут понадобиться, скажем, услуги риэлтора, который поможет разменять квартиру, юриста, который даст необходимые советы по разделу имущества, наконец, простите, киллера…
Запросом может стать только такая формулировка задачи клиента, которая действительно может быть разрешена именно в психотерапевтическом процессе. Казалось бы, вполне очевидное утверждение – однако нередко начинающие психотерапевты рискуют начинать работу с тем, что на самом деле не является не только запросом, но даже и задачей.
Будем считать результат этого длинного отступления первым критерием конструктивного запроса. Вторым может быть позитивная его форма. Иначе говоря, запрос не может быть представлен в форме «Хочу не…» или «Хочу перестать…». Такого рода утверждение обозначает лишь, что человек хочет уйти с некой занимаемой им в данный момент точки жизненного пространства – но чтобы уйти, необходимо определить, в каком направлении сделать хотя бы первый шаг.
Еще один очень важный признак конструктивного запроса – его обращенность исключительно к самому клиенту. Иными словами, нельзя считать конструктивными запросами формулировки типа «Хочу, чтобы кто-то…» или «Хочу, чтобы изменилось…».
Следующим критерием будем считать наличие конкретных признаков, по которым клиент сможет определить, что его желание исполнено. Например, запрос «Хочу научиться отказывать» должен включать в себя конкретные примеры ситуаций, в которых клиент сможет это делать после успешного завершения терапии. Одной из нас в свое время (признаться, давно, при очень еще небольшом профессиональном опыте) пришлось работать с клиенткой, которая упорно в качестве такого признака называла то, что у нее внутри «должна зажечься свечка». Понятно, что работа с таким запросом была изначально обречена не неуспех – как оно в действительности, увы, и произошло.
И, наконец, последним критерием является его ориентированность на действия, события и т.п., а не на изменение чувств или ощущений. В самом деле, что может, например, обозначать запрос «Хочу почувствовать себя уверенным» в устах человека, который своей жизни действительно не имел ни одного серьезного опыта реализации собственных желаний через преодоление сопротивления окружающего мира? Если каждый раз, сталкиваясь с подобным сопротивлением, он отступал, то его неуверенность в себе является, честно говоря, вполне адекватной. И если психотерапевт по недомыслию возьмется за осуществление такого запроса, по сути дела, он согласится помогать в изменении адекватной самооценки на неадекватную!
Психотерапевту очень важно понимать, что ни один человек не является хозяином своих эмоций – он не может заставить себя почувствовать то, чего не чувствует на самом деле, и перестать чувствовать то, что чувствует. В нашей власти находятся лишь способы выражения – или отсутствия такового – этих эмоций. Посему изменение эмоций может иметь место лишь как результат изменения самого процесса жизнедеятельности в результате каких-то действий или усилий человека.
Итак, подытожим все сказанное выше. Критериями конструктивного клиентского запроса являются:
· его соответствие возможностям психотерапевтического воздействия;
· позитивность формулировки;
· обращенность к самому клиенту;
· наличие конкретных признаков, которые смогут свидетельствовать о его реализации;
· ориентированность на действия, а не на эмоции.