Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?
Первая группа | Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это: • руководители • менеджерыпо продажам, медицинские работники • социальные работники • консультанты • преподаватели и т.п. |
Вторая группа | Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт. |
Третья группа | Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. |
Четвертая группа | Это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами. |
Пятая группа | Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. Также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу. |
Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания
Во-первых:
• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
• опыт успешного преодоления профессионального стресса;
• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
• высокая мобильность;
• открытость;
• общительность;
• самостоятельность;
• стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Задание. Определите свою профессиональную позицию во взаимодействии с клиентом.
Вспомните одного из клиентов, с которым вам довелось работать, и создайте его психологический портрет.
_________________________________________________________
Затем ответьте на следующие вопросы:
1. Как вы воспринимаете клиента?
_________________________________________________________
2. Фиксация ролевых или индивидуально-
специфических моментов поведения.
_________________________________________________________
3. Ваше самоощущение в присутствии этого клиента.
_________________________________________________________
4. Влияние, которое вы оказываете
или можете оказать на клиента.
_________________________________________________________
5. Наличие или отсутствие прогностических оценок;
усмотрение перспектив развития клиента.
_________________________________________________________
БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Попытаемся представить сухой реестр базовых психотехник общения консультанта с клиентом. В практике психологической помощи отчетливо выделяются два основных аспекта: собственно воздействие, требующее специфических навыков и умений, и отношения помощи, на фоне которых это воздействие происходит. Владеть базовыми приемами построения отношений необходимо каждому специалисту.
Ниже мы предлагаем техники, которые могут стать практическим руководством для тех, кто стремится овладеть базовыми навыками помогающих отношений.
Принятие
Это один из самых простых, но сильных парадоксов жизни — человек чувствует, что другой искренне принимает его, и начинает думать о том, что стоит измениться. Появляется желание расти, стать другим. Не случайно гуманистические психологи считают принятие «условием психологического исцеления человека», той «почвой, на которой вырастают и крепнут побеги человеческих возможностей».
Язык принятия помогает человеку стать открытым, разделить свои чувства и проблемы с вами. Секрет успешных консультантов кроется в умении внушить людям, которые приходят за помощью, что искренне их принимают и верят, что им под силу справиться с жизненными трудностями.
Помочь человеку почувствовать себя принимаемым можно, просто внимательно слушая его. Это приглашает человека говорить о том, что его беспокоит, смягчает его отрицательные эмоции, усиливает проникновение в более глубокие чувства и сообщает ему: «Тебя принимают таким, какой ты есть, со всеми проблемами...» Можно сказать, что краеугольным камнем консультационного процесса является слушание. Оно помогает установить доверие между его участниками и стимулировать активность клиента.
Четыре варианта слушания
Т. Гордон выделяет четыре различных варианта слушания, которые на первых порах дают психологу-консультанту возможность помочь человеку, имеющему проблемы.
Пассивное (нерефлексивное) слушание — это, по существу, тишина, молчание, но не простое, а «внимающее», когда всё внимание консультанта направлено на клиента. В зависимости от ситуации консультант может выражать понимание, поддержку или одобрение короткими фразами или междометиями («угу», «да», «конечно» и т.п.), кивком головы и другими невербальными средствами (жестами, мимикой, взглядом).