Практические упражнения по теме 1
Задание 1.1.
В таблице 2 перечислены достоинства и недостатки различных способов общения. Вы можете пополнить списки на основании собственного опыта. Разумеется, не следует противопоставлять различные способы коммуникации друг другу: совещания могут выполнять социальные функции, а личные встречи могут иметь чисто деловой характер; служебная записка может сопровождаться личной встречей; за плодотворным телефонным разговором может последовать факс. Продолжите перечень способов общения (не менее трех). Дайте им характеристику, рассмотрите преимущества и недостатки.
Таблица 2
Способы общения
Способ общения | Примеры и/или характеристики | Преимущества | Недостатки |
Деловая переписка | Письма, служебные записки, отчеты, меморандум, протокол | Фиксация в письменном виде Сообщение может быть отправлено многим адресатам Можно прочитать и ответить, когда удобно | Проблема хранения Отсутствия личного контакта |
Электронные средства связи | Электронная почта, факс, телеконференции и т.д. | Скорость, экономия бумаги Немедленный ответ, если получатель на линии связи Часто дешевле переписки | Связь возможна только с абонентами сети Опасность нарушения Конфиденциальность |
Совещания, встречи, переговоры | Несколько человек собираются вместе Формальные/нефор-мальные Запланированные/ незапланирован. Структурированные/неструктурирован- ные | Эффективный механизм для обмена информацией, решения проблем, принятия решений и т.д. Могут убедить группу в необходимости согласования действий | Большие затраты времени Не все, что обсуждается, в равной степени важно для всех участников Неструктурированные совещания могут быть использованы для того, чтобы избежать принятия решений |
Телефонные разговоры | Быстрый обмен информацией с удаленным собеседником при наличии устойчивой связи | Могут получить немедленный ответ Личный контакт с удаленным собеседником Социальная функция | Большие затраты времени при перегружении или ненадежной линии связи Отсутствие записи Отсутствие визуальной обратной связи |
Личные встречи | Самый непосредственный и наиболее распространенный способ обмена информацией (общение) Наиболее предпочитаемый | Личный контакт Возможность немедленно убедиться в понимании и получить ответ Визуальная обратная связь Социальная функции | Большие затраты времени, подготовительные работы Отсутствие записи Опасность отклонения от темы |
Задание 1.2.
Эффективность делового общения во многом зависит от имеющейся информации. Запишите проблемы коммуникации и пути их улучшения в зависимости от вида деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Вид деятельности | Проблемы коммуникации | Улучшение коммуникации |
Получение информации от других групп | ||
Предоставление информации другим группам | ||
Получение информации от подчиненных | ||
Предоставление информации подчиненным |
Задание 1.3.
Опишите деловую одежду мужчины и женщины.
Задание 1.4.
Опишите 2-3 ситуации делового общения, в которых можно использовать жестовую коммуникацию (жесты-иллюстраторы, -регуляторы, -эмблемы, -адапторы, -аффекторы).
Задание 1.5.
Ознакомьтесь с правилами деловой этики (кодекса чести и т.п.) профессиональной группы, которую Вы представляете, фирмы, где Вы работаете или любой другой сферы деятельности (информацию можно взять из Интернета, литературы по менеджменту, общению и т.д.). Включите данный материал в контрольную работу.
Задание 1.6.
При выборе поведенческой тактики Вы можете использовать свои достоинства, не акцентируя внимания на недостатки. Опишите три Ваших достоинства (в чем они заключаются) и ситуации, как Вы их используете. Опишите три Ваших недостатка и как вы их исправляете или думаете исправить.
Задание 1.7.
Опишите тактику Вашего поведения в следующих ситуациях:
1.7.1. Противник допускает намеки, компрометирующие тебя. Тем самым он ставит под сомнение твою мысль при предложение. Его цели: а) перенести критику на тебя, на твою личность; б) приписать тебе явно нелепые высказывания
1.7.2. Собеседник намеренно уводит тебя к ложным выводам, подтасовывает факты для того, чтобы впоследствии уличить тебя в безграмотности и дилетантстве.
1.7.3. Вас грубо одергивают во время разговора (твоей речи, твоих рассуждений).
1.7.4. Часть аудитории настроена к вашему выступлению враждебно. Ваши действия? Как справиться с мешающим слушателем? Слушатели были равнодушны, а затем стали проявлять критическое отношение к выступающему. Каковы возможные причины этого?
1.7.5. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления? Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса? Вы волнуетесь, выступая. Как с помощью взгляда обуздать свое волнение? Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшит; б) улучшит, если только не покоробит слушателей; в) ухудшит. То же относительно личных критериев.
Задание 1.8.
Разработайте поведенческую стратегию и дайте алгоритм поведенческой тактики с описанием всех элементов при устройстве на работу.
Задание 1.9.
Сформулируйте миссию компании, где вы работаете (проходили практику).
Задание 1.10
Определите основные элементы философии компании.
Задание 1. 11. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Упражнения с числами
Назовите (перечислите, не выполняя арифметических действий) возрастающие и убывающие последовательности:
Возрастающую на 2 (3, 4 и т.д.): 2, 4, 6,8. ….100.
Убывающую на 2 (3, 4 и т. д.): 100, 98, 96, 94….2.
Назовите (перечислите, не выполняя арифметических действий) попарно две последовательности:
Возрастающие на 2 и на 3: 2-3, 4-6, 6-9,8-12….66-99.
Убывающие на 2 и на 3: 66-99, 64-96, 62-93, 60-90,… ,2-3.
Перечислите попарно две альтернативные последовательности:
Возрастающую на 2, убывающую на 2: 2-100, 4-98, 6-96, 8-94,…,100-2.
Возрастающую на 2, убывающую на 3: 2-99, 4-96, 6-93, 8-90,…,66-3.
Перечислите последовательности, каждый член которых состоит из трех чисел (числа выберите самостоятельно).
Упражнения со словами
Напишите синонимы следующих слов: важный, самоуверенный, глупец, шарм, интересный, печальный, письмо, друг.
Наугад выберете 6 слов из перечисленных ниже. Напишите рассказ на одну страницу за 15 минут.
Фиаско, статуя, дерево, вор, юрист, дворец, армия, нос, пальто, харизма, коробка, палка, хоккей, ковбой, суфле, фанера, финиш, сон, экономия, ноготь.
Как бы вы описали следующие понятия совершенно незнакомому с ними человеку:
птица, чайник, стол, стул, пальто, река, арбуз, дыня, статуя.
Упражнения со стихами
Запомните следующее стихотворение:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос? Достольно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
В. Шекспир
Прочтите стихотворение, пронумеровав каждое слово:
1 Быть 2 или 3 не и т.д.
Прочтите стихотворение, называя количество букв в каждом слове:
4 Быть 3 или 2 не 4 быть и т.д.
Задание 1.12
Разработайте девиз или лозунг компании.
Задание 1.13.
Используя литературу по деловому общению, протоколу и этикету, менеджменту, Интернет и др., опишите национальные особенности делового общения в 3-5 страницах (США, Франции, Германии, Японии, Арабских Эмиратов и других стран).
Задание 1. 14.
Общение в условиях различных национальных культур.
Цель нижеописанной ситуации - заставить участников группы почувствовать проблемы общения в условиях различных культур многонационального коллектива.
а) Прочитайте текст ситуации и варианты ответов (10 мин.). Постройте возможные ответы (поставьте баллы) в порядке повышения вероятности (1 - низкий балл, 5 - высший).
Ситуация. Ахмед недавно эмигрировал в Австралию и нашел себе место менеджера в довольно маленькой, конкурентоспособной частной компании, выпускающей электронное оборудование. Он очень толковый, симпатичный человек, и в компании считают, что им повезло с ним.
В прошлое воскресенье его пригласили на барбекю по случаю заключения нового крупного контракта. Угощение было обильным - там были "ангелы на конях" и другие экзотические закуски, всевозможные салаты, ромовые бабы и целый поросенок, зажаренный на вертеле. Спиртное лилось рекой - пиво, различные крепкие напитки и пунш, щедро сдобренный водкой.
Генеральный директор, организовавший барбекю в собственном саду, старался всячески угодить Ахмеду. Он знал, что Ахмед стойко выдержал культурный шок, вызванный переездом в другую страну, что он хочет обзавестись друзьями и старателен в работе. Однако сегодня Ахмед был невыносим.
Для начала он прибыл один и ни словом не обмолвился о своей жене, хотя директор знал, что он женат, и был заранее уверен, что Ахмед возьмет жену с собой, чтобы представить ее присутствующим. Затем Ахмед, который по собственному признанию, был страшно голоден, отказался что-либо есть или пить и через 20 минут, коротко извинившись, ушел с вечеринки. Более того - свой следующий рабочий день Ахмед провел в том же дурном настроении. Генеральный директор начал думать, что Ахмед так не сможет прижиться. Что же, в конце концов, с ним стряслось?
Варианты ответов:
Ответ А. Когда Ахмед увидел, что все его коллеги пришли на вечеринку со своими женами, он был оскорблен тем фактом, что его жену не пригласили официально.
Ответ Б. Ахмед не взял с собой жену, потому что его брак был на грани распада; именно поэтому он держался столь неприветливо.
Ответ В. Ахмеда оскорбило присутствие секретарш и прочего обслуживающего персонала, так как он думал, что вечеринка предназначена только для менеджеров.
Ответ Г. Культурный шок, который переживал Ахмед, был сильнее, чем казалось его шефу. Он чувствовал себя настолько не в своей тарелке, что не мог расслабиться и радоваться жизни.
Ответ Д. Ахмед - мусульманин. Когда он увидел, что на столе нет ничего, что он мог бы съесть или выпить, то ушел, так как был сильно голоден. Он понимал, что наступает невежливо а на следующий день держался напряженно потому, что не знал, как ему объяснить суть проблемы и в то же время не "раздуть" ее.