Изучение этиологии детских неврозов
Учение о неврозах, пограничных состояниях, их предупреждении, лечении реабилитации основывается на фундаментальных работах отечественных психологов и психиатров1.
Понимание невроза как болезни личности, рассмотрение пограничных состояний в качестве особой формы личностного развития проводятся во многих психологических исследованиях2.
'А.Г. Амбрумова, 1981; Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев, 1983; А.И. Белкин, 1978; Б.С, Братусь, П.И. Сидоров. 1984; М.П. Бурно, 1981; М.И. Буянов, 1976; И.Е. Вольперт, 1979; В.М. Воловик, 1980; В.И. Гар-бузов и др., 1977; Ж.М. Глозман, 1987; Б.З. Драпкин, 1981; А.И. Захаров, 1982; Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, 1986; Г.Л. Исурина, 1983; М.М. Кабанов, 1983; Е.В. Кайдановская, 1987; Б.Д. Карвасарский, 1980, 1985; ВВ. Ковалев, 1985; Г.В. Козловская, 1985; В.В. Лебединский, 1985; А.Е. Личко, 1979; Т.М. Мишина, 1983; В.К. Мягер, 1983; Ю.Б. Некрасова, 1986; В.В. Николаева, 1983; Ю.Ф. Поляков, 1986; В.Е. Рожнов,
1982; Г.Н. Сердюковская, 1985; A.M. Свядощ, 1982; Л.С. Цветкова, 1985; В.М. Шкловский, 1982; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и другие.
2 Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, 1980; О.В. Баженова, 1986; Ф.В. Бассин, 1978; А.А. Бодалев, 1986; А.Я. Варга, 1987; Ф.Е. Василюк. 1984; В.К. Вилюнас, 1985; Л.Я. Гозман, 1987; Ю.Б. Гиппенрейтер, 1982; Б.В. Зейгарник, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, 1986; Г.А. Ковалев, 1987; И.С. Кон, 1986; А.Ф. Копьев, 1981; B.C. Мухина, 1980; А.В. Петровский, 1982; Л.А. Петровская, 1985; А.А. Пузырей, 1986; Е.Т. Соколова, 1982; В.В. Сталин, 1983; В.А. Смехов, 1981; Е.В. Субботский, 1981;
Г.Т. Хоментаускас, 1985 и другие.
В той или иной степени во всех исследованиях авто-ры исходят из представления о полифакторной этиологии неврозов, из признания того положения, что в возникно-вении и развитии невроза взаимодействуют биологичес- кие, психологические и социальные механизмы. Наиб лее распространенной является точка зрения, согласно которой невроз определяется как психогенное заболева-ние, в возникновении, течении и лечении которого в дущая роль принадлежит психологическим факторам.
Этиологические факторы детских неврозов, по дан-ным отечественных авторов, могут быть подразделена следующие группы: психическая травма (1); пренев-ротические патохарактерологические радикалы (2); hа-рушение системы отношений, и прежде всего дисгармо-ния семейных отношений (3); дисгармония семейного воспитания (4).
Психическая травма (1) — это внешние раздражи-ли, оказывающие патогенное болезненное воздействие на индивида. Психическая травматизация не только опреде-ляет характерные для невроза картины клинических рас-стройств, но и входит в качестве важного компонента в психологическую структуру невротического состояния.
Выделяют однократно, стремительно действующие сверхсильные раздражители — острые психические трав-мы. В детском возрасте к таким острым травмам относят-ся испуг, острый внутрисемейный конфликт, конфликт в детском саду или школе. Вместе с тем многочисленными исследования показывают, что в детском возрасте зна-чительно большее патогенное значение имеют не острые, а затяжные психические травмы. Хронические травмы, психотравмирующие ситуации, — это относительно сла-бые, но длительно действующие и многократно повторя-ющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмиру-ющие ситуации непосредственно вытекают из семейные отношений и тесно связаны с взаимодействием между
детьми и родителями. Следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывает не само по себе внешнее воздействие, будь оно острым или хроническим, а его значимость для человека. Таким образом, психотравмирующее воздействие локализуется как бы не вне индивида, а внутри него. Именно поэтому при описании форм психической травматизации необходимо указывать, на кого, на какую личность, а точнее, на какую систему значимых переживаний и личностных смыслов данное воздействие оказано, или, иначе, для какого ребенка и почему данная ситуация оказалась психотравмирующей.
Описаны характерные условия неправильного воспитания, т. е. травмирующие ситуации в семье, которые предрасполагают к возникновению невротических расстройств по типу истерического невроза, невроза навязчивых состояний и неврастении (Р. А. Зачепицкий, Е. К. Яковлева, 1960; Б. Д. Карвасарский, 1980; В. Н. Мяси-щев, 1960). У больных с истерическим неврозом — это обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания, беспричинной уступчивости, когда ребенку все позволено, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что приводит к неадекватному завышению уровня притязания. Особенности характера, присущие больным с истерическим неврозом, могут формироваться и при безразличном отношении по типу «отвержения», а также в обстановке грубо деспотического подавляющего воспитания.
Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и лишения собственной инициативы. Особое Патогенное значение имеет предъявление противоречивых требований.
Преморбидные особенности личности больных не-врастенией формируются прежде всего в условиях, ког-да постоянно стимулируется нездоровое стремление к успеху без реального учета сил и возможностей индиви-да. Таким образом, патогенное значение психической травмы нельзя рассматривать в изоляции от сложивше-гося или складывающегося преневротического патохарак-терологического радикала.
Преневротические патохарактерологические радика-лы (2), формирующиеся в детском возрасте, подробно изучены в последние годы рядом авторов.
Основным радикалом, предшествующим формиро-ванию всех преневротических состояний, является по-вышенная тревожность, ощущение беспокойства, кото-рое постоянно испытывает ребенок.
У детей первых лет жизни беспокойство может про-являться эмоциональной лабильностью вместе с общим сниженным фоном настроения, плаксивостью, ослабле-нием аппетита, сосанием пальцев и предметов, грыза-нием ногтей.
Особенность преморбидного развития детей из груп-пы риска проявляется в эмоциональной чувствительнос-ти, являющейся следствием ощущения беспокойства. Бес-покойство заостряет эмоциональную чувствительность виде сензитивности, ранимости, запечетлеваемости не-приятных событий, обидчивости и в дальнейшем склонности «все близко принимать к сердцу», легко pi страиваться и волноваться.
А. И. Захаров (1982) группирует преморбидные осо-бенности развития детей следующим образом: 1) сензи-тивность (эмоциональная чувствительность и ранимость, 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «Я»; 4) инпрессивность (внутренний тип перера-ботки эмоций); 5) латентность (потенциальность - от-носительно более постепенное раскрытие возможностей
личности); 6) противоречивость развития вследствие труд-носовместимости конституциональной констелляции некоторых черт темперамента и характера; 7) неравномерность психического развития, обусловленная действием предшествующих факторов.
Автор, описывая ребенка, заболевающего впоследствии неврозом, дает такие характеристики: ребенок выглядит повышенно впечатлительным, эмоционально чувствительным и ранимым, обостренно реагирующим на отношение окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешнее выражение чувств и переживаний, наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым, с выраженным чувством «Я».
В. И. Гарбузов (1977) выделяют 9 типов преневротического характерологического радикала. Они формируются при разном сочетании 3 типов воспитания (отвергающее, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое) с 3 видами темперамента (холерического, сангвинического, флегматического). Типы следующие: «агрессивность и честолюбие», «педантичность», «благоразумность», «тревожная синтонность», «инфантильность и психомоторная нестабильность», «комфортность и зависимость», «тревожная мнительность и замкнутость», «контрастность».
Автор считает преневротический характерологический радикал «контрастности» особенно типичным для преморбидной личности. Ей свойственна противоречивость всех личностных характеристик: внешне горд, силен, самоуверен — внутренне раним, обидчив; драчун, агрессивен — в то же время робок, боязлив; стремление к лидерству и неверие в свои силы, пассивность; «презрительное» отношение к сверстникам и сверхчувствительность к их оценке его личностных достоинств; при правдолюбии и требовании искренности от других —
скрытность, недоверчивость и подозрительность; сложность и контрастность отношения к родителям: при страхе их заболевания и смерти, высокой степени оза-боченности их делами — грубое, неласковое к ним отношение.
Для детей с таким преневротическим характероло-гическим радикалом характерно болезненное самолюбие, эгоцентричность, болезненная мнительность и сверхтребовательность к себе, тотальная неудовлетворительность собой.
Нарушения системы семейного воспитания, дисгармонии семейных отношений (3), по данным исследований, являются основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей.
Дисгармония, дестабилизация семьи — это негатив-ный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений — их ригидность, с другой — искаже- ния в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.
Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют структуру семьи, семейную целостность. В здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членами семьи са- мостоятельно решать противоречия и конфликты.
В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних -и внутренних функций.
Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений. Установление близких, дружеских, взаимозависимых контактов становится самодовлеющим и доминирующим требованием каждого члена семьи, реализуемым даже ценой сдерживания развития семьи в целом и каждой личности, ухода от действительности и ее искажения. Установление дистанции перестает быть результатом ответственного выбора взаимных прав и обязанностей, но становится формой обособленности, способом избежать ответственности за других и сохранить в неприкосновенности некоторый, как правило, искаженный образ «Я». Содержание семейного «Мы» оказывается либо «семейным мифом», либо псевдорациональным «семейным контрфактом» (В. В. Столин, 1983).
Т. М. Мишина (1977) выделяет три основных типа «невротических» супружеских пар: с отношениями «соперничества», «псевдосотрудничества» и «изоляции».
Соперничество. Структура отношений носит противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью, несформированнос-тью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность за поведение пары как целого. Конфликты могут быть представлены как противоречия главным образом в сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия, где сталкиваются значимые потребности партнеров.
Псевдосотрудничество. С внешней стороны отношения этого типа выглядят ровными и согласованными, с элементами преувеличенного выражения заботы о партнере. Поводы к возникновению конфликтов в семье лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами, касающимися работы или общения.
Изоляция. В совместной деятельности супруги оста-ются эмоционально обособленными, оказываются не-заинтересованными друг в друге как в муже и жене. Кон-фликтные ситуации возникают при нарушении «границ изоляции».
На основе клинических наблюдений выделяются
другие типы семей: «эмоционально-отчужденные», «ри-
гидно-рационалистические»; введены понятия «недиф-
ференцированной семейной эго-массы», «эмоциональ-
ного развода», «межперсонального слияния» и многие
другие.
Т. М. Мишина определяет семейные конфликты как такое обострение интерперсональных отношений в се-мейной группе, когда позиции, отношения, цели сто-рон становятся несовместимыми, взаимоисключающи-ми либо воспринимаются как таковые. В последнем случае конфликт имеет субъективный характер, объективной несовместимости нет и, следовательно, сохраняется воз-можность восстановления семейного равновесия на но-вой основе.
В основе семейных конфликтов, то есть дисгармо-ничного взаимодействия, лежат неадекватность воспри-ятия (Л. А. Петровская, 1982), незрелые отношения взаи-мозависимости — отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в сопер-ничестве, доминантности, защите, опеке (Т. М. Миши на, 1977).
Семьи с нарушенными отношениями не могут са-мостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации» отсутствие способности к совместной деятельности ( частности, неспособность к согласованности в вопрос воспитания детей). Уровень психологического напряже-
ния в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. В характере взаимодействия супружеских пар при неврозах отмечен ряд особенностей, отличающихся от функционирования здоровой семьи: неадекватность взаимной перцепции, меньшая согласованность представлений о паре и преобладание изолированных решений над кооперативными. Невротические пары имеют тенденцию к одинаковому типу реагирования (застревание на препятствия) у обоих супругов и различной направленности реагирования (интроверсия — экстраверсия). В здоровых семьях соотношение этих личностных качеств обратное. В нестабильных семьях всегда есть скрытый вопрос о том, какими правами наделены разные члены семьи, кто в семье провоцирует противоречия без возможности их разрешения. Любые темы, требующие непосредственного сотрудничества, вызывают вопрос: «Кто должен решать?» В нестабильных семьях это почти всегда ведет к конфликтам. В стабильно неудовлетворенных семьях вопрос практически никогда не решается.
Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохарактерологического радикала.
Помимо воздействия на развитие ребенка в семье со стороны супружеских отношений, многими авторами изучались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания (4). Еще в 30-х годах выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением
детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
В отечественной литературе педагогического направления, посвященной роли семейного воспитания в формировании психологического и личностного облика ребенка, наиболее известна работа А. С. Макаренко (1956). Автор выделил несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны: авторитет любви, доброты, уважения.
Более активно разрабатывается эта проблема в рамках отечественных клинико-психологических исследований. Были выделены неблагоприятные факторы воспита- ния, внутрисемейной атмосферы, сопутствующие развитию невроза у ребенка. Они разделялись по типу воспитания и видам родительского контроля.
Э. Г. Эйдемиллер (1980) выделил шесть типов воспи -тания детей, страдающих психопатиями: потворствующая гиперпротекция, содействующая развитию истероидных и гипертимных черт характера; доминирующая гиперпротекция, усиливающая астенические черты характера ребенка; эмоциональное отвержение ребенка и жестокость, способствующее акцентуации по эпилептоидному , типу; повышенная моральная ответственность, стимули -рующая развитие психоастенического характера; безнал -зорность, сопровождающая гипертимность и неустойчи -вость поведения подростка.
В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев (1977) считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению невротических реакций у детей, является неправиль-
ное воспитание. Выделяются три основных типа неправильности воспитания.
1. Отвергающее (непринятие). Оно обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства.
2. Гиперсоциализирующее. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи.
3. Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывают представление «Я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.
А. И. Захаровым (1982) при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса.
1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: а) гиперопека; б) опека; в) принятие; г) непринятие.
2. Параметр контроля: а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г) ограничительный.
3. Последовательность — непоследовательность.
4. Аффективная устойчивость — неустойчивость.
5. Тревожность — нетревожность.
Кроме того, в работе исследуются различные сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов. Например, ограничителъство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «раз-
решительство», непоследовательность — к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу навязчивых состояний.
В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания:
1. Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.
2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
3. Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.
4. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
В работе А. Я. Варга (1987) описаны три неблагопри- . ятных для ребенка патогенных типа родительского отно- ,. шения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий. Последний характеризуется приписыванием ребенку болезненности, слабости, личностной несо- стоятельности. Этот тип воспитания был назван автором воспитанием с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику».