В результате освоения темы занятия студенты
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра Психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой,
профессор А.Ф.Амиров
«___» _______________ 2011 г.
Дисциплина Педагогика и психология
Специальность (код, название) Лечебное дело
Курс 1……………………… Семестр …III
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
на тему: «Элементы социальной психологии
И их учет в деятельности врача. Психология общения
в медицинской практике»
Методические указания
для студентов 1 курса
Уфа 2011
Тема: «Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача. Психология общения в медицинской практике»» разработанана основании типовой учебной программы дисциплины Педагогика и психология (ВУНМЦ, М., 2011 г.) и в соответствии с основной образовательной программой подготовки специалистов по специальности 060101- Лечебное дело, рабочей программой дисциплины Педагогика и психология, утвержденной «7» сентября 2011 г. председателем КНМС, проректором доц. Цыглиным А.А.
Авторы: к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики О.В.Кудашкина
Рецензент: профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» д.п.н. Штейнберг В.Э.
Утверждены на заседании кафедры педагогики и психологии протокол № 1 от «30» августа 2011 г.
Тема: «Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача. Психология общения в медицинской практике»
Актуальность темы определяется важностью и многоаспектностью общения, его ролью как в процессе становления и самореализации личности, так и при осуществлении медицинской деятельности.
1. Цель занятий: Обеспечить системное усвоение вопросов темы сформировать представление об общении, его структуре, видах, типах. Формировать представление об общении в процессе медицинской деятельности – этических нормах общения и принципов поведения врача, основных формах и особенностях общения, видов слушания в медицинской практике.
В результате освоения темы занятия студенты
должны знать:
- аспекты общения – цель, содержание, средства;
- структуру общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны;
- виды общения;
- характеристику невербального общения;
- особенности организации беседы в медицинской практике;
- основные методы (техники) убеждения больного в процессе общения с медицинским работником;
- формы общения врача и пациента (руководство, сотрудничество, договорная (контрактная) форма взаимоотношений);
- функции общения в медицинской практике;
- виды слушания в медицинской практике;
- особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста;
должны уметь:
• применять теоретические знания при выполнение заданий по изучаемой теме;
• применять и использовать сформированные компетенции в процессе планирования, организации и осуществления своей профессиональной деятельности.
3. Вид занятий: практическое занятие
4. Продолжительность занятий: 6 час.
5. Оснащение: дидактический материал
6. Структура занятий:
Вопросы для самоподготовки:
1) Этиология …..;
2) основные механизмы патогенеза…..;
3) классификация……;
4) клинические проявления ……;
5) лабораторно-инструментальные методы исследования……..
1. Вид занятия: практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, итоговое, коллоквиум и др.
2. Продолжительность занятия: __________________________
(в академических часах)
6. Оснащение:
6.1. Дидактический материал(кино- и видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи, деловые игры, фантомы, тренажеры и др.);
6.2. ТСО(компьютеры, видеодвойка, мультимедийные проекторы и др.)
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Задания для самоконтроля: (
1. Перечислите и раскройте функции общения.
2. Что включает в себя структура общения?
3. Какие коммуникативные барьеры мешают адекватной передаче информации?
4. Дайте характеристику вербальной коммуникации.
5. Как невербальные средства влияют на восприятие информации? Приведите примеры.
6. Что представляет собой интерактивная сторона общения?
7. Дайте определение конфликта. Как развивается конфликт? Каковы условия конструктивного разрешения конфликта?
8. Что представляет собой перцептивная сторона общения?
9. Перечислите и охарактеризуйте виды общения.
10. В чем суть императивного, манипулятивного, диалогического общения?
11. Какие основные формы общения врача и пациента вам известны?
12. Укажите основные виды слушания в медицинской практике.
13. Какие структурные элементы характерны для беседы в медицинской практике? Охарактеризуйте их.
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (выполнение упражнений, выполнение психодиагностических методик)
Упражнение 1.«Позитивное представление»
Описание упражнения: каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так — вплоть до последнего участника.
Упражнение 2. «Испорченный телефон»
Описание упражнения: в упражнение участвует 6-8 человек. Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.
Пример сообщения: В нашу школу купили новые компьютеры. Через месяц, в помещении, где сейчас находиться библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на пришкольной территории.
Получивший сообщение участник зовет следующего и предает сообщение ему, тот – следующему и т.д. Обсуждение.
Упражнение 3. «Ожившая строка»
Группа разбивается на подгруппы по 5-6 человек. Каждая подгруппа получает список, состоящий из одинаковых песенных строк. Варианты:
- «Мы едем, едем, едем в далекие края …»
- «Дружба начинается с улыбки …»
- «Ты меня на рассвете разбудишь …»
- «Все пройдет – и печаль, и радость …»
- «Я возвращаю Ваш портрет…»
- «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу…»
Выбрав «свою» строчку, не сообщая остальным, каждая подгруппа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую»строку показывает вся подгруппа, остальные - отгадывают. Обсуждение.
Упражнение 4.«Настойчивость — сопротивление».
Работа в парах. «Настаивающий» выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), «сопротивляющийся» выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. «Настаивающий» должен, отвечать различными убедительными доводами. «Сопротивляющийся» должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если „сопротивляющийся" скажет: «Ты меня убедил», или «настаивающий»: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей.
Упражнение 5. Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить:
1) совершать пробежки
а) мужчину среднего возраста
б) даму средних лет
в) пожилого мужчину
2) бросить курить
а) восьмиклассника
б) тридцатилетнюю женщину
в) мужчину среднего возраста
Упражнение 5. «Стили поведения»
Ведущий делит группу на 4 подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому из четырех карточек, предложенных ведущим достается одна с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом.
Содержание текстов на карточках:
Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Приспособление «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Компромисс «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый
должен что-то проиграть».
Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
В течение 15 - 20 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения.
После показанной сцены вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия «девизу» и заявленному стилю.
При несоответствии показанного в сцене заданию, группа и ведущий вносят в него коррективы, «на ходу» разыгрывая другой вариант. Затем проходит обсуждение увиденного.