Психодиагностика в дореволюционной
России и в СССР
Становление и развитие психологического тестирования не оставалось без вни- мания российских психологов. В дореволюционной России начала XX в. тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к тестам проявляли педа-
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 85
|
Родился в 1860 г. Профессор Московского университета, выдающий- ся специалист в области психиатрии, неврологии и психологии. Ос- новоположник детской неврологии в России. Описал специфический патологический рефлекс, известный в дальнейшем под его именем. Выдвинул идею количественной оценки духовной жизни человека с цельювыявленияиндивидуальносвоеобразногопрофиляразвития больной и здоровой личности. «Психологические профили» Россоли- мо являются передовыми по сравнению с диагностическими разра- ботками на Западе. Умер в 1928 г.
гоги,' надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одаренности уча- щихся, особенностях их личности, осуществить диагноз и прогноз психического развития. Делались попытки организации при школах кабинетов для эксперимен- тально-психологического (тестового) обследования учащихся. Сторонники есте- ственно-научного направления в развитии психологии (А. П. Нечаев, Н. Е. Ру- мянцев, Г. И. Россолимо и др.) активно способствовали распространению идей тестирования, зачастую, подобно своим западным коллегам, возлагая на тесты слишком большие надежды.
Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую оче- редь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г. И. Россолимо и Ф. Е. Рыбакова. В 1908 г. Григорий Иванович Россолимопубликует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психоло- гии и психодиагностики под названием «Психологические профили».Г. И. Рос- солимо, конструируя тест, шел не эмпирическим путем, а разработал систему те- оретических представлений о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от име- ющих разные степени умственной отсталости (ср. с исследованиями А. Бине). Эта задача была успешно решена в новой для психологического тестирования того времени форме — теста, состоящего из 11 субтестов (субтесты основывались на выделении 11 психических процессов, которые разбивалась на пять групп: вни- мание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы) и позволя- ющего представить полученные данные в виде профиля. Задания варьировались по категориям обследуемых (дети, взрослые интеллигентные, взрослые неинтел- лигентные). Впервые была предложена и формула перевода профиля с графиче- ского языка на арифметический. «Профили» получили высокую оценку научной общественности, были переведены на несколько языков.
|
ских разработок в России — забвение на родине, но использование и развитие (ча- сто под другими именами) за рубежом.
Так же как и в зарубежье, в России того времени звучали призывы к трезвой оценке тестов, призывы, сопровождающие развитие психологического тестирова-
86 Глава 1. История психодиагностики. Введение
ния во всех странах и свидетельствующие прежде всего об огромном социальном значении этих исследований. В 1912 г. Г. И. Челпанов всячески подчеркивал, что
«психологические тесты имеют исключительно научное значение, т. е. могут при- меняться исключительно только для научных исследований, но не для практиче- ских целей»1. Это мнение Г. И. Челпанова, одного из создателей и первого руко- водителя Психологического института, основывалось на том, что тесты дают зна- ния лишь об отдельных проявлениях личности, которые к тому же требуют не одномоментного, а длительного изучения, не обеспечиваемого тестированием.
В советский период в педологии и психотехнике 1920-1930-х гг. практика те- стирования набирает обороты. Тесты получают широчайшее применение прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области психологического тестирования М. Я. Басов, М. С. Бернштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, С. М. Василейский, С. Г. Геллерштейн, В. М. Коган, Н. Д. Леви- тов, А. А. Люблинская, Г. И. Россолимо, И. Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др.
На Украине публикуют свои новаторские исследования А. М. Мандрыка и М. Ю. Сыркин. Основное внимание в их работах уделяется теоретическим аспек- там прикладной статистики в психологическом тестировании (Мандрыка, 1931), а также критериям точности тестовых испытаний и сопряженности получаемых данных с социальными факторами (Сыркин, 1929). Особо следует отметить вклад Л. С. Выготского. Разработанное этим выдающимся психологом учение о психоло- гическом диагнозе, его особенностях и этапах сохраняет свое значение и поныне.
Многие идеи и разработки тех лет не только соответствовали мировому уров- ню, но и опережали его. В то же время продолжаются жаркие дискуссии об ин- струментах измерения индивидуальных различий. Многие критики отмечают отсутствие теоретического обоснования тестов, без которого они превращаются в «наукообразную игру в бирюльки... портят жизнь, как взрослого, так и ребен- ка»2. Среди противников тестов были такие известные психологи и педагоги, как К. Н. Корнилов, А. В. Залкинд, С. С. Моложавый, наконец Н. К. Крупская. Почти в одно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927), научная и педаго- гическая общественность страны то выступает за самую широкую тестологиче- скую практику (I Педологический съезд), то признает тесты недопустимыми для всеобщего пользования (Конференция по вопросу об оценке успеваемости уча- щихся при педагогической студии НКП РСФСР). Дискуссии, как и тестирование, были прерваны известным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических из- вращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г.
О чем же шла речь в этом печально знаменитом постановлении, которое всеми пишущими на эту тему только упоминается? Ознакомимся с основными положе- ниями в том виде, как они были сформулированы более 65 лет назад.
В постановлении указывается, что «практика педологов, протекавшая в пол- ном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложнонаучным экспериментам и проведению среди школьников бесчисленного количества обсле-
|
|
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 87
дований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией. Эти якобы научные «обследования», проводимые среди большого ко- личества учащихся и их родителей, направлялись по преимуществу против не- успевающих или не укладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать якобы с «научной» «биосоциальной» точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспе- ваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отри- цательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива».
В этих же целях действовала обширная система обследований умственного раз- вития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую поч- ву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное изде- вательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6-7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его ум- ственной одаренности. Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных».
В документе отмечалось, что «...представителям нынешней так называемой пе- дологии предоставляется широкая возможность проповеди вредных лженаучных взглядов и производства массовых, более чем сомнительных экспериментов над детьми». ЦК ВКП(б) осудил теорию и практику педологии, признав ее базиру- ющейся на ложнонаучных антимарксистских положениях, и потребовал преодо- ления антинаучных принципов и взглядов педологов, их суровой критики. В по- становляющей части один из пунктов гласит: «Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники»1. Таковы важнейшие из имеющих от- ношение к психологическому тестированию положения этого постановления.
Как видно, один из наиболее «тяжелых» упреков в адрес тестов состоял в том, что с их помощью все большее и большее число детей относили к умственно от- сталым. Как же реально обстояло дело с интеллектуальным развитием подраста- ющего поколения в то время? В диагностических исследованиях, проведенных в
1920-е гг., были получены данные о том, что существуют национальные и соци- альные отличия в уровне интеллектуального развития детей. Широкую извест- ность приобрели исследования интеллекта детей в Узбекистане. Было обнаруже- но, что уровень интеллекта узбекских детей, сравнительно с русскими и украин- скими учащимися, значительно ниже. Причины интеллектуального отставания этих детей виделись в тяжелых социально-бытовых условиях, особенностях фи- зиологического развития. Не только среднеазиатские дети, но и дети славянского пролетариата и крестьян оказались обладающими низким интеллектом. Соответ- ствующие обследования конца 1920-х гг. показали, что IQ советских учащихся в среднем на 7 % ниже, чем американских школьников. При этом IQ детей служа- щих был более высоким, чем у детей рабочих, а самый низкий — у детей крестьян.
|
страны, закрыт журнал «Советская психотехника».
88 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Социальные различия в интеллекте между детьми рабочих и служащих носили устойчивый характер1. Если к этому добавить исследования интеллекта взрослых, где у выходцев из рабоче-крестьянской среды также отмечался невысокий IQ, и данные о том, что одаренная интеллигенция оказывалось родом из дворянства, духовенства и купечества, то нетрудно представить себе идеологическую реакцию победившего класса на такие исследования.
В научной литературе советского времени единственным объяснением вмеша- тельства высших партийных инстанций было указание на то, что интенсивное и неконтролируемое использование «бессмысленных» тестов в промышленности и народном образовании привело к серьезным ошибкам в деле обучения, воспита- ния, наконец, классификации работников по различным профессиям. Согласно официальной позиции, ввиду надвигающейся тестомании2, ее вреда и было при- нято это постановление, которое «положило конец "тестологии" и расчистило путь для дальнейшего плодотворного развития советской психологической науки» (М. Г. Ярошевский, 1950).
И все-таки почему понадобилось накладывать запрет на все работы в области
«тестологии»? Только ли потому, что тесты обнаруживали недостаточный уро- вень интеллекта нового правящего класса? Верно, что теория психологического тестирования существенно отставала от практики, как верно и то, что тесты не- редко попадали в руки тех, кто не имел должной психологической подготовки. Издержки практики тестирования отождествлялись с недостатками тестов. Но не это основные причины запрета тестирования.
Выступая на I Всесоюзном педологическом съезде (1927), К. Н. Корнилов го- ворил: «Позвольте вас спросить, для чего применяют тесты? Если все это прово- дится на Западе, то другое дело все же советская школа, потому что в нашей жиз- ни мы вовсе не ценим фактора интеллекта так высоко, как на Западе. Интеллек- туально одаренный человек у нас не значит: пригодный к жизни». Здесь дан, возможно помимо воли автора, ответ на вопрос, почему тесты стали неугодны. Хотя речь и идет о тестах интеллекта, тех самых, с помощью которых «всегда мож- но "доказать", что дети буржуазии дают более высокие показатели, чем дети тру- дящихся» (А. В. Петровский, 1967), сказанное может быть распространено на лю- бые методики измерения индивидуальных различий.
Психологические тесты становятся ненужными, более того, вредными тогда, когда обществом (или от его имени) найдены какие-либо отличные от научных критерии, определяющие, например, способность его членов к той или иной дея- тельности. В качестве таких критериев может выступать принадлежность к опре- деленному классу, партии, личная преданность лидеру, конфронтация с властью (или ее отсутствие) в прошлом и т. п. Поэтому-то в истории советской психоло- гии утверждается, что «проблема тестов всегда являлась (выделено мной. — Л. Б.)
|
развития населения СССР в двадцатые годы // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 3. — С. 149-159.
|
1930 годы в стране использовались 25 отечественных и 17 зарубежных тестов.
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 89
одной из наиболее острых проблем методологического вооружения психологи- ческой науки»1.
Любопытно, что работающий совсем в иных социальных условиях американ- ский психолог О. Брим, анализируя причины негативных установок по отноше- нию к тестам в США, указал на две основных, но собственно к науке отношения не имеющих. Первая — личностные особенности критиков-противников, среди которых преобладают лица авторитарного типа, противящиеся любым социаль- ным переменам и, как правило, принадлежащие к правым политическим форми- рованиям. Вторая причина усматривается в системе социальных ценностей обще- ства. Залогом позитивного отношения к тестам является одобрение обществом принципа конкуренции между его членами, принципа, в соответствии с которым ведущие роли должны быть отданы наиболее талантливым людям.
Ущерб, нанесенный психологической науке разгромом психотехники и борь- бой с «педологическими извращениями», огромен и сопоставим, пожалуй, лишь с теми потерями, которые понесли биология и кибернетика. В 1930-е гг. были лик- видированы те направления исследований, которые являлись связующими звень- ями психологии с практикой.
О психологических тестах советские психологи старались забыть как о страш- ном сне. Судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследно исчезнувших в годы репрессий середины 1930-х гг., становятся извест- ными только сегодня. Многие ученые были уничтожены. Трагическим примером может служить судьба И. Н. Шпильрейна, психотехнические исследования кото- рого были посвящены изучению профессий, научной организации труда, разра- ботке методик отбора для Красной армии. В 1935 г. он был арестован по обвине- нию в антисоветской деятельности, а в декабре 1937 г. — расстрелян.
В предвоенный период (1935-1941) и более чем два послевоенных десятиле- тия советская психология всячески избегает всего того, что связано с индивиду- ально-психологическими различиями и их измерением2.
В 1960-1970-е гг. в советской психологии, в противовес зарубежной, развива- ется так называемый «качественный подход», реализуемый прежде всего в диаг- ностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способно- стей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способ- ности к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкого крута задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, т. е. неприспо- собленности к запросам практики, не могла заменить тесты.
Можно достаточно точно указать на время возрождения тестологических (пси- ходиагностических) исследований в советской психологии. В марте 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была призна-
|
|
90 Глава 1. История психодиагностики. Введение
на одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуж- давшейся во внимании со стороны исследователей. И, хотя этому предшествовали публикации ведущих советских ученых1, доказывающих принципиальную несо- стоятельность буржуазных тестов и призывающих разрабатывать диагностиче- ские методики на основе марксистских принципов, большинством психологов ре- шение ЦС ОП СССР было воспринято как долгожданное официальное «разре- шение на тесты».
В период, предшествовавший «разрешению на тесты», звучали не только голо- са тех, кто доказывал их несостоятельность. Следует отметить особо вклад Ленин- градской психологической школы в становление советской психодиагностики. Во многом благодаря инициативе со стороны Б. Г. Ананьева, признанного лидера ле- нинградских психологов, тесты начинают занимать полноправное место в психо- логических исследованиях. Осуществлявшийся под руководством Ананьева гран- диозный проект комплексного исследования человека потребовал привлечения тестов интеллекта, личностных опросников и других малоизвестных тогдашним психологам диагностических инструментов. Не оставался в стороне и основанный Бехтеревым Ленинградский психоневрологический институт. Благодаря работам психологов и психиатров этого научного учреждения, психологическая обще- ственность страны получила возможность познакомиться не только со многими зарубежными методиками, но и с первыми клинико-психологическими исследо- ваниями, проведенными с их помощью.
Говоря об этом времени, хотелось бы обратить внимание на то, что с самого начала именно задача развития психодиагностики, а не, предположим, психоло- гического тестирования или тестологии, ставилась перед советскими учеными. Трудно ответить на вопрос о причине использования именно этого термина. Мож- но предположить, что одной из причин была его «созвучность» с качественным анализом, сравнительно с чужеродными, количественно ориентированными и долгое время опасными тестированием, тестологией. Свою роль, очевидно, сыг- рал и его величество случай. Следом за СССР термин «психодиагностика» вхо- дит в употребление в ряде тогдашних социалистических стран.
Возвращение тестов происходит на фоне дискуссий о предмете марксистской психодиагностики, ее месте в системе психологического знания, принципах и ме- тодах, об отношении к зарубежному опыту. Впрочем, порой ставится вопрос и о це- лесообразности существования этого направления исследований. В этих дискус- сиях значительное место отводилось обсуждению роли тестов в психологических исследованиях. Это связано с тем, что в сознании нескольких поколений психо- логов слово «тест» связывалось с прилагательными «буржуазный» и «порочный»; в лучшем случае указывалось на «слепоту» диагностических методик, подавля- ющее большинство которых «не имеет под собой прочно обоснованной научной базы» (Б. М. Теплов, 1960,1963).
Критика тестов, их диагностических возможностей нередко проводилась с по- зиций борьбы с «педологическими извращениями», была эмоционально предвзя-
|
ния школьников // Советская педагогика. — 1968. — № 7.
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 91
той и сводилась к безосновательным обвинениям в методологической (читай: иде- ологической) несостоятельности. Иногда тесты, объявляемые «количественным подходом» к диагностике психических явлений, противопоставлялись уже упо- мянутому «качественному», который признавался единственно верным. Под тер- мином «тестирование» разумелась едва ли не идеологическая диверсия, попытка протащить в советскую науку чуждые ей взгляды и концепции. При этом, пони- мая значение тестов, некоторые ученые (напр., К. К. Платонов, 1972) предприни- мали вызывающие сегодня у непосвященных недоумение попытки отделить тест (объективный прием) от тестирования (сложившаяся за рубежом порочная прак- тика применения тестов).
Дискуссии о тестах периодически вспыхивают вплоть до середины 1970-х гг. и окончательно угасают к началу 1980-х. Психологов-практиков, а их ряды посте- пенно растут, интересуют не вопросы идеологической чистоты тестов, а те возмож- ности, которые открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому параллельно продолжающим- ся дискуссиям тесты поначалу робко, а затем все более активно используются в медико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп, профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе (В. Н. Мя- сищев и др., 1969; Б. Г. Ананьев и др. 1970-1976; И. Н. Гильяшева, 1969-1974; Е. И. Степанова и др., 1971-1974; Л. Ф. Бурлачук, 1971-1975; К. М. Гуревичидр.,
1974-1975 и многие другие).
В этих работах, осуществлявшихся без поддержки1, а нередко и при сопротив- лении со стороны официальной психологии, не только накапливался собственный опыт организации и проведения диагностических исследований, но и были полу- чены оригинальные данные, обогащающие известные представления об индиви- дуально-психологических особенностях личности в норме и патологии. Наряду с эмпирическими работами появляются и первые теоретические, анализирующие состояние дел в зарубежных исследованиях. Именно этими исследованиями со- ветских психологов конца 1960-х — середины 1970-х гг. был дан ответ на вопрос о том, быть или не быть тестам.
Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающим интересом исследовате- лей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Уве- личивается количество публикаций, публикуются первые монографии, посвящен- ные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом (В. Г. Норакидзе,
1975; Ф. Б. Березинидр., 1976; В. М. Блейхери Л. Ф. Бурлачук, 1978; Л. Ф. Бурла- чук, 1979). Психодиагностика признается в качестве одной из основных сфер при- ложения профессиональных возможностей психологов,становится неотъемле- мым элементом их обучения. И в то же время академическая наука при классифи- кации отраслей психологического знания не находит места для психодиагностики2.
|
журнале «Вопросы психологии». Исключение составляют статьи М. С. Бернштейна и Б. Г. Анань- ева, опубликованные в 1968 г. Первая была посвящена элементарным психометрическим процеду- рам, а вторая определяла психодиагностику как направление психологических исследований.
|
92 Глава 1. История психодиагностики. Введение
В 1980-е гг. и вплоть до распада СССР в 1991 г. в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами, причем так, как будто содержание их давно из- вестно и не заслуживает особого рассмотрения. Публикуемые экспериментальные работы буквально пестрят полученными у обследуемых данными об их «шизоид- ности», «экстрапунитивности», «силе Эго» и тому подобных характеристиках. Широкое хождение среди практиков, постоянно нуждающихся в диагностических методиках, получают разнообразные самиздатовские «адаптации» тестов, в дей- ствительности представляющие собой варианты непрофессионально выполнен- ных переводов с соответствующих зарубежных изданий, преимущественно англо- американских. У пользователей тестов сформировался «дилетантски потреби- тельский»подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда вне поля зрения остаются теоретические основания их построения и игнорируют- ся психометрические требования. Достаточно обыденна ситуация, когда психо- лог-практик, а часто просто дилетант, измеряя с помощью свежепереведенного иностранного теста, например, интеллект, весьма смутно представляет себе, как теоретически описывается это понятие автором теста, каковы надежность и валид- ность методики, не располагает нормативными данными, наконец, не осведомлен об этике работы с людьми. Каковы причины сложившейся в это время (и продол- жающейся во многом поныне) такой практики использования тестов?
Процесс заполнения «диагностического вакуума» происходил стихийно, по- этому, естественно, был ориентирован на готовый продукт — тест, опускалось все то, что связано с его разработкой и нормативно-этическими аспектами примене- ния, а собственный опыт был давно утрачен. Становится это возможным прежде всего потому, что отношение «большой психологии» к психологической диагно- стике лучше всего может быть охарактеризовано как позиция стороннего наблю- дателя. Такая позиция не случайна и вызвана не идеологической опасностью со стороны тестов. О ней, кстати, постепенно забывают. Дело в том, что в советской науке отсутствует дифференциально-психологическое направление исследова- ний, без которого наука об измерении индивидуальных различий превращается в ремесло применения тестов, отсутствует то направление, которое на Западе ин- тегрировалось с тестологией еще в начале прошлого века.
Дифференциально-психологические исследования в СССР признавались как не имеющие какой-либо «серьезной теоретической основы, которая объясняла бы происхождение и развитие самих индивидуальных различий» (В. М. Русалов,
1991). Считалось (и считается), что для доказательства реального существования личностных черт или факторов интеллекта дифференциальная психология долж- на опираться на объективно регистрируемое психофизиологическоепроявление поведения (Б. М. Теплов, 1985; В. Д. Небылицын, 1976; и др.). Таким образом, с точки зрения Б. М. Теплова и его последователей, индивидуально-психоло- гические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные.Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, пока не будет доказана их связь со свой- ствами нервной системы и установлено их устойчивое «поведенческое» (нейро-
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 93
динамическое) проявление — на вегетативном, электроэнцефалографическом, мо- торном и т. д. уровнях»1.
Рассмотренные соображения, если говорить кратко, лишают психологическую науку права на собственную (психологическую) теорию, объясняющую механиз- мы тех явлений, которые она изучает. Причины индивидуально-психологических различий, тех же особенностей личности, стремятся обнаружить на вегетатив- ном (!) уровне. Подобная «игра на понижение» — не что иное, как одна из форм психофизиологического редукционизма. Можно предположить, что недооценка индивидуальных различий, их изучение только на низшем уровне, ориентация на раскрытие наиболее общих психических закономерностей в известном смысле сти- мулировалась и социальным заказом, видением особого места психологической науки в социалистическом обществе, обществе равных друг другу людей.
Анализируя просчеты, ошибки советской психодиагностики, говоря о том, что она оставила нам в качестве наследства, а ситуация в этой области исследований мало изменилась со времен распада СССР, нельзя обойти и ее достижения в этот период. В 1980-е гг. продолжается обсуждение общих и частных проблем психоди- агностики, при этом широко привлекается собственный исследовательский опыт. Назовем книги Е. Т. Соколовой (1980), В. С. Аванесова (1982), М. М. Кабанова с сотр. (1983), Б. В. Кулагина (1984), Л. Ф. Бурлачука (1989), Б. Г. Херсонского (1989). Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специаль- ностей, внимательно изучалась практиками. Появляются первые учебные посо- бия для студентов2, первый словарь-справочник3, адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах, и это следует отметить особо, реализуется слияние тестологического, измерительного подхода с дифференциально-психологиче- ским,что составляет подлинную сущность психологической диагностики как нау- ки. В эти годы окончательно изживается все еще бытовавшее среди психологов старшего поколения мнение о том, что «тенденция обособления "психодиагно- стики" в особую научно-практическую дисциплину, со своим предметом, теорией и методами... представляется... построенной на ложных основаниях» (Д. Б. Эль- конин, 1980).
Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических иссле- дованиях (А. Е. Личко и др., 1983; В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985; К. Акимова и др., 1988; В. В. Столин и др., 1988; А. А. Кроник, 1991 и др.). Необхо- димо подчеркнуть важность начатой в 1980-е гг. работы по преодолению почти то- тальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как не- что экзотическое требования к надежности и валидности тестов и не имевших эле- ментарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершенную до сих пор) этических норм, которыми должны руководство- ваться создатели и пользователи психологических тестов.
|
шие задачи системных исследований // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 5. — С. 3-17.
|
|
94 Глава 1. История психодиагностики. Введение
В конце 1980-х гг. все более отчетливо определяются основные области ис- следований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки мно- гоотраслевой — общей психодиагностики.К специальным психодиагностикам,складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, профессиональ- ную, спортивную м педагогическую. Во всех этих областях внедряются компью- терныеварианты диагностических тестов, а тем самым расширяются границы общей психодиагностики, все чаще обращающейся к вопросам разработки, оцен- ки эффективности и применения диагностических средств с учетом возможнос- тей, предоставляемых современной вычислительной техникой.
После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX в. развитие пси- хологической диагностики, впрочем как и других наук, естественно, несколько затормозилось. Тем не менее в основных психологических центрах, которыми про- должали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в Рос- сии, а в Украине — Киев, велась определенная работа в области психодиагности- ки, позволившая достигнуть заметных результатов.
Одной из существенных проблем этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные тесты, а в основном это были неадаптиро- ванные зарубежные методики, не могли удовлетворять психологов. Поэтому важ- ным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) — предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. В отличие от многих известных западных фирм — производителей тестов, ИМАТОН не только распространитель собственной продукции, но и организатор ее научного сопровождения. Психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путем участия в кратко- срочных обучающих программах, а также конференциях, которые регулярно про- водятся ИМАТОНом.
Среди новых публикаций следует отметить первую на русском языке книгу, посвященную конструированию тестов1, новые учебные пособия2, а также очеред- ное издание словаря-справочника по психодиагностике. Наряду с конструирова- нием оригинальных тестов, которых становится все больше, продолжается и адап- тация известных зарубежных, проверка их надежности и валидности на отече- ственных выборках. Тем не менее и в 1990-е гг. продолжает сохраняться известный дефицит психологических методик. Достаточно сказать, что проведенный «Пси- хологической газетой» (№ 4/43, 1999) опрос показал, что лидируют по частоте использования в России тест Люшера (51 % опрошенных!), личностный опросник Кеттелла, опросник на определение акцентуации личности и некоторые из шкал Векслера. Многие современные зарубежные методики остаются неизвестными практикам, сохраняется, хотя и не столь явно, как ранее, пренебрежение психомет- рическими требованиями к используемым тестам. Компьютерные тесты продол-
|
ектирование / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд., 1994.
|
Заключение 95
жают оставаться чем-то экзотическим. Отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологи- ческую науку, остаются на ее периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество — отсутствие как в России; так и в Украине действу- ющих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагно- стики, а в связи с этим — отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельно- сти специалистов в этой области.
Судьба психодиагностики как области той науки, которая до недавнего време- ни называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового ис- пользования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце
1960-х гг. — вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в СССР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.
Заключение
Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: «У нее долгое прошлое, но короткая история». Становление психодиагно- стики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измере- нием психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».
В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленно- сти, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—на- чала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением. Последую- щая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях.
Как сказано во введении, решающий вклад в становлении и развитии психо- диагностики был внесен американскими психологами. Многие из них были выда- ющимися психологами своего времени, во многом определившими лицо психоло- гии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психоди- агностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психоло- гам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагно- стики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об из- мерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологи- ческой мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии.
96 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим бо- лее десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протя- жении многих лет. Каждый из этих тестов — своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики.
В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использо- вались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской пси- хологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеоло- гических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в после- военные годы объявленных в качестве орудия «психологов-расистов». Возрож- дение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психо- логии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в со- ветской психологии были достигнуты определенные успехи.
В заключение нам также хотелось бы подчеркнуть, что история психодиагнос- тики — это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — это история теорий и тестов,разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно из- мерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивиду- альных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.
Основные события, происходившие в психодиагностике (или оказавшие суще- ственное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по конец XX в., пред- ставлены ниже.
Дата
Личность ,
или организация
СобА ытие
Густав Фехнер | Публикация книги «Элементы психофизики» | |||
Френсис Гальтон | Публикация статей «Психометрические факты» и «Пси- | |||
хометрический эксперимент». Начало психометрических | ||||
исследований. Изучение индивидуальных различий | ||||
Вильгельм Вундт | Открытие первой психологической лаборатории | |||
Френсис Гальтон | Первое описание методов исследования характера. Нача- | |||
ло массовых исследований в психодиагностике | ||||
Владимир Бехтерев | Открытие первой психологической лаборатории в России | |||
Френсис Гальтон | Открытие метода корреляции | |||
Джеймс | Мак-Кин | Открытие психологической лаборатории в Пенсильван- | ||
Кеттелл | ском университете (США) | |||
Джеймс Мак-Кин | Публикация статьи «Умственные тесты и измерение» | |
Кеттелл | ||
Эмиль Крепелин | Классификация психических болезней | |
Альфред Бине | Первое описание тестов интеллекта, базирующихся на | |
и Виктор Анри | изучении сложных психических процессов | |
Герман Эббингауз | Тест пропущенных слогов и слов |
1897 Дж. М. Райс Начало широкомасштабного использования учебных те- стов в школах США
Заключение 9 7
,1904
Эдвард Торндайк
Чарльз Спирмен
Альфред Бине и Виктор Анри Эдвард Торндайк
Григорий Россолимо Вильям Штерн Льюис Термен
и Мауд Меррилл
Роберт Вудвортс Артур Отис Герман Роршах
Арнольд Гезелл
Эдвард Стронг
Луис Терстоун
Кристиана Морган и Генри Мюррей ЦК ВКП(б)
Оскар Бурос (редактор) Лауретта Бендер Дэвид Векслер Леопольд Фрэнк Старк Хэтуаэй
и Мак-Кинли
Артур Отис
Бюро стратегических служб США
Бюро стратегических служб США
Раймонд Кеттелл Американская психи- атрическая ассоциация Американская психо-
логическая ассоциация
Американская психо-
Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и со-
циальных измерений»
Создание двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа
Шкала Бине для измерения уровня интеллекта
Первый учебник по образовательной психологии и изме- рению в образовании
Публикация книги «Психологические профили» Введение понятия «коэффициент интеллекта» Адаптация шкалы Бине в США
Первый личностный опросник
Первые групповые тесты
Публикация теста, «основанного на перцепции» и получив- шего имя автора, появление термина «психодиагностика» Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка до- школьного возраста»
Бланк профессиональных интересов
Развитие техники факторного анализа. Мультифакторная теория структуры интеллекта
Первое описание проективной техники — теста темати- ческой апперцепции
Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР Выход в свет первого тома «Ежегодника психических из- мерений»
Гештальт-тест Бендера
Векслер-Белльвю шкала измерения интеллекта Появление термина «проективная техника» Миннесотский многоаспектный личностный опросник
Классификационный тест
Разработка ситуационных тестов
Появление термина «психологическая оценка» Опросник 16 факторов личности (16 PF)
Публикация «Диагностическое и статистическое руковод- ство по психическим расстройствам» (DSM-I)
Принятие «Этических стандартов для психологов»
Публикация книги «Технические рекомендации для пси-
логическая ассоциация, хологических тестов и диагностических методик» Американская ассоциа-
ция образовательных исследований, Нацио- нальный Совет по изме- рениям в образовании
98 Глава 1. История психодиагностики. Введение
1963-
Пол Мил
Джордж Келли
Ганс Айзенк
Чарльз Осгуд
Дж. Гилфорд
Роберт Глезер
Американская психо- логическая ассоциация
Дж. Гилфорд
Вальтер Мишель
Борис Ананьев
Центральный совет Общества психологов СССР
Жан Кардин и др. Вадим Блейхер
и Леонид Бурлачук
Алексей Бодалев, Владимир Столин
и коллектив авторов Дж. Бучер, В. Даль- стром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен
и Б. Кэммер
Американская психо- логическая ассоциация,
Министерства обороны,
просвещения и труда США
Джеймс Импара и Барбара Плайк
Публикация книги «Клиническое предсказание сравни-
тельно с предсказанием статистическим». Начало дискус- сии об эффективности разных типов обобщения диагно- стических результатов
Публикация книги «Психология личностных конструк- тов»
Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии—интроверсии
Методика семантического дифференциала
Разработка тестов для измерения творческих способно- стей
Критериально-ориентированное тестирование
Начало использования компьютеров в психодиагностике, появление и широкое распространение компьютерных вер- сий тестов на Западе
Публикация книги «Стандарты тестирования в образова- нииипсихологии»
«Кубическая» модель структуры интеллекта
Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных. Публи- кация статьи «Комплексное изучение человека и психоло- гическая диагностика», знаменующей признание этого на- правления исследований в советской психологии Восстановление психодиагностики в правах области пси- хологической науки в Советском Союзе
Основание Международной комиссии по тестам (ITC) Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и
личности»
Первое в СССР учебное пособие по психодиагностике для студентов-психологов: «Общая психодиагностика»
Публикация MMPI-2
Создание государственного Совета по тестированию и оценке
13-е издание «Ежегодника психических измерений»
(редакторы)