Вывести на уровень осознавания (причем опять же на языке метафоры) вытесненный материал (травмы, переживания, страхи и т.п.).

Все вышеперечисленное дает возможность индивидуально или в группе найти и апробировать новые, ранее недоступные (и не нужные) формы взаимоотношений с обществом, с миром, с другими людьми, то есть «породить» новый уровень адаптированности личности.

Архетипическая природа марионетки заранее обуславливает очень сильную, эмоционально насыщенную и энергетически заряженную реакцию человека на любое взаимодействие с такой куклой.

Марионетка в таком взаимодействии может выступать в качестве подобия, метафоры, воплощения души человека, а может играть роль подобия, метафоры, воплощения его тела.

Если использование марионетки в процессе психокоррекции личности и группы основывается на подобии переживанию, то в свою полную силу вступает принцип актуальности метафорических изменений, и тогда любая трансформация такой метафоры находит свое воплощение в реальной жизни клиента.

Показанием для использования марионетки могут быть, как предполагалось, любые кризисные состояния, обладающие вышеперечисленной симптоматикой.

Необходимый для изготовления набор:

- квадрат ткани приблизительно 60 х 60 см (для основы или «тела»);

- несколько квадратных кусков ткани меньшего размера и разных цветов;

- коробочки от игрушки «киндер-сюрприз» или небольшие шарики, камешки;

- пуговицы, лоскуты, нитки, гуашь, разнообразная тесьма, ленты, чулки разного цвета, вата, поролон.

Техника изготовления

Коробочка от «киндер-сюрприза» обтягивается чулком нужного цвета (от белого до черного – в зависимости от того, что покажется клиенту подходящим) и завязывается ниткой. При этом необходимо оставить «хвостик» не менее 10-15 см длиной и отрезать чулок. Это и будет голова с шеей. Затем ткань, которая станет впоследствии телом (или основой), складывается треугольником, в центре которого прорезается совсем небольшое отверстие, куда протягивается и прикрепляется изнутри к ткани «шея».

Практически марионетка уже готова, поскольку у нее есть голова и туловище. Осталось ее одеть, нарисовать или сделать из других материалов - пуговиц, фольги, стекла и пр. – лицо (если это необходимо) и сделать руки.

Чтобы оснастить марионетку основным социальным инструментом, прямо к ткани-основе пришиваются «кисти» необходимого клиенту размера. Для их изготовления необходимо маленькие кусочки ваты (лоскутки, камешки) обтянуть чулком того же цвета, что и голова.

Такая кукла имеет всего три управляющие нити, прикрепленные к голове и кистям, что делает процесс последующего взаимодействия с нею чрезвычайнопростым.

Необходима ткань всех базовых (архетипических) цветов - черная, белая, красная, зеленая, желтая, синяя, серая. Каждый из этих цветов несет свою информацию, отсюда уже выбор цвета становится диагностичным для терапевта и терапевтичным - для клиента.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Это использование сказки как архетипической метафоры в целях:

- психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),

- психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений),

- психотерапии (исцеление с помощью сказки)

Виды сказкотерапии

- Анализ и интерпретация сказок.

- Использование архетипа сказки.

- Сочинение сказок (библиотерапия).

- Медитативные сказки.

- Драматерапия сказки (известной сказки, сочиненной клиентом, в группе – по случайно выбранным ролям и др. варианты).

- Рисование сказки.

- Сказочное путешествие (пространство, где «все возможно»).

- Куклы (марионетки, пальчиковые, веревочные, куклы-обереги и пр.).

- Сказочный карнавал (каким сказочным персонажем я стал бы на карнавале).

- Любимая сказка детства.

Достоинства сказки

- Метафоричность (наиболее доступно для восприятия).

- Отсутствие дидактичности (не вызывает сопротивления).

- Глубинный смысл сказки (закодированный опыт человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе).

- Архетипичность (многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации).

- Полная психологическая защищенность (справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»).

- Экзистенциальность (относительность добра и зла, изменчивость, беды и испытания делают сильнее, мудрее и пр., неопределенность места и времени, «ненаходимость» по Бахтину).

- Магический ореол (волшебство, чудо, «как в сказке» - отсутствие ментальных ограничений, иррациональность).

Родословная сказки

- Соотношение и исторические корни мифа – легенды –саги –былины – сказки –притчи…

Виды сказок

По происхождению - сакральные (мифологические), народные, авторские.

По содержанию - антропоморфные (наиболее древние, предпочитают дети до 3 лет), бытовые (предпочитают дети 3 – 5 лет), волшебные (предпочитают дети старше 5 лет и взрослые).

По задаче:

– дидактические (необходимо создать мотивацию), психокоррекционные (расширяют спектр моделей поведения, подсказывают альтернативные решения, показывают модели более успешного поведения, меняют отношение к ситуации на более адекватное),

- психотерапевтические (глубинные механизмы бытия, экзистенциальные проблемы, философские понятия добра, зла, гордыни, испытания, смерти, жизни, любви и т.п., авторские сказки, притчи. Они помогают там, где традиционные психотерапевтические приемы бессильны),

- медитативные (способствуют процессу погружения во внутренний мир, самосовершенствованию).

Персонажи сказки – герой (Иван-царевич), антагонист (вредитель, Кощей Бессмертный), помощник (волшебный конь, серый волк), даритель (Баба яга), отправитель (кто героя посылает куда-то : Царь-отец искать невесту), искомый или спасаемый (царевна-лягушка).

Морфология сказки

1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции персонажей, независимо от того, кем и как они выполняются.

2. Число функций волшебной сказки ограничено.

3. Последовательность функций всегда одинакова.

Схема волшебной сказки

Место и время действия (ненаходимость), происхождение героя и социальный статус, нанесение ущерба или вреда или желание иметь что-то, отправка из дома, встреча с дарителем или с помощником, встреча с антагонистом (поединок), победа, возвращение, погоня, испытание, награждение.

Наши рекомендации