Социальная психология 1 страница
FIFTH EDITION
Social Psychology
David G. Myers
McGRAW-HILL, INC.
New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota
Caracas Lisbon London Madrid Mexim
NewDe,hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов
и аспирантов психологических факультетов,
а также слушателей курсов психологических
дисциплин на гуманитарных факультетах
ВУЗов РФ
Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск 1997
Дэвид Майерс
Давид Майерс Социальная психология
Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова
Главный редактор В. Усманов
Заведующий редакцией М. Чураков
Научный редактор А. Свенцицкий
Литературные редакторы М. Шахтарина,
В. Рыжков, В. Попов
Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев
Художник А. Суворов
Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина
Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина
ББК 88.5 УДК 159.9:301 Майерс Д.
М14 Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8
Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.
© 1996,1993,1990,1987,1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved.
© Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова,
С. Шпак, 1996.
© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997.
Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A.
Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-88782-141-8
ISBN 0-07-044377-7 (англ.)
Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.
Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94.
Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0'/16. Усл. п. л. 55,9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960.
Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.
197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27
в Социальная психология и смежные науки.................................................30
Социальная психология и социология................................................30
Социальная психология и психология личности..................................31
Уровни объяснения...........................................................................31
Резюме ............................................................................................33
■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33
Очевидное влияние ценностей............................................................34
Завуалированное влияние ценностей..................................................34
Субъективные аспекты науки.........................................................34
Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36
Нельзя соединить «есть» и «должно быть» ....................................38
Резюме ............................................................................................38
■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология
аналогом здравого смысла?.........................................................................40
Резюме ............................................................................................46
■ Социальная психология: как это делается.................................................46
Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46
Противостояние: взаимосвязь — причинность ................................47
Опрос..........................................................................................49
Нерепрезентативные выборки....................................................50
Последовательность вопросов ....................................................51
Право выбора ответа.................................................................52
Формулировка .........................................................................52
Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53
Контроль: манипулирование переменными.....................................53
Случайное распределение: великий уравнитель...............................55
Этика экспериментального исследования........................................56
Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58
Из лаборатории — в жизнь...............................................................60
Резюме ............................................................................................60
ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62
ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64
■ Я-концепция....................................................................................................64
Самопознание...................................................................................67
■ Социальная психология
Объяснение нашего поведения.......................................................67
Прогноз нашего поведения............................................................68
Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69
Я и культура....................................................................................71
Резюме ............................................................................................73
■ Самоэффективность.......................................................................................74
Локус коргтроля................................................................................74
Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75
Коллективная эффективность............................................................77
Резюме ............................................................................................79
■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79
Объяснения позитивных и негативных событий..................................79
Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82
Нереалистичный оптимизм................................................................83
Ложный консенсус и уникальность ....................................................85
Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86
Мотивация самоуважения..................................................................88
Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу
своего Я...........................................................................................89
Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90
Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91
Резюме ............................................................................................93
■ Самопрезентация............................................................................................94
Ложная скромность ..........................................................................94
Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95
Управление впечатлениями ...............................................................96
Резюме ............................................................................................98
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99
■ Интерпретация других..................................................................................100
Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100
Предполагаемые черты................................................................ 102
Атрибуции здравого смысла........................................................ 103
Интеграция информации............................................................. 104
Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104
Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105
Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107
Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109
Перспектива и ситуационное осознание .................................... 109
Культурные различия .................................................... \\2
Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атрибуции? ..............................'............................................................. \\2
Резюме ................................................................. \ •] 5
■ Наши суждения о других............................................................................U5
Интуиция: наш потенциал внутреннего знания .................................115
Сила интуиции............................................................. j j g
Содержание ш
Границы интуиции...................................................................... 117
Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118
Восприятие и интерпретация событий..........................................119
Стойкость убеждений ................................................................. 122
Конструирование воспоминаний ..................................................123
Реконструирование прошлых установок ................................... 124
Реконструирование прошлого поведения...................................126
Реконструкция прежнего опыта ............................................... 127
Самонадеянность в суждениях.........................................................128
Лекарство от самонадеянности .................................................... 131
Эвристика...................................................................................... 132
Эвристика репрезентативности.................................................... 132
Игнорирование базовой оценочной информации ...........................133
Доступность эвристики ............................................................... 134
Иллюзорное мышление................................................................... 136
Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136
Иллюзия контроля..................................................................... 138
Азартные игры ....................................................................... 138
Возврат к среднему................................................................. 138
Настроение и суждения................................................................... 140
Резюме .......................................................................................... 142
■ Убеждения самореализации........................................................................143
Ожидания преподавателя и поведение студента ................................144
Что мы ждем от других, то и получаем ............................................. 145
Резюме .......................................................................................... 147
■ Выводы...........................................................................................................148
Резюме ..........................................................................................152
ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153
■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155
Неужели мы все лицемеры ?............................................................. 155
Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157
Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157
Уменьшение других влияний на поведение...................................158
Изучение установок, характерных для поведения.......................... 159
Повышение силы установки......................................................... 160
Довести установки до сознания................................................ 160
Сила установок, закрепленных опытом ..................................... 161
Некоторые выводы.....................................................................162
Резюме .......................................................................................... 162
■ Определяет ли поведение установки?.......................................................163
Наши роли.....................................................................................164
Утверждение становится убеждением ............................................... 166
Феномен «нога в дверях»................................................................ 168
Дурные поступки и установки......................................................... 171
Межрасовое поведение и расовые установки..................................... 173
Социальные движения.................................................................... 174
■ Социальная психология
Размышления над данными исследований......................................... 175
Резюме .......................................................................................... 176
■ Почему поступки влияют на установки?...................................................176
Самопрезентация: управление впечатлением..................................... 177
Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс.............................. 178
Недостаточное оправдание.......................................................... 179
Диссонанс после принятия решений.............................................182
Самовосприятие ............................................................................. 183
Сверхоправдание и внутренняя мотивация................................... 186
Сравнение теорий........................................................................... 189
Диссонанс как активирующий фактор.......................................... 191
Самовосприятие при отсутствии противоречия самому себе............ 193
Резюме ..........................................................................................194
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА..............195
■ Построение суждений клиническими психологами.................................196
Иллюзорные взаимосвязи................................................................197
Хиндсайт и самонадеянность........................................................... 198
Самоподтверждающиеся диагнозы...................................................199
Противостояние: клинический прогноз — статистический прогноз......201
Скрытый смысл..............................................................................203
Резюме..........................................................................................205
■ Социальное познание при проблемном поведении.................................205
Социальное познание и депрессия....................................................205
Искажение или реализм?............................................................205
Негативные мысли: причина или результат депрессии?.................207
Депрессивное настроение является причиной негативного
мышления..............................................................................207
Негативное мышление является причиной депрессивного настроения ...........................................................................................208
Социальное познание и одиночество ................................................210
Социальное познание и социальная тревога......................................211
Социальное познание и соматические заболевания ............................213
Психология здоровья..................................................................213
Оптимизм и здоровье............'......................................................215
Стресс и болезнь.....................................................................216
Пессимистический стиль объяснений и болезнь..........................216
Резюме ..........................................................................................218
■ Социально-психологические подходы к лечению....................................218
К внутренним изменениям через внешние поведенческие проявления.. 218
Разорвать порочный круг........................................................... 219
Тренинг социальных умений.......................................................220
Психотерапия стилем объяснения................................ 221
Изменение сохраняется, если успех мы приписываем себе...................221
Резюме ..........................................................................................222
Содержание ■ 9
ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 224
ГЛАВА б. ПОЛ, ГЕНЫ И КУЛЬТУРА...............................................................225
■ Различие и сходство полов.........................................................................228
Противостояние: независимость — привязанность.............................229
Социальное доминирование.............................................................232
Агрессия........................................................................................234
Сексуальность................................................................................234
Резюме ..........................................................................................236
■ Эволюция и поведение.................................................................................236
Универсальные нормы ....................................................................237
Эволюция полов: делать то, что естественно......................................239
Пол и выбор партнера ...............................................................240
Пол и гормоны...........................................................................243
Обсуждение эволюционистского направления в психологии...........244
Резюме ..........................................................................................247
■ Культура и поведение...................................................................................247
Противостояние: индивидуализм — коллективизм ............................249
Я-концепция ..............................................................................250
Воспитание детей .......................................................................251
Социальные взаимоотношения.....................................................251
Коммунитарианизм.................................................................253
Социальные роли ...........................................................................256
Роли с высоким и низким статусом..............................................257
Инверсия ролей......................................................................258
Тендерные роли......................................................................259
Тендерные роли зависят от культуры .......................................260
Тендерные роли зависят от эпохи.............................................262
Резюме ..........................................................................................262
■ Заключение....................................................................................................263
Биология плюс культура.................................................................263
Главный урок социальной психологии..............................................264
Резюме ..........................................................................................267
ГЛАВА 7. КОНФОРМИЗМ................................................................................268
■ Классические эксперименты.......................................................................271
Эксперименты Шерифа: формирование норм....................................271
Эксперименты Аша: исследования давления группы..........................275
Эксперименты Милграма: подчинение..............................................278
Чем вызвано подчинение? ...............................................................281
Эмоциональное удаление от жертвы............................................282
Близость и легитимность авторитета............................................283
Институциональный авторитет ....................................................284
Освобождающее воздействие группы (лнбератнвный эффект)........285
Обсуждение классических экспериментов.........................................285
Поведение и установки ...............................................................286
■ Социальная психология
Сила воздействия ситуации.........................................................288
Фундаментальная ошибка атрибуции...........................................290
Резюме ..........................................................................................292
■ Когда проявляется конформизм?...............................................................292
Размер группы...............................................................................293
Единомыслие .................................................................................294
Сплоченность.................................................................................295
Статус ...........................................................................................295
Публичный ответ............................................................................296
Отсутствие предварительных заявлений...........................................296
Резюме ..........................................................................................297
■ Почему проявляется конформизм?............................................................298
Резюме ..........................................................................................299
■ Кто проявляет конформизм?.......................................................................299
Тендер ........................................................................................... 300
Личность .......................................................................................301
Культура.......................................................................................303
Резюме ..........................................................................................304
■ Сопротивление социальному давлению....................................................305
Реактивное сопротивление...............................................................305
Борьба за свою уникальность..........................................................307
Резюме ..........................................................................................309
ГЛАВА 8. УБЕЖДЕНИЕ....................................................................................310
■ Два способа убеждения...............................................................................313
Резюме ..........................................................................................314
■ Слагаемые убеждения..................................................................................315
Кто излагает сообщение? Влияние «коммуникатора».........................315
Кредитность...............................................................................315
Восприятие компетентности.....................................................316
Восприятие надежности «коммуникатора» ................................317
Привлекательность.....................................................................319
Что излагается? Содержание сообщения...........................................320
Рассудок против эмоций.............................................................320
Эффект хорошего настроения..................................................321
Эффект активации страха .......................................................322
Степень расхождения мнений......................................................323
Противостояние обращений: аппелирующие к контраргументам
и нет .........................................................................................325
Первичность против вторнчности.................................................326
Как передается сообщение? Канал коммуникации.............................328
Активно пережитое или пассивно воспринятое..............................328
Противостояние: личное влияние — воздействие средств массовой
коммуникации............................................................................330
Кому адресовано сообщение? Аудитория..........................................333
Сколько им лет? ...........................................
Содержание ■ 11
О чем они думают......................................................................335
Кто предупрежден, тот вооружен — если вы достаточно заинтересованы, чтобы спорить .............................................................335
Отвлечение внимания разоружает ............................................336
Незаинтересованная аудитория использует косвенные намеки ....336 Резюме ..........................................................................................338
■ Примеры исследований убеждения...........................................................339
Втягивание в секты.........................................................................340
Установки следуют за поведением ...............................................341
Уступки приводят к одобрению ...............................................341
Феномен «нога в дверях»........................................................341
Слагаемые убедительности..........................................................343
Коммуникатор.......................................................................343
Сообщение .............................................................................344
Аудитория..............................................................................344
Групповые эффекты ...................................................................344
Убеждение при психологическом консультировании и в психотерапии 346 Резюме ..........................................................................................348
■ Сопротивление убеждению: прививка установок....................................348
Усиление личной определенности.....................................................348
Атакующее убеждение ................................................................349