Глава 3. Направления противопожарной пропаганды

§ 3.1. Создание позитивного образа сотрудника государственного пожарного надзора (государственной противопожарной службы)

Формирование положительного имиджа как сотрудников государственного пожарного надзора (далее – ГПН), так и профессионалов государственной противопожарной службы, должно включать в себя ценностную ориентацию всех компонентов культуры пожарной безопасности, рассматриваемой в тесной связи или на фоне социально-политических и экономических реалий, а также представлений о них в обществе. Работа в данном направлении должна проводиться в три этапа (с личным составом, с предпринимателями, с общественностью) по созданию положительного общественного мнения о ГПН и направлена на:

выявление и устранение условий, порождающих негативное отношение к сотрудникам ГПН;

подготовку соответствующих поручений для эффективного формирования общественного мнения о сотрудниках ГПН;

повышение эффективности работы территориальной комиссии по аттестации сотрудников ФПС, выполняющих функции по осуществлению ГПН;

повышение эффективности деятельности комиссий, осуществляющих инспекторские (контрольные, целевые) проверки территориальных подразделений ГПН по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на территории города (района).

В условиях, когда старые неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые не полностью определены, возникает нездоровое стремление к материальной обеспеченности и превосходству над другими. При таких обстоятельствах краеугольным камнем в основании создания положительного общественного мнения о деятельности государственного пожарного надзора является индивидуально-воспитательная работа с государственными инспекторами по пожарному надзору.

Важным инструментом в работе по разъяснению целей и задач, к достижению которых стремятся органы ГПН, является деятельность общественных советов при начальниках Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Через членов общественного совета предпринимательское сообщество информируется о мерах, принимаемых МЧС России по снятию избыточных административных барьеров, созданию единого надзора МЧС России, этапах введения аудита в области пожарной безопасности, а также изменениях в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Внимание предпринимателей при этом обращается на необходимость обеспечения интересов бизнеса в области пожарной безопасности не путем подкупа сотрудников ГПН, а путем согласования в установленном порядке адресных систем обеспечения пожарной безопасности на нормативно-техническом совете.

Ведение прямого открытого диалога с представителями бизнес сообществ на областных, городских, районных семинарах позволяет выявлять и своевременно устранять излишние административные барьеры. Работа общественных советов, органов ГПН по снятию излишних административных барьеров должна всесторонне освещаться в средствах массовой информации. При этом внимание читателей должно акцентироваться на необходимости соблюдать требования пожарной безопасности, положительной оценке роли ГПН в деле обеспечения пожарной безопасности.

Следует отметить, что территориальными органами МЧС России в рамках формирования положительного имиджа сотрудников ГПН регулярно проводится работа по информированию граждан опринимаемых мерах по предупреждению пожаров и разъяснению требований пожарной безопасности, в том числе, путем проведения профилактических мероприятий по предупреждению пожаров, пресс-конференций, «круглых столов» об устранении административных барьеров и соблюдении требований пожарной безопасности в организациях. Также активно проводится работа с детьми по обучению правилам пожарной безопасности и формированию готовности к организованным действиям в случае возникновения пожара. Организуются различные викторины, экскурсии по музеям пожарного дела, конкурсы, эстафеты и т. д.

Вместе с тем, в изданных статьях, направленных на создание положительного образа сотрудника государственного пожарного надзора, преимущественно освещаются вопросы статистики пожаров. Также наиболее часто встречающиеся, материалы информационного и разъяснительного характера (напоминание о соблюдении правил пожарной безопасности дома, в школе, на работе, в лесу, сезонная профилактика, а также осуществление рейдов инспекторов ГПН, информирование граждан о едином «телефоне доверия МЧС») и др.

Публикуются «черные списки» пожароопасных объектов, а также проведение надзорно-профилактических операций, месячник пожарной безопасности, «Жилище».

В печатных изданиях освещаются такие, например, мероприятия как конкурс сочинений, проведенный в Кабардино-Балкарской Республике на тему: «Пожарный профессия героическая», во Владикавказе прошел благотворительный концерт «Добру распахнуты сердца». Пожарно-спасательными частями и еще рядом управлений и отделов республиканского МЧС были собраны добровольные пожертвования в помощь детям - инвалидам, олимпиада по ОБЖ в Республике Адыгея с заголовком статьи - «Эти дети не допустят пожара», «МЧС глазами детей», мероприятия по профориентации учащихся школ по профилю ГПС МЧС -«Будем служить на благо России». Пропагандируют положительный облик сотрудника ГПН такие рубрики и отдельные статьи как: «Профессионалы», «Герои», «Пожарный спас из пламени соседей», «В новогодние праздники милиция и МЧС оставили врачей без работы», «Сотрудничество», «Идущие сквозь огонь», «Огонь - Друг, огонь - враг».

Недопустима публикация статей с такими названиями, как: «Пожары унесли 4 жизни», «происшествия», «на пожаре сгорело», «зарегистрированы случаи гибели на пожаре», «горим», «за пол года сгорело». Данные статьи не несут поучительную информацию для населения, которая может помочь избежать дальнейших трагедий, а просто являются констатацией фактов.

Анализ освещения основных вопросов деятельности ГПНпоказывает, что со стороны представителей СМИ преобладает заинтересованность в получении оперативной информации, связанной с происшедшими пожарами и гибелью при них людей. Вопросы, связанные с повседневной деятельностью сотрудников МЧС России не вызывают интереса у населения и представителей СМИ.

Объективная сложность контроля органами государственного пожарного надзора должна быть компенсирована активизацией проведения противопожарной пропаганды через средства массовой информации. Периодическая передача и массовое тиражирование словесной, печатной, образной и цифровой информации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, может предотвратить трагедию и спасти человеческую жизнь.

Формирования положительного имиджа сотрудников ГПН базируется на развитии внутреннего мира благородных чувств и осознанных приоритетов в жизни, поэтому работу со средствами массовой информации следует связывать:

- с национальной языковой традицией красивой речи;

- с развитием культуры безопасности человека;

- с менталитетом, коренящимся в личности;

- с соединением формы с содержанием, внешнего с внутренним, т.е. в обретении смысла.

- с формированием чувства ответственности у читателей, зрителей, слушателей за последствия пожаров;

- с обучением населения правилам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

- с популяризацией мужества и героизма пожарных;

- с освещением научно-технических достижений в области пожарной безопасности;

- с информированием предпринимателей об особенностях пожаров в современных зданиях, сооружениях, транспортных средствах;

- с вовлечением предпринимательского сообщества в общественную работу, направленную на предотвращение пожаров;

- с раскрытием духовно-нравственного потенциала ГПН.

Наши рекомендации